В переводе с греческого довольно просто: это – единовластие. Вообще-то монархия заложена в природной организации животного мiра: такова роль вожака в стаде, вождя племени – это необходимо для их физического выживания. Такова и традиционная роль главы семьи. Но в развитом человеческом обществе природное единовластие дополняется духовной миссией. В Священном Писании (1 Цар., 8-11) говорится об установлении монархии Богом в богосозданном народе по его просьбе вследствие его неспособности находиться под прямым Божьим руководством – потому и понадобилась вспомогательная организующая власть, ограничивающая человеческую греховность и получающая для этого специальное посвящение от Бога (помазание). Помазание указывает именно на духовную богослужебную цель монархии.
Однако в истории народов можно отметить разные ее виды:
– монархия абсолютная, не ограниченная никакими нравственными принципами, кроме человеческой воли монаршей, в пределе – самообожествляющаяся (таковы были и восточные деспотии, и языческие римские императоры);
– монархия конституционная, ограниченная государственными законами, установленными в согласии с "демократической волей" общества с учетом его земных интересов; в Европе такие христианские монархии после буржуазных революций выродились в декоративные – как в Великобритании и некоторых других европейских государствах.
В основном эти виды монархии наследственные, династические (хотя династии нередко менялись), но может быть и:
– монархия выборная, какой она была, например, в Речи Посполитой по выбору шляхетских группировок согласно их сословным интересам; фактически такая монархия представляет собой коллективную власть аристократии, мало чем отличается от президентской власти и весьма близка к т.н. демократии (ибо в демократии тоже властвует не народ, а выступающие от его имени "избранные" представители со скрытыми за ними большими деньгами).
Разумеется, известно немало случаев, когда, в нарушение династического принципа и закона, правители присваивали себе монархические прерогативы просто силой, устанавливая монархию в виде личной пожизненной диктатуры, более или менее удачной для подвластных. Иногда вообще бывает трудно провести границу между монархией, диктатурой и республикой.
Но эти определения касаются в основном формы монархической власти, а не ее сути и цели. Цель же подлинной богоугодной монархии, как мы это выводим из Священного Писания, – в служении Богу, в спасении для Него своего народа, который нужно, ограничивая зло и поощряя добро, достойно провести через временное море житейское "мiра, во зле лежащего" – в вечное Царство Божие. Такова только православная богоустановленная монархия. Все другие типы являются ее искажениями и извращениями.
В отличие от западных христианских монархий (которые были близки к абсолютизму, уклоняясь либо в католический папоцезаризм с монархом в виде непогрешимого церковного главы, либо в цезарепапизм у протестантов, когда церковь подчинена монарху), православная монархия сформировалась в Византии как симфония (созвучие) государственной и церковной властей, действующих согласованно для единой цели спасения народа. То есть она не абсолютна, ибо ограничена принципом служения монарха Богу. Этот принцип в наиболее совершенном виде был осознан в преемнице Византии – в Третьем Риме Московской Руси.
Идеолог православной монархии прп. Иосиф Волоцкий писал в своем "Просветителе": «Если Царь царствует над людьми, но над собою позволяет царствовать скверным страстям и грехам, сребролюбию и гневу, лукавству и неправде, гордости и ярости, злейши же всего – неверию и хуле, то такой царь не Божий слуга, но диавольский, и не царь, но мучитель... Такого Царя, из-за его лукавства, не называл царем Господь наш Иисус Христос, но лисом... И ты такого царя или князя да не послушаеши, приводящего тебя к нечестию и лукавству, даже если мучит и смертию грозит...».
В идеале мудрый православный монарх, будучи верховной самодержавной властью, соединенной с Церковью, управляет государством на основании законов (церковных и государственных) с помощью деятельных сил аристократии (Боярская Дума, Государственный Совет) и выборной сословно-демократической структуры (каковая существовала на Руси от низового "демократического" народного самоуправления в общинных и земских делах до выборного Всероссийского Земского Собора). Л.А. Тихомиров называл это «сочетанной управительной властью», которая использует «в государственном деле лучшие свойства всех принципов власти, не допуская их лишь до вредного верховенства» (Тихомиров Л. Монархическая государственность. Ч. I, гл. XXI; ч. IV, гл. VI и XXXIII). Развивая этот принцип, И.Л. Солоневич писал о "народной" или "соборной монархии", распространяя понятие "симфонии" на три власти: царскую, церковную и земскую; в наибольшем виде такая "симфония" была осуществлена в допетровский период именно в Московской Руси. Вот такая православная монархия была бы нам нужна и сегодня.
https://rusidea.org/6041 |