2
Как готовят русский майдан
В одной из статей председатель Союза писателей России В.Н.Ганичев упомянул прошлогоднюю встречу писателей с учениками современной украинской школы. Встречу, на которой так в сущности и не удалось «расшевелить» ни школьную аудиторию, ни учителей: «все они сидели с пустыми глазами». Недоумение выступавших рассеяла одна школьная учительница, сказавшая Валерию Николаевичу: «...Они же ничего не знают, ничего не чувствуют, они не читали письмо Татьяны к Онегину, они не знают про Тараса Бульбу...». Они не знают. Но они думают, что правы в своём незнании. И это - несчастье...
Наши отцы и деды, и малороссы и великороссы, и белорусы, вынесшие на своих плечах тяжесть невыносимых испытаний России ХХ века, победившие в Великой Отечественной войне, с гордостью за великую русскую литературу мирового значения читали и изучали её в полноте, достойной школы независимой страны, возрастая умом и возгораясь сердцем.
Они осваивали великую русскую классику не по «отрывкам», не галопом по Европам, но внимательно читали изучаемые произведения, а многие стихотворные тексты знали наизусть. В главном и целом они представляли себе историю отечественной литературы. Ибо имели счастье учиться по полноценным программам школы независимой державы, по программам, в которых на изучение родной словесности отводилось время, соответствующее смыслу и значению учебного материала.
Нашим отцам и дедам, например, в старших классах средней школы на изучение «Слова о полку Игореве» отводилось 7 классных часов (теперь отводится - 3), на изучение творчества М.В.Ломоносова - 5 (ныне - 2), на знакомство с произведениями Д.И. Фонвизина - 8 (сегодня - 3), на А.С.Грибоедова - 12 (сейчас - 7), на творчество А.С.Пушкина - 40 часов (в настоящее время - 15), на М.Ю.Лермонтова - 24 (в наши дни - 9), на И.С.Тургенева - 15 (в современной школе - 9), на творчество Н.А.Некрасова - 15 (по нынешним программам - 6), на творчество Л.Н.Толстого - 30 классных часов (в настоящее время - 17) и т.п.
За отведенное ныне учебное время невозможно достичь нормального освоения даже жалкого количества оставленных в программе произведений, не говоря уже о должном для гражданина независимой державы, базовом знакомстве с русской классикой - на уровне нормальной (полноценной) средней школы...
Неполноценное, убогое ознакомление молодёжи с отечественной литературой в сегодняшней школе, определяемое нынешними «стандартами», - это государственное преступление!
Наши отцы и деды в молодости жили в благодатной аудио среде: по радио неизменно и постоянно транслировались высокохудожественные классические литературные и музыкальные произведения, а мусор масскультуры в СМИ не допускался.
Наши отцы и деды в детстве были знакомы с замечательными образцами русского эпоса. Читая былину «Илья Муромец и Соловей Разбойник», они вспоминали, что богатырь «стоял заутреню во Муроме, // Ай к обедне поспеть хотел он в стольный Киев-град» и проникались сознанием пространства единой Руси. Они помнили о победе богатыря над Соловьём Разбойником, о том, чем (и во имя чего!) завершается былина:
Ай тут старый-от казак да Илья Муромец
Он скорешенько садился на добра коня,
Ай он вёз-то Соловья да во чисто поле,
И он срубил ему да буйну голову.
Говорил Илья да таковы слова:
«Тебе полно-тко свистать да по соловьему,
Тебе полно-тко кричать да по звериному,
Тебе полно-тко слезить отцов-матерей,
Тебе полно-тко вдовить да жен молодых,
Тебе полно-тко спущать-то сиротать
да малых детушек».
Они понимали тоску по родине былинного купца Садко, пленённого морским царём.
Они с верою и чувством национального достоинства внимали строкам оды М.В.Ломоносова «На восшествие на престол императрицы Елизаветы Петровны»:
...О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих.
И видеть таковых желает,
Каких зовёт от стран чужих,
О наши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободрены
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Они знали наизусть и проникались высоким духом знаменитых строк из рылеевского «Ивана Сусанина»:
«...Предателя, мнили, во мне вы нашли:
И нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества
любит
И душу изменой свою не погубит...»
Кто русский по сердцу, тот бодро и смело,
И радостно гибнет за правое дело!..
Они ощущали и воспринимали внутренний трепет сокровенных строк из «Певца во стане русских воинов» В.А. Жуковского, невольно возвышаясь умом и сердцем любовью к Отечеству:
<...>Певец
Отчизне кубок сей, друзья!
Страна, где мы впервые
Вкусили сладость бытия,
Поля, холмы родные,
Родного неба милый свет,
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет
И первых лет уроки,
Что вашу прелесть заменит?
О родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?
Там всё - там родших милый дом;
Там наши жены, чада;
О нас их слёзы пред Творцом;
Мы жизни их ограда;
Там девы - прелесть наших дней,
И сонм друзей бесценный,
И царский трон, и прах царей,
И предков прах священный.
За них, друзья, всю нашу кровь!
На вражьи грянем силы;
Да в чадах к родине любовь
Зажгут отцов могилы...
Они вдохновенно от начала и до конца декламировали вступление к поэме А.С.Пушкина «Медный всадник», особенно же строки о свершившемся созидательном замысле Петра Великого:
...Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознёсся пышно, горделиво;
Где прежде финский рыболов,
Печальный пасынок природы,
Один, у низких берегов
Бросал в неведомые воды
Свой ветхий невод, ныне там
По оживлённым берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Тёмнозелёными садами
Её покрылись острова,
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова.
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит...
..............................
Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей,
Пехотных ратей и коней
Однообразную красивость.
В их стройно зыблемом строю
Лоскутья сих знамён победных,
Сиянье шапок этих медных,
Насквозь простреленных в бою.
Люблю военная столица
Твоей твердыни дым и гром,
Когда полнощная царица
Дарует сына в царский дом,
Или победу над врагом
Россия снова торжествует...
...................................
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия,
Да умирится же с тобой
И побеждённая стихия....
Они читали «Полтаву» А.С.Пушкина и знали по его удивительно точной поэтической характеристике, что за «фрукт» был Мазепа и чем он занимался:
Повсюду тайно сеют яд
Его подосланные слуги:
Там на Дону казачьи круги
Они с Булавиным мутят;
Там будят диких орд ватагу;
Там за порогами Днепра
Стращают буйную ватагу
Самодержавием Петра.
Мазепа всюду взор кидает
И письма шлёт из края в край:
Угрозой хитрой подымает
Он на Москву Бахчисарай.
Король ему в Варшаве внемлет,
В стенгах Очакова паша,
Во стане царь и Карл. Не дремлет
Его коварная душа.
Они с пониманием и сочувствием воспринимали возмущённые слова из монолога героя «Горя от ума» Чацкого:
...Ни звука русского, ни русского лица
Не встретил...
...Я одаль воссылал желания
Смиренные, однако вслух,
Чтоб истребил Господь нечистый этот
дух
Пустого, рабского, слепого подражанья;
Чтоб искру заронил он в ком-нибудь
с душой,
Кто мог бы словом и примером
Нас удержать, как крепкою вожжой
От жалкой тошноты по стороне
чужой...
Они учились гражданскому самосознанию, читая стихотворение Н.А.Некрасова «Поэт и гражданин»:
...А ты, поэт! избранник неба,
Глашатай истин вековых,
Не верь, что неимущий хлеба
Не стоит вещих струн твоих!
Не верь, чтоб вовсе пали люди;
Не умер Бог в душе людей,
И вопль из верующей груди
Всегда доступен будет ей!
Будь гражданин! Служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви...
Они помнили, как незаметно старались смахнуть упрямую слезу участники войны, ветераны, слушая до глубины души доходящее и предельно искреннее стихотворение К.Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...»:
Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слёзы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: «Господь вас спаси!
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси...
Ты знаешь, наверное, всё-таки Родина -
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти посёлки, что дедами пройдены
С простыми крестами их русских могил...
..................................................
По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирают товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.
Нас пули с тобою пока ещё милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я всё-таки горд был за самую милую.
За русскую землю, где я родился,
За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла...
Все эти патриотичные произведения освящены высокими и добрыми человеческими чувствами, «русским духом», то есть тем, на чём держалась и держится вся русская культура. Ведь «без русского духа», без «русского ума и сердца» - нет русской культуры, а без русской культуры - не может быть и культуры в России...
Можно было бы привести и другие вдохновенные и прекрасные строки, на которых (ныне изъятых из программ!) воспитывались предшественники последних поколений в полноценной средней школе.
Какие же знания приобретает ныне молодёжь в школах России, незащищённой от активной массированной информационно-психологической агрессии?[28]
Произведения, отрывки из которых здесь приведены, ныне изъяты «пятой колонной» врагов полноценного образования из школьного изучения!.. «Это потому, с иронией разъяснял мне один из учителей, что хорошо работает ОТПАД (Общество тайных последователей Алена Даллеса)». Эта шутка, если посмотреть на результаты разрушительной деятельности в области образования в России, очень похожа на правду.
Урон, нанесённый современной школе умалением литературного образования, чреват подрывом культурного потенциала страны. Приведённые «изъятия» из школьных программ, как и многие, многие другие, здесь не приведённые, вполне отвечают разрушительным задачам тех, кому, по их словам, «угрожала» некогда система образования в России. Нынешний учащийся лишён той полноты знания русской классики, которая необходима для первоначального формирования культурного фундамента гражданина России. Ведь освоенная в школе классика становится на всю жизнь материалом для осмысления и духовного роста.
От современника, лично знавшего учёных, я слышал: «Когда академик В.И.Вернадский приходил в гости к академику Н.Д.Зелинскому, они садились у камина. Иногда один из них начинал наизусть читать страницами «Войну и мир» Л.Н.Толстого, а другой - продолжал...». Достойно изученная классика становится на всю жизнь родной и необходимой. Раньше учили читать художественные произведения. При нынешних обкраденных реформами программах по литературе и отнятых разрушителями школы учебных часах на её освоение - это стало невозможным.
Так осуществляется духовный геноцид, ибо народ лишается возможности нормально утвердиться в своей культуре, усвоить необходимый для этого объём её наследия.
* * *
Враги отечественного образования намерены ныне закрепить «успехи разрушения». Поэтому очередные действия «пятой колонны», нацелены и на снижение уровня отечественного педагогического образования, на окончательную замену его педагогическим образованием колониального уровня.
Одним из главных «приёмов» такого разрушения стало в последнее время (на филологических факультетах) произвольное и никак научно немотивированное, варварское сокращение «сверху» лекционных и семинарских часов по русскому языку и русской литературе с изъятием целых относящихся к ним дисциплин и разделов учебных курсов. Специалисты знают, что для успешного освоения филологических дисциплин «традиционные» формы обучения никакими другими заменить нельзя. Зная это, «реформаторы» сокращают часы, преследуя свои разрушительные цели ради так называемой успешной «экономии». Это «успешно» снижает уровень знаний будущих специалистов. Зловещий успех таких преобразований широко распространяется в последнее время. Всё это уже довело вузовскую систему в гуманитарной её части до стадии неизбежного саморазрушения.
Этого мало. «Пятая колонна» стремится подсечь под корень сколько-нибудь приемлемые для независимой страны педагогические вузы.
Банальное сравнение учителя и ученика с сообщающимися сосудами не утратило смысла. Чем больше у учителя (и преподавателя вуза) основательных научных знаний по специальности и по смежным дисциплинам, тем больше у него возможностей «поднять» ученика над обыденными задачами и возбудить творческое мышление, а значит, обеспечить достойное овладение им специальностью и профессиональный рост. Чтобы успешно трудиться в своей сфере, и учитель, и преподаватель вуза, профессор - должны быть высоко образованы, должны обладать широким объёмом знаний и полётом мысли. Справедливы слова Президента России В.В.Путина: «Система образования должна строиться вокруг сильного, одарённого учителя». Снижение объёма и уровня знаний будущих учителей, неизбежно будет снижать общий уровень образованности и культуры в стране. Какой успех сулит это врагам отечественной культуры - трудно даже представить!
«Вывешенный» в конце прошлого года на сайте Министерства образования проект: «Концепция поддержки развития педагогического образования» - по содержанию и смыслу является установкой на запланированное снижение уровня базовой подготовки педагогов и превращения педагогических вузов в учебные заведения более низкого класса (нечто вроде техникумов). При этом предполагается сократить срок обучения до 4-х лет и «ужать» теоретические (то есть базовые) курсы, увеличив время на «школьную практику». Иными словами, планируется внедрение в школу учителя, скудно образованного в своей специальности и в иных базовых предметах и «воспитываемого» изначально в среде малообразованных учащихся (всё это неизбежно при ослаблении образования «предметника» по специальности и снижении познаний в теоретических педагогических дисциплинах).
Итак, документ «вывешен». И если расправились с РАН, то с педвузами наши «заклятые друзья» расправятся, как им «прикажут», будьте уверены! За этим проглядывает логично и грамотно выстроенный план дальнейшего «перспективного» разрушения всей системы образования...
Тот, кто знаком с устроением и содержанием вузовского образования в ХХ веке знает, что учащиеся и профессора даже в те времена ощущали некоторый недостаток часов, отводимых на изучение теоретических (базовых) дисциплин. Планируемая якобы «поддержка развития педагогического образования» с предполагаемым новым сокращением «теоретических» курсов - это откровенная ориентация на разрушение полноценного профессионального уровня учителя-предметника, на установку низкого уровня образования, приспособленного к школам колониального уровня и типа.
Всё это подрывает необходимый уровень образованности выпускников школы независимой державы. Всё это откровенно разрушительные «инновации»! И (мы верим!) за это разрушение «реформаторы» рано или поздно ответят перед судом!
Как не вспомнить слова из не так давно полученного мною письма сибирского коллеги, остро болеющего за своё дело (прошу прощения за цитирование личного документа): «...По новой университетской программе лекционный курс русской литературы сокращён в два раза. На последнюю треть ХIХ века - Толстого, Достоевского, Салтыкова-Щедрина, Лескова, Успенского, Чехова, Короленко - отводится теперь лишь 30 лекционных часов. Это гибель университетского филологического образования. Такая беда!» (выделено мной - В.Т.).
Согласен. Действительно - беда! Восполнить лекционный способ освещения истории художественной литературы невозможно ничем (такова особенность этой гуманитарной дисциплины): ни «дистантным» обучением, ни компьютерными программами и прочими «новациями», выдуманными чиновниками-невеждами от образования или же - прямыми его разрушителями...
В этом году враги народа (есть полное право называть их так по существу их разрушительной деятельности!) подняли руку на ведущий педагогический вуз страны.
По инициативе «пятой колонны» запланировано и осуществляется «сверху» превращение ведущего педагогического университета (МПГУ) в учебное заведение колониального уровня и типа. Планируется и осуществляется «сверху» резкое сокращение теоретической (то есть базовой предметной) подготовки студентов, уменьшение в 1,5 - 2 раза содержания курсов важнейших дисциплин. Так, в условиях ведущейся ныне информационной войны запланировано предательски сократить на несколько семестров курс современного русского языка. Ликвидируется курс русской литературы ХУШ века, а курс литературы ХIХ века сокращается до непристойно-абсурдных размеров и т п... Нетрудно понять, что эти откровенно разрушительные «реформы» являются по масштабам их последствий государственными преступлениями, а осуществляющие их де-факто - по содержанию и направленности своей деятельности - государственными преступниками, подрывающими и уничтожающими образовательный и культурный потенциал страны.
Параллельно сокращается и уничтожается «методическая служба» в образовании. В Москве г. И.И. Калина успешно осуществил это «мероприятие». Припомним же ему в грядущий день суда над разрушителями школы в России и эту вредительскую акцию! Разрушительное «реформирование» проводится публично, открыто, демонстративно! И всё это вызывает только многочисленные возмущённые протесты, осуждающие разговоры и восклицания. Только!
За подобные безусловно разрушительные, преступные «деяния» их инициаторы и «проводники» в правовом государстве (при наличии известного потенциала честных специалистов-руководителей и патриотически мыслящих правозащитников) давно бы сидели на скамье подсудимых как обвиняемые в государственном преступлении!.. Ибо лишённым истинных знаний о великой и трагической истории своего народа и России, неоднократно искупавшей своею кровью «Европы вольность, честь и мир» (А.С.Пушкин), и мыслящим в соответствии с убогим набором предлагаемых ныне школьных «знаний», легко заболеть «майданной чумой».
Поэтому отвечать за творимое в образовании должны (и когда-нибудь обязательно ответят!) пресловутые «творцы» «новой» изуродованной реформами школы. |