Однако сегодня представления большей части нашего народа о русской монархии скорее близки к абсолютизму или к идеализированному сталинизму – это реакция народа на постсоветскую Великую криминальную революцию, которую мечтается обуздать властной жесткой рукой. И даже у монархических активистов их недостаточная духовная образованность нередко ведет к различным уклонам от верного понимания того, какая монархия нужна русскому народу; они наивно полагают, что само провозглашение неважно какой монархии и есть панацея...
Вот об этом мне и хотелось бы поговорить с участниками нашего совещания, сознавая всю его непредставительность и даже микроскопичность во всероссийском масштабе. Поэтому, как Вы знаете, я предложил организаторам изменить предполагавшееся название данного мероприятия (оргкомитет "Всероссийского Монархического Собора") на нынешнее скромное "Беломонархическое совещание" в русле того "Беломонархического движения", которое было учреждено в 2007 г. на III съезде Союза Русского Народа в Иркутске (по инициативе А.С. Турика). Во всяком случае так это понимаю я. Настоящий "Всероссийский Собор" в нынешних условиях собрать нереально, а претензии на это могут выглядеть несерьезно, дискредитируя саму идею восстановления православной монархии.
Со времени крушения СССР мы знаем немало более представительных подобных "всероссийских" монархических мероприятий, съездов, соборов, которые, однако, не достигли цели. Разумеется, ни нашими прошедшими тремя Беломонархическими совещаниями, ни данным маленьким – четвертым – мы не можем ни приблизить восстановление монархии в России, ни объединить ее сторонников. Потому, что огромны препятствия для этого.
Это прежде всего отсутствие в нашем советизированном и расцерковленном народе православного монархического правосознания, на которое только и может опираться настоящий русский монархический строй. Демократия опирается на арифметический подсчет голосов, диктатура на силу, а православная монархия опирается на совесть народа и его добровольное служение – без этого она недееспособна.
Об этом писал И.А. Ильин: «Мне приходилось встречать людей, непоколебимо уверенных в том, что стоит в России "провозгласить монархию" – и все "пойдет гладко и станет на свое место"». Но – «монархический строй не может, что называется "повиснуть в воздухе"; необходимы... две основы: во-первых, верное монархическое строение души в народе, ... и, во-вторых, необходимы те социальные силы, которые понесли бы богоданного Государя – преданностью, верностью, служением... Монархия должна быть подготовлена религиозно, морально и социально» (Ильин И. Наши задачи. Париж. 1956. Т. II. С. 381).
Казалось бы, восстановлением такого правосознания и таких социальных сил должна заниматься Православная Церковь, но ее нынешнее руководство в РФ готово симфонировать с любой властью, а без настоящей Церкви настоящая монархия невозможна. В этом сегодня самое главное препятствие.
В связи с этим напомню вам опыт В.М. Клыкова, который основал Всероссийское Соборное движение для популяризации идеи будущего Всероссийского Земского Собора как истока единственной легитимной монархической власти в России в нынешнее смутное время, длящееся уже почти целый век. Всероссийское Соборное Движение с этой целью провело как бы подготовительные "репетиции" – областные Соборы: Донской (1996) в Новочеркасске, Курский (1997), Крымский (1999) и Невский в С.-Петербурге (2000). Однако не везде удавалось заручаться даже простым благословением местных архиереев, не говоря уже о более высоких церковных функционерах. В С.-Петербурге участников собора пытались не пустить в храм с Державной иконой. На основании этого опыта Клыков пришел к выводу, что надежд на поддержку со стороны МП нет, что и высказал в своем последнем предсмертном интервью, отвечая на вопрос о путях выхода из сложившейся ситуации в России:
«Все прогнило: начиная с высшего аппарата и кончая иерархами в Церкви. Меня поражает теплохладность и равнодушие… Вы простите меня, но я не могу видеть тех заевшихся архиереев, которые сооружают для себя княжеские покои … Стучишься туда, но как будто броней обита дверь. Я за последние двадцать лет ни разу не видел, чтобы наша Православная Церковь в лице ее иерархов, возвысила голос в защиту русских писателей, патриотов. С кем Вы, господа иерархи? С жидовствующими или с русскими? Или живете страха ради иудейска? А мы решили так: все, хватит бояться, завеса снята... Господь Бог на нашей стороне, я верю в это!» (газета «Дух христианина». М., 2006. № 11. 1 июня).
Именно поэтому Клыков решил направить усилия на «национально-освободительную революцию», как он выразился в этом интервью, понимая, однако, под этим не майдан или атаку с кольями на Кремль, а самоорганизацию державообразующего народа на основе профессионально-корпоративных структур во всех сферах жизни, для чего и был в 2005 году восстановлен Союз Русского Народа. Но неожиданная смерть Вячеслава Михайловича и противодействие власти (провокация Платонова-Сенина-Ивашова) расколола Союз и свела его деятельность к минимуму. Потом последовал еще один раскол в поддержку Путина («ставшего на путь служения, Богом предназначенного власти как установленного Им института»), в который ушли малороссийские отделы (полагаю, что этот раскол был спровоцирован именно по церковной линии МП)... Однако вместо учета клыковского опыта и продолжения его деятельности, мы видим новые и новые наивные попытки "восстановления монархии" как быстродействующей панацеи...
Постсоветский олигархат также не допустит установления вместо себя настоящей русской власти, он вполне доволен сам собой как идеалом и не заинтересован в духовном росте и спасении своего народа. Наоборот – заинтересован в его разложении и оболванивании, ибо над таким народом проще властвовать методами т.н. "управляемой демократии". Поэтому нынешние власти – и государственная, и благословляющая ее церковная – препятствуют осознанию смысла исторической православной России как удерживающего Третьего Рима, и смысла антирусской революции, и смысла нынешнего апокалипсического этапа человеческой истории. Все эти власти озабочены лишь обретением своей "ниши" в строящемся Новом мiровом порядке – царстве антихриста (отсюда и 20-летнее протискивание РФ в ВТО, и участие РПЦ МП во Всемiрном Совете Церквей и экуменизме).
Изменить сформировавшийся на грабеже и цинизме олигархический режим в РФ мы не в наших силах ни легальным способом (т.н. "выборами"), ни нелегальным (наподобие призывов Б.С. Миронова и В.В. Квачкова). И даже если бы сегодня в России чудесным образом появился легитимный православный монарх, готовый взять на себя бремя царского служения, у него не оказалось бы должной опоры ни в народе, ни в правящем слое. Он оказался бы в роли честного и искреннего идеалиста ("князя Мышкина") в обществе, которое его отторгает. Он попал бы в психушку, если не в заключение за "экстремизм", ибо при желании это нетрудно истолковать как призывы к насильственному изменению нынешнего государственного строя (ст. 280 УК РФ).
Поэтому все крупные деятели русской эмиграции (даже многие либералы) считали, что после падения марксистской власти установлению монархии в России должен предшествовать подготовительный переходный период национальной диктатуры, наподобие диктатуры генерала-христианина Франко в Испании, которому удалось восстановить монархию (хотя и размытую затем в русле европейских декоративных). Но сейчас в нашей стране и для такой национальной диктатуры не видно предпосылок. С 1990-х гг. армия тщательно зачищена и все силовые структуры прикормлены властью. Скорее возможна диктатура олигархата, признаки которой уже нарастают. Повлиять на это нашими крохотными силами мы также не можем.
https://rusidea.org/6041 |