К сожалению, и в среде православных ревнителей-монархистов, не жалующих ни кириллистов, ни путинистов, есть немало уклонов от трезвомыслия, которые уже стали причиной раздоров. С одной стороны они мешают объединению людей, единомысленных в главном, с другой стороны, – нередко выставляют монархическое движение в несерьезном, карикатурном и даже порою еретическом виде, отталкивая от себя грамотных и ответственных людей. Приведу некоторые такие досадные примеры, сознавая, что кому-то мои суждения об этом не понравятся, но предпочитаю быть откровенным в столь серьезных вопросах.
Прежде всего необходимо серьезное трезвомысленное отношение к столь любимым в нашей среде пророчествам о восстановлении в России монархии.
5-1. О пророчестве монаха Авеля
Широко цитируется пророчество монаха Авеля, сделанное еще в царствование Императора Павла I, о будущем жидовском иге и его преодолении, якобы сделанное для будущего Императора Николая II.
«Невозможное человекам, возможно Богу... Бог медлит с помощью, но сказано, что подаст ее вскоре и воздвигнет рог спасения русского. И восстанет в изгнании из рода твоего Князь Великий, стоящий за сынов народа своего. Сей будет Избранник Божий, и на главе его благословение. Он будет един и всем понятен, его учует самое сердце русское. Облик его будет державен и светел, и никто же речет: "Царь здесь или там", но все: "Это он". Воля народная покорится милости Божией, и он сам подтвердит свое призвание... Имя его трикратно суждено Истории Российской. Два тезоименитых уже были на Престоле, но не Царском. Он же воссядет на Царский, как третий. В нем Спасение и Счастье Державы Российской. Пути иные сызнова были бы на русское горе...
Велика будет потом Россия, сбросив иго жидовское, Вернется к истокам древней жизни своей, ко временам Равноапостольного, уму-разуму научится бедою кровавою. Свершатся надежды русские: на Софии в Цареграде воссияет крест православный. Дымом фимиама и молитв наполнится и процветет, аки крин небесный. Великая судьба предназначена России. Оттого и пострадает она, чтобы очиститься и возжечь свет во откровение языков...».
(Из книги "Житие преподобного Авеля прорицателя", издание Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря, 1995г., стр. 42-45).
В дореволюционных публикациях о монахе Авеле никаких его подобных предсказаний для последнего Царя не содержалось. Эти часто публикуемые современными авторами сведения основаны на книге С.А. Нилуса "На берегу Божьей реки", а также на художественном сказании "Вещий инок" П.Н. Шабельского-Борка, писавшего в эмиграции под псевдонимами Кирибеевич и Старый Кирибей. Описывается также посещение Государем Николаем II Гатчинского дворца в марте 1901 года для обретения пророческого текста. Однако сам текст монаха Авеля до сих пор не найден и не доказано, что он в таком виде существовал, а сведения о посещении Государем Гатчинского дворца в указанное время не подтверждаются документальными записями, – приходит к выводу В.А. Семенов, зам. директора ГМЗ "Гатчина" по научной работе. То есть вопрос нуждается в дальнейшем исследовании, поэтому до окончательного выяснения желательно осторожнее пользоваться этим аргументом, тем более это касается пророчеств о непременном величии будущей России (к этому еще вернусь далее).
5-2. О пророчествах прп. Серафима Саровского
Общим местом в православной публицистике стали ссылки на пророчества прп. Серафима Саровского, однако они также нуждаются в изучении и уточнении, поскольку не все приписываемые ему тексты подлинные. В некоторых (известных в пересказе Н.А. Мотовилова) содержатся явно несуразные места, в том числе не соответствующие православному учению. Такого не мог говорить прп. Серафим. Например, наиболее часто цитируется это:
«Перед концом времен Россия сольется в одно великое море с прочими землями и племенами славянскими, она составит одно море или тот громадный вселенский океан народный, о коем Господь Бог издревле изрек устами всех святых: “Грозное и непобедимое Царство Всероссийское, всеславянское – Гога и Магога, пред которым в трепете все народы будут”. И все это – все равно как дважды два четыре, и непременно, как Бог свят, издревле предрекший о нем и его грозном владычестве над землею. Соединенными силами России и других народов Константинополь и Иерусалим будут полонены. При разделе Турции она почти вся останется за Россией...
И воцарится русский «всемогущественный язык на земле, и другого царства более всемогущественного, Русско-Славянского, не будет на земле»...
(Антихрист и Россия // «Литературная учеба». 1991. № 1. С. 133-134. Публикация игумена Андроника (Трубачева) и А. Н. Стрижева. Цит. по: Россия перед вторым пришествием. Т. 2. С. 549-550; таков же и подобный текст на с. 550-552).
Но почему же «грозное и непобедимое царство российское» должно носить имя «Гога и Магога, пред которым в трепете все народы будут»? Ведь Гог и Магог будут ополчением антихриста против последнего оплота верных христиан, «стана святых и града возлюбленного» (Откр. 20). «Это – бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя ... на место, называемое по-еврейски Армагедон» (Откр. 16:14, 16). И в книге пророка Иезекииля (гл. 39) предсказано в конце времен поражение сил Гога и Магога в их войне против "Израиля": «Падешь ты на горах Израилевых, ты и все полки твои, и все народы твои, которые с тобою» (4). «И будет в тот день; дам Гогу место для могилы в Израиле... и похоронят там Гога и все полчище его» (11). При этом надо знать, что в апокалипсические времена слово "Израиль" в Церкви применяется не к жидам-евреям, а к христианам. Не мог этих мест Священного Писания не знать прп. Серафим.
Не мог прп. Серафим говорить и такие слова, приписываемые ему в записке Мотовилова: «Во Израиле родился Иисус Христос, истинный Богочеловек, Сын Бога наитием Св. Духа, а среди славян и русских родится истинный антихрист». – Современные "православные" русофобы любят это цитировать в своей ненависти к "совковой Рашке". Но это утверждение противоречит церковному учению о том, что антихрист будет иудейским мошиахом, евреем из колена Данова, который воссядет в восстановленном для него храме в Иерусалиме.
Не в православном духе и высказывание в том же тексте, что «евреи и славяне суть два народа судеб Божиих... прочие же все народы как бы слюна, которую извергает Господь из уст Своих» и т.п. Потому что Церковь Христова включает в себя верных из всех народов, что было возвещено Господом еще Аврааму при создании еврейского народа: «и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12:3); «и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего»(Быт. 22:18); и даже: «Я сделаю тебя отцем множества народов» (Быт. 17:4).
Подлинность этих утверждений, приписанных прп. Серафиму, теперь опровергает и его первый публикатор данного текста А.Н. Стрижев в статье "Чего не изрекал преподобный Серафим".
А вот эти слова прп. Серафима, переданные Мотовиловым, Стрижев считает подлинными, так что лучше уж ссылаться на них:
«До рождения антихриста произойдет великая и продолжительная война и страшная революция в России, по точному выражению отца Серафима, превышающая всякое воображение человеческое, ибо кровопролитие будет ужасное: бунты разинский, пугачевский, Французская революция – ничто в сравнении с тем, что будет с Россией. Произойдет гибель множества верных Отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей, осквернение церквей Господних; уничтожение и разграбление богатства добрых людей, реки крови русской прольются. Но Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе».
5-3. О пророчестве архиепископа Феофана
Несомненно пророчество духовника Царской семьи архиепископа Феофана (Быстрова), основанное на подобных других.
«Я не сам от себя говорю, а сообщаю откровение старцев. А они передавали мне следующее: пришествие антихриста приближается и оно очень близко... Но до пришествия антихриста Россия должна еще восстановиться, конечно, на короткое время. И в России должен быть Царь, предъизбранный Самим Господом. Он будет человеком пламенной веры, великого ума и — железной воли. Так о нем открыто.
Будем ждать исполнения открытого. Судя по многим признакам, оно приближается, если только по грехам нашим Господь Бог – не отменит и не изменит обещанного. По свидетельству Слова Божия и это бывает» (1930). (Концевич Е. Архиепископ Феофан Полтавский // Православная Русь, 1974, № 24. С. 7-8.)
В некоторых монархических изданиях это предсказание о грядущем Царе публикуется с добавлением слов: «Он придет из Династии Романовых по линии матери», – с намеком на Георгия, сына Марии Владимiровны. Однако в первоначальных публикациях это добавление отсутствует, и сделано оно уже в 1990-е гг. в России. В первом издании сборника "Россия перед вторым пришествием" (сост. С.В. Фомин, изд. Троице-Сергиевой Лавры, 1993. С. 322) данные слова архиепископа Феофана приводятся по указанному зарубежному источнику. Во 2-м издании (М., "Родник". 1994. С. 371) появляется уже подстрочное примечание со словами о "линии матери" со ссылкой на сотрудника пресс-службы митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева): Болотин Л. Русь, грядущая навстречу Христу // Сергиев Посад. 1993. № 11. С. 7. Возможно, именно отсюда берет свое происхождение эта новая версия текста, которая уже без ссылок на источник воспроизводится в других публикациях, напр.: Ричард (Фома) Бэттс, Вячеслав Марченко. Духовник Царской Семьи. Святитель Феофан Полтавский (1874-1940). М. 1994. С. 89, 111-112. Болотин ссылается на утраченное личное письмо ему архимандрита Нектария (Чернобыля) из Иерусалима и на свидетельство В.П. Кузнецова (который ссылается на умершего в 1994 г. схимонаха Антония (Чернова), келейника владыки Феофана). Следует отметить, что Болотин изначально отрицал права Кирилловичей, противопоставляя Георгию Гогенцоллерну другого потомка Романовых, именно по линии матери: Тихона Николаевича Куликовского, сына Великой Княгини Ольги Александровны, сестры Государя Николая II, от морганатического брака с Н.А. Куликовским. Однако после смерти Т.Н. Куликовского в 1993 г. эта версия предсказания стала монополией ветви Кирилловичей, не имеющих прав престолонаследия. Заметим также, что права на российский престол "по линии матери" теоретически, согласно ст. 35 Основных Законов Российской Империи, могут иметь потомки всех Великих Княжен Романовых, вступивших в брак с представителями других династий, при условии удовлетворения всем другим требованиям престолонаследия.
5-4. О значении "Державной" иконы
Несомненно и явление иконы Божией Матери "Державная" (фото подлинника) 2/15 марта 1917 г. в день насильственного отрешения Государя Николая II от власти в вотчине Романовых с. Коломенском (тогда под Москвой). Божия Матерь держит в руках царские регалии. Джорданвильский церковный деятель проф. И.М. Андреев описывал, как это явление было истолковано народом в России:
«Зная исключительную силу веры и молитвы Государя Николая Второго и Его особенное благоговейное почитание Божией Матери, ... мы можем не сомневаться в том, что это Он умолил Царицу Небесную взять на Себя Верховную Царскую власть над народом, отвергшим своего Царя-Помазанника. И Владычица пришла в уготованный Ей всей русской историей "Дом Богородицы" в самый тяжкий момент жизни богоизбранного народа, в момент его величайшего духовного падения, и приняла на Себя преемство власти державы Российской, когда сама идея Православно-Самодержавной народной власти была попрана во имя самовластия сатаны. Потому строг, и суров, и скорбен взгляд Ее дивных очей, наполненных слезами гнева Божественной и материнской любви; потому и пропитана мученической русской кровью Ее царская порфира и алмазные слезы русских невинных мучеников украшают Ее корону. Символ этой иконы ясен для духовных очей: через неисчислимые страдания, кровь и слезы, после покаяния, русский народ будет прощен и Царская власть, сохраненная Самой Царицей Небесной, будет России несомненно возвращена. Иначе зачем же Пресвятой Богородице сохранять эту власть?»... (Православная жизнь. Джорданвиль. 1951. № 3. С. 10-11)
Однако заключительное замечание архиепископа Феофана («если только по грехам нашим Господь Бог – не отменит и не изменит обещанного») очень важно. Ведь веря в пророчества, мы должны помнить слова Господа: «Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот... обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его» (Иерем. 18: 7,10). Библейская история с городом Ниневия подтверждает, что все зависит от поведения людей.
То есть эти пророчества обусловлены покаянием русского народа, чего мы пока не видим и чему активно препятствуют как государственная, так и церковная власть. Даже нынешний первоиерарх считает сутью недавнего интернационально-оккупационного режима компартии не разрушение православной государственности, не богоборчество и не убийство десятков миллионов людей с уничтожением целых сословий, а – "стремление людей к справедливости и солидарность", предлагая все большевицкие преступления замести под ковер.
https://rusidea.org/6041 |