1
Становление исторического сознания - коренная задача образования
Человек - существо историческое. Вне истории он дикарь, «доисторический человек», не обладающий полнотой основных человеческих признаков. Человек всегда - действующее лицо истории, историческая личность, которой присущи черты, порождённые историческим временем. Человек причастен к историческим событиям, наследует исторические традиции, исполненные в сознании людей духовно-нравственного, общественного, культурного, идейно-политического и предметно-практического смысла. Человеку определено место в историческом движении, ему свойственны исторически определённые черты и наконец - «историческое сознание». Он живёт историей и в истории, вольно или невольно относясь к истории неравнодушно и обретая в разной степени верную (а иногда - неверную) историческую картину, вырисовывающуюся через туман повседневности. Право на человеческое бытие неразрывно с правом и обязанностью знать неискажённую историю своего народа и своей страны и быть сопричастным ей.
Искажение истории народа, «забвение» его истории, противодействие объективной осведомлённости молодого поколения в отечественном прошлом или тенденциозное толкование и умолчание значимых событий прошлого, противоречащее истинному его содержанию, - является по существу нарушением прав человека, ибо мешает обретению им истинных человеческих свойств.
Современная наука в целом отказалась от односторонних представлений об истории общества как о предначертанной смене производственных отношений, определяющих общественное развитие. Должное значение придаётся сегодня культурным, мировоззренческим и определяющим их коренным духовным, религиозным началам, политическое значение которых до последнего времени неосновательно недооценивалось.
Возвращается в историческую науку сознание огромного влияния традиционных национальных ценностей, без учёта своеобразия которых история оказывается безликим сводом событий, подвёрстанных под схемы стандартно толкуемых обстоятельств. Правдивая история нашего отечества должна стать достоянием современных и будущих поколений.
Этим поколениям предстоит быть созидателями грядущей России, участниками её народной жизни, организаторами и устроителями общественного бытия в новых социальных условиях внутри и вне страны. От верного и целостного понимания исторического прошлого России в контексте мирового развития зависит очень многое в успешном грядущем устроении нашего Отечества.
Разработчики концепции преподавания истории, авторы программ и учебников должны в полной мере осознать высочайшую ответственность за результаты своей работы. В ней исключены субъективизм и дурная тенденциозность, как в неизбежном отборе исторических сведений, так и в их освещении. Научная добросовестность должна сочетаться здесь с искренней любовью и гордостью историей родной страны, России, даже горькие страницы судьбы которой должны освещаться с величайшей деликатностью и политическим тактом.
Объективно, но также с максимальным политическим тактом следует характеризовать и деятельность видных «героев истории», оказавших заметное влияние на её события. При этом существенные до некоторых пор «тайные обстоятельства» и их деятели должны быть по крайней мере названы.
Ответственность в освещении истории начинается с верного определения (в первом приближении) основополагающих понятий реального исторического процесса, исторических явлений и их характеристик, наконец важнейших подходов и оценок исторического развития (например, таких как семья, народ (нация), государство, политика,[1] и проч.) Нужно определить понятия, на которые можно было бы опираться в изучении истории и утвердить историческое мышление школьников, подорванное порочными «реформами» образования.
Во время последних «реформ» из гуманитарных дисциплин в школе был практически исключён важнейший принцип их изучения и преподавания - историзм. Ослаблению знания истории и основ грамотного исторического мышления послужили идущие вразрез с логикой науки сокращения в школьных курсах русского языка и литературы, повредившие необходимую полноту курса родного языка и разрушившие целостную картину истории русской литературы, ранее создавававшуюся школьными курсами словесности.
Одна из основных задач изучения литературы - обнаружить «связь литературных явлений, их историческую последовательность, (выделено мной - В.Т), без которой знание литературы не может быть ни цельным, ни существенно полезным»[2]. На том же настаивал акад. Д.С.Лихачёв: «...В школе следует преподавать не отдельные произведения, а историю литературы. Литературное произведение само по себе, исторически не объяснённое, теряет на 80% свою действенность»[3]. Административное «реформирование» программ по литературе привело не только к разрушению полноценных курсов словесности, но недопустимо снизили общий культурный уровень школьников.
Вследствие таких антинаучных сокращений школьных программ по русскому языку, литературе и учебного времени на их усвоение современные школьники утратили способность грамотно воспринимать корни слов и усваивавшийся ранее в школьном возрасте ореол смыслов, восходящих к историческим корням слов. Слово, несущее аромат времени, оставалось в их сознании как прагматически узкий смысловой сигнал: на языковом уровне было подорвано историческое ощущение мира. Образы, не обогащённые в сознании историческими реалиями, предстают примитивными, обделёнными прошлым опытом, не соответствующими авторским представлениям, замыслу и воплощению.
Из программ по литературе ХХ века были фактически исключены произведения, касающиеся целых исторических периодов русской истории и словесности. Была удалена подавляющая часть произведений русского фольклора, литература русского средневековья, многие произведения, непосредственным творческим источником которых были исторические события великой значимости. Так, были практически изъяты мифы древних славян, сокровища русского народного творчества, русские былины, замечательные в историческом и воспитательном отношении произведения
- «Повесть временных лет» (фрагменты), «Житие Бориса и Глеба», «Поучение Владимира Мономаха», «Сказание о Петре и Февронии Муромских», связанные с реальной русской историей оды М.В.Ломоносова, многие басни И.А.Крылова, и прежде всего имеющие в основе исторические события («Волк на псарне», «Щука и Кот», «Ворона и курица»), «Медный всадник» А.С.Пушкина. «Колокольчики мои...» А.К.Толстого и т п.
Историческое невежество и ещё более - навязываемый иными «силами» исторический нигилизм проникает в систему образования и современную «культуру». Некоторые «дипломированные» люди иногда судят об истории почти как фонвизинский Митрофанушка. Вместе с тем социальная грамотность и духовная зрелость возникает тогда, когда подросток начинает ощущать себя в историческом времени, когда он приобретает опыт исторического восприятия мира, и прежде всего - знания соприродной ему национальной культуры и исторической действительности, которая ей соответствует, т.е., говоря словами К.Д.Ушинского, когда он ориентирован на «преимущественное, усиленное изучение родины». На ту же задачу указывал В.Сухомлинский: «...Духовная зрелость приходит к человеку с видением жизни своего поколения как одного из звеньев в бессмертной цепи человечества. Не так легко озарить сознание ребёнка мыслью, что он завтрашний взрослый человек, что ему надо готовится к миссии созидателя, творца материальных и духовных ценностей...Маленькое напоминание учителя должно побудить в детском сознании большую мысль...»[4]. Духовная зрелость созидателя формируется на достойном знании отечественной истории, на уважении к минувшему. Здесь уместно вспомнить мысли А.С.Пушкина: «Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости». «Дикость, подлость и невежество не уважают прошедшего, пресмыкаются перед одним настоящим»[5].
. Воспитание патриотизма - одна из первейших задач курса истории России, ибо чувство родной истории и благодатное и высокое чувство любви к отечеству и гордости за него всегда были, есть и будут основой становления нравственно здоровой личности.
В связи с этим необходимо восстановить и укрепить историческое мышление школьников в восприятии гуманитарных дисциплин, учить рассматривать любое явление в историческом аспекте, осознавая его национально-исторические предпосылки; влияние на ход истории России социально-исторических и культурных явлений в жизни народа и государства.
Всё это входит в базовые образовательно-воспитательные задачи общеобразовательной школы
2
О необходимых предпосылках полноценного преподавания истории
Концепция преподавания истории Отечества в школах России определяется образовательной, воспитательной и политической значимостью этого предмета в становлении личностного и социального сознания молодёжи, а также - особенностями современной массовой информации, содержащей не только самые разные сведения, но и потоки заведомо ложных представлений, доверчиво и механически принимаемых частью вступающих в жизнь молодых поколений.
Учебники должны быть надёжно защищены от любых вненаучных антиисторических «идей» неспециалистов, основанных на произвольных допусках и домыслах, сфальсифицированных фактах или на беспочвенном недоверии.
Авторы учебников не должны подменять достигнутые и принятые в современной науке представления своими соображениями или сомнениями, что уместно в научном исследовании, а не в стабильном учебнике.
Плодотворные результаты в преподнесении курса истории могут быть достигнуты при условиях его максимальной объективности и грамотной ориентированности в понимании первостепенных задач школы, что требует от историков:
а) знания подлинных исторических событий и верной оценки их и реальных исторических лиц, без умолчания главных и особо значимых из них; «вещи» в истории могут рассматриваться только как «форма объективизации человеческого духа»[6]; в связи с этим особого внимания требует объективное освещение личности государя Николая II, человека чести и долга, незаконно убитого и прославленного в образе святого Русской Православной Церковью.
б) уважения к фактам и событиям, получившим однозначное отражение в исторических и древних литературных источниках, воспринимаемых как предание, имеющее исторически достоверную основу. Предание - плод исторической памяти, озарённой духом веры и традицией. Оно содержит сведения, запечатлевшие истинный след реально происходивших событий, в нём всегда присутствует отблеск целостной истинной картины прошлого, составляющей основу исторического наследия и опыта. Нужно помнить: предание - вечно, абсолютно; мнения о нём - изменчивы и относительны.
в) Максимально объективного рассмотрения причинно-следственных связей между историческими событиями и освещении фактов, событий и исторических лиц, служащих к утверждению достоинства родной страны;
в) непременного и объективного учёта культурно-психологических черт основной и решающей силы истории - государствообразующего народа («сил и свойств человеческого духа, развиваемых общежитием». Е.Забелин), включая его веру и культуру, основные источники культурных представлений, которые в конечном счёте определяли черты господствующего мировоззрения того или иного времени с соответствующей иерархией исторически значимых ценностей;
г) непременного умения кратко, доказательно и предельно ясно определить смысл исторического явления и заинтересовать приведёнными историческими фактами, логикой развития событий, их связью с современностью;
д) непременного и активного утверждения в сознании и душах учащихся чувства любви и гордости за своё отечество, постоянно возбуждаемого всё новыми и новыми сведениями о его историческом значении в развитии мировой цивилизации, а также неизменной информацией о преодолении враждебного политического противостояния его самобытному историческому развитию;
е) своевременного, авторитетного, логически и научно доказательного противостояния лжи, фальсификации, одностороним и антипатриотическим суждениям, навязываемым массовому сознанию через явно и тайно ангажируемые СМИ, постоянно и широко практикующие информационные диверсии в освещении истории России;
ж) отличного владения автором (авторами) учебника современным русским литературным языком.
В процессе изучения истории учащийся должен:
1) приобрести начальные навыки исторического мышления, 2) овладеть самыми основными историческими понятиями, 3) уметь объяснить и правильно применять их в рассуждении об истории, 4) стремиться и уметь защищать Родину в исторических спорах и дискуссиях, 5) грамотно оценивать смысл и значение основных исторических событий прошлого нашего отечества, 6) знать выдающихся исторических деятелей России, а также основных героев и наиболее выдающихся творцов культуры, науки, просвещения, 7) укрепить «чувство родины», истинного патриотизма.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
К материалам рекомендательной части Круглого стола ГД в апреле 2014 г. (о комплексном рассмотрении воросов преподавания истории в школе).
Участники заседания Круглого стола ГД по преподаванию истории в современной школе, рассмотрев кардинальные вопросы концепции преподавания истории в школах России, содержания программ, учебников и учебных пособий, а также актуальные задачи, связанные с воздействием информационной среды на решение образовательных, воспитательных и государственных общественно-политических задач в сфере образования в современных условиях, констатируют:
- исторические знания в современной школе имеют не только общеобразовательное, воспитательное, но и общекультурное, духовно-нравственное, общественно-политическое значение и смысл, ибо являются непременным фундаментом реальных представлений о современной действительности, о должном месте гражданина в обстоятельствах и событиях современности.
Учитывая воздействие сложных цивилизационных процессов, в том числе неконтролируемого (и зачастую безответственно не принимаемого во внимание) воздействия на молодёжь разнородных СМИ, а также нерегулируемое распространение массовой «культуры» и деструктивные изменения последнего времени в учебных программах по гуманитарным предметам в школах и вузах страны, - правильное преподнесение истории в школе призвано во многом исправить деструктивные изменения произошедшие в преподавании гуманитарных дисциплин в школе и обеспечить формирование у школьников основ объективного, трезвого и созидательного взгляда на будущее России.
Среди наиболее заметных глобальных недостатков в школьном преподавании истории последнего времени следует указать,
во-первых, на умолчание или необъективное преуменьшение исторически значимых явлений, на отсутствие объективности в отражении некоторых важных событий, что в целом должно быть оценено как дезинформация. Сюда должно отнести, например, «глобальные» умолчания о влияния и реальной исторической роли Православной церкви в государственном строительстве разных исторических эпох и о её месте в политических событиях страны, а также - несостоятельную попытку скрыть или приуменьшить при указании на многонациональность России место и историческую роль государствообразующего русского народа. Или, например, отсутствие в России ХХ века экономического равноправия республик, финансируемых в ущерб РФ, и т.д.
Во-вторых, на отсутствие сведений о «закулисной», иностранной финансовой «обеспеченности» революций в России ХХ века, о недопустимой неполноте значимых исторических фактов и аргументов при объяснении причин некоторых важных исторических событий (чаще всего, например, обходят полным молчанием документально подтверждённую двурушническую политику и тайную борьбу против России западных держав).
В-третьих, - на порочное и провокационное обескровливание исторической стороны школьных курсов русского языка и литературы, что исключает становление у школьников нормального живого исторического взгляда на действительность.
Участники Круглого стола считают необходимым предложить следующее:
1. Принять действенные меры по восстановлению должного уровня неосновательно заниженных знаний по истории в средней школе. Учесть при этом опыт лучших традиций дореволюционной и советской школы в изучении истории и насущные задачи формирования государственного исторического сознания современного молодого поколения, обращая особое внимание на воспитание патриотических убеждений учащихся.
История как дисциплина, формирующая гражданское и патриотическое сознание учащихся, должна при несомненном стремлении к объективности мобилизовать самостоятельный, независимый от субъективных мнений иностранцев взгляд на события, касающиеся прошлого нашего Отечества.
2. Министерству образования РФ - рассмотреть вопрос об уровне и содержании современных программ по истории с целью привести их в соответствие с указанной выше задачей и с учётом необходимости противостояния информационным диверсиям и разрушительной роли некоторых источников, фальсифицирующих историю России. Рассмотреть вопрос об изменениях в реестре обязательных базовых дисциплин в школе.
3. Министерству образования РФ - создать Экспертный совет по вопросам преподавания истории в школе и вузах с привлечением профессоров вузов и учёных-историков РАН, а также имеющих опыт окружных методистов, представителей духовных учебных заведений и крупных библиотек с целью разработки рекомендаций стратегического характера в изучении фундаментальных вопросов преподавания истории в современной школе, также для анализа, оценки и рекомендаций по программам, учебным пособиям и учебникам, внедряемым в школу и вузы.
До 15 июня с.г. определить состав участников и проект деятельности названного Экспертного совета.
4. Знание истории, соответствующее уровню представлений, необходимого гражданину независимой и самостоятельной страны, может быть обеспечено при условии освоения достаточным для среднего образования количеством авторитетных источников, общее или выборочное знакомство с которыми составляет документальный фундамент исторических знаний учащихся.
Министерству образования РФ до сентября 2014 г. подготовить с помощью преподавателей вузов для обсуждения и дальнейшей реализации и в течение года обсудить и утвердить проект списка исторических документов и авторитетных источников, знакомство с которыми целесообразно при изучении школьного курса истории (по классам).
5. После предварительного утверждения основного комплекта единых учебников по истории России и всемирной истории для средней школы - реализовать их электронные версии с дополнительным материалом.
6. Принимая во внимание, что школьные курсы по русскому языку и литературе претерпели за последнее время серьёзные и научно несостоятельные деструктивные изменения, подрывающие предпосылки нормального исторического изучения этих предметов и соответственно - истории в средней школе, Министерству образования РФ в течение года провести работу по реставрации на должном уровне программ по предметам «русский язык» и «литература», вернув в них материал, необходимый для должного восстановления историчности курсов названных дисциплин с соответственным увеличением количества часов на их изучение. Одновременно - отменить несостоятельное и противоречащее научному подходу «административное» соединение этих дисциплин в один школьный предмет.
7. Министерству образования РФ решить вопрос о возвращении в школу итогового письменного экзамена по литературе (сочинение) и о необходимых мерах и условиях ежегодной (по классам) методической подготовки учащихся к нормальному обучению этому виду работы.
8. Министерству образования РФ рассмотреть вопрос о введении курса отечественной истории в программы высшего профессионального образования (бакалавриат и магистратура), имея в виду, что без знания истории отечества невозможно формирования гражданского сознания и гражданского общества.
9. С целью подготовки исторически грамотных гуманитариев Министерству образования РФ в ближайшее время возвратить курсы истории на гуманитарные факультеты вузов, в программы которых она входила до реформирования, учитывая одновременно соотношение в вузовском преподавании профилирующих и сопутствующих дисциплин.
10. Министерству образования РФ пересмотреть нормы аудиторной нагрузки учителей гуманитарных дисциплин, и более всего - профессорско-преподавательского состава гуманитариев российских вузов с целью обеспечения возможности их должной квалификации, с учётом недопустимо завышенных в последние годы нормативов нагрузки преподавателей вузов, ставящих российских преподавателей в несравнимо худшие условия, чем их коллеги в заграничной Европе.
11. Комитету по образованию ГД разработать и подготовить к обсуждению Закон об обязательном культурообеспечивающем уровне образования по фундаментальным предметам в средних учебных заведениях страны, имея в виду прежде всего русский язык, литературу, историю и математику.
12. Министерству культуры РФ рассмотреть вопрос о формах содействия исторической грамотности и осведомлённости широких народных масс об истории Отечества. Расширить переиздание книг на темы истории России, обновление видеотеки лучших познавательных и художественных исторических фильмов, отражающих историю России, а также стимулировать работу исторических и этнографических музеев на местах, содействующих формированию культурного и гражданско-патриотического сознания современников.
Всеволод Юрьевич Троицкий, доктор филологических наук, профессор, академик РНАН, заслуженный деятель науки Российской Федерации
[1] Укажем (в первом приближении) смысловые характеристики названных понятий.
Семья - сокровенный союз мужчины и женщины, узаконенный общественными, национальными, религиозными традициями и установлениями и в православии освящаемый церковью через таинство венчания, союз, имеющий следствием и целью дальнейшее совместное устроение жизни и продолжение рода.
Нация - целостное общественно-историческое и духовно-мистическое единство людей, связанных этнической близостью, укладом жизни (лад), языком, преобладающей верой, культурой, корневыми духовно-нравственными представлениями и традициями, исторически обретённым пространством («родная земля»), а также - историческим предназначением.
Нация утверждает себя через право на свободное бытие и развитие сообразно с исторически сложившимся национальными духовными ценностями.
Государство - единая политически организованная власть и система общественного управления, установленная на исторически определённой территории проживания одного или нескольких связанных судьбою народов. Власть, способная осуществлять внутреннее управление и внешние межгосударственные отношения, обеспеченная организационными и силовыми структурами и фактической поддержкой народа (народов) или его (их) влиятельной части, узурпировавшей власть.
Власть в государстве, как правило, опирается прежде всего на поддержку какой-то социальной группы, класса, сообщества. Этим определяется реальная внутренняя политика государства (открытая или замаскированная), отчего в конечном счёте - зависит и политика внешняя.
Устойчивость государства обеспечивается рядом духовно-нравственных, социально-исторических и экономических установок, положенных в основу осуществляемой им политики, а также отношением к исторически сложившимся и религиозным традициям государствообразующего народа. «...Государство не может довольствоваться тем мощным инстинктом самосохранения, тем стихийным единством, сознания, которое обнаруживает народ в годины бедствия или в минуты необычайного энтузиазма. Сила государства в его жизненных принципах, во внутреннем единстве духа, которое обусловливает его политический и культурный слой...» (Трубецкой С.Н. Сочинения. М.1994. С.560).
В России всё это означало бы: «хранить русскую соборность как основу государственности», «осознать, что у Православной России есть враги, ненавидящие наш народ за его приверженность Истине, за верность своему религиозному служению, своим христианским истокам и корням», «научиться защищать себя, свою веру, свои святыни» (Митрополит Иоанн Санкт-Петербургский и Ладожский. Одоление смуты. Слово к русскому народу. Спб. 1998. С.170, 12 - 13).
Государство может быть (стать) несостоятельным. «...Несостоятельное государство - государство, в котором публичный порядок подвержен серьёзным системно-функциональным разрушениям и которое в силу тотального коллапса (разрушения структуры публичной власти под влиянием тотального <всеобщего - ред.> системного кризиса, в результате внешней интервенции или других факторов) утратило способности или возможности осуществлять устойчиво, в полной мере и надлежащим образом публичную власть и публичное управление в рамках своих государственных границ, утратило монополию на средства и меры властного принуждения и неспособно монополизировать применение силы по отношению к другим (негосударственным) субъектам в обществе...» (Понкин И.В. Общая теория публичного управления. Избранные лекции. М.2013. С.136 - 137).
Политика - в самом общем смысле - утверждение и защита чьих-либо интересов и определяемых ими целей. Политику могут осуществлять государства, общественные союзы, партии, единомышленники, наконец отдельные личности, имеющие свой интерес. Политика внутри государства проводится обычно в интересах тех или иных социальных классов и групп Вместе с тем «политика есть искусство узнавать и обезвреживать врага...Кто к этому неспособен, тот сделает лучше, если не будет вмешиваться в политику» (И.А.Ильин. «Наши задачи. Историческая судьба и будущее России». Т.1).
Политика осуществляется разными средствами: переговорами (дипломатия) и силовыми средствами, то есть применением физических, в том числе военных, средств, а также посредством угроз и устрашений. Она может быть открытой и тайной. Политика нередко проводится людьми, преследующими своекорыстные интересы и свои «идеалы», являясь «сферой господства властолюбия, тщеславия, гордыни» (Митрополит Иоанн Санкт-Петербургский и Ладожский).
Созидательная политика в масштабах народа и государства утверждается на чувстве ответственности, гражданском мужестве и бескорыстном служении, сочетающем осознание общенародного идеала с трезвостью оценки обстоятельств, предпосылок и реальных представлений о путях движения к цели. Она состоит в умении «объединять людей» во имя осуществления политических задач и своевременно направлять общие усилия на их решение.
[2] Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения. М. 1958. С.439.
[3] Лихачёв Д.С. Культура и мы. // Огонёк. № 36, 1985. С.24
[4] Сухомлинский В. Потребность человека в человеке. М. 1981. С.77.
[5] Пушкин А.С. Полн. собр. соч. - М.,1958. Т.УII. С.225, 196.
[6] Бицилли П.М. Очерки теории исторической науки (заключение) // Философия русского зарубежья (исследования и материалы). Калининград. 2004. с.43.
РНЛ |