Мироточивая икона Царя Мученика, написанная в Америке и переданная прихожанами Русской Зарубежной Церкви в Россию
Тем не менее на основе всех настоящих и ненастоящих пророчеств развилось "учение" о том, что «царь-Искупитель уже искупил наш народ, и от нас ничего не требуется, возрождение России неизбежно и однажды мы возродимся автоматически в один день» – в этом убеждал меня в начале 1990-х гг. активный пропагандист этой теории В.П. Кузнецов, основавший "Братство Царя-искупителя Николая II" и издававший газету "Жизнь вечная". Так христоподражательный подвиг Государя доводится до абсурда. Причем многочисленные иконы Царя Искупителя пишутся "ревнителями" совсем не по иконописным канонам, а в фотографически-натуралистичном стиле живописи, похожей на изображения католических святых (приводить иллюстрации не стану).
Государь действительно говорил до революции (и это засвидетельствовано такими мемуаристами, как Н.М. Тихменев, М.В. Родзянко и др.): «Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России – я буду этой жертвой». Несомненно, что Помазанник Божий молился о помиловании своего народа, несомненно и то, что его святые молитвы Господь слышал. С этим согласуется и провидческий сон митрополита Макария после свержения монархии, что «Государь взял вину русского народа на себя, и русский народ прощен» (цит. по: Нилус С.А. На берегу Божьей реки. Сан-Франциско, 1969. Т. II. С. 183-184).
Искупительный подвиг Царя Мученика был христоподражательным, и он, конечно, никак не заменяет Искупление всего человечества Христом (раздаются такие недобросовестные упреки, хотя слово "искупитель" в Священном Писании и святоотеческих трудах применяется на разных уровнях). Однако искупление и прощение духовно действует лишь вместе с осознанием греха грешниками и с их покаянием, – а до тех пор оно остается нами невостребованным. Также и само Искупление человечества Христом – ведь далеко не все люди воспринимают это Искупление, приобщаются к нему, спасаются, – а выбирают путь в царство диавола. Поэтому, если какие-то монархисты понимают подвиг Царя в смысле автоматизма возрождения России, то это один из очередных ревнительских уклонов от трезвомыслия.
В ожидании такого непременного пришествия Царя появляется немало доморощенных самопровозглашенных "чудесных" претендентов, и им верят те, у кого велика потребность в чуде. Этого распространенного явления сейчас детально касаться не буду, могу лишь выразить сожаление тем, кто уже нашел себе такого живого "царя".
В числе таких "чудес" получила особенную популярность некая монахиня Николая, которая утверждает, что ей часто является св. Государь Николай II, и однажды явился вместе с грядущим Царем-наследником, которому около 30-35 лет, он уже ходит по Руси, но пока скрывается, при этом как условие восстановления Русского Царства предписано приносить присягу и св. Государю Николаю и его наследнику и отказываться от паспортов РФ. Это требование уже вызвало разномыслия и споры.
Ничего плохого в личной присяге верности последнему св. Государю нет, если ее не трактовать как непременное, обязательное для всех и самодостаточное условие. Настораживает, однако, присутствие нездоровой экзальтированности в этом деле. При всем уважении к добропорядочным намерениям создателей известного фильма об этом "чуде" вообще смущает в нем количество разнообразных чудес, которые молодая "старица" с наперсным крестом (настоятельница?) сыплет из своего рога изобилия как обыденное дело, вплоть до поющих мышей в алтаре. Нужно ли Господу прибегать к такому назойливому количеству чудес для нашего спасения? Невольно приходит на ум: «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет» (Мф. 16:4).
Церковь всегда относилась к чудесам с осторожностью, того ли духа чудо (ведь сатана тоже может совершать свои "чудеса" и даже являться в облике светоносного ангела). Нельзя исключить и "благочестивое фантазерство" с доброй целью: пробудить народ к благочестию, известны и случаи примитивного шарлатанства для сбора средств и личной славы.
Разумеется, монахиня говорит много правильного о значении монархии, о всемiрном призвании России, о грехе революции, о том, что надо молиться и каяться – это нам известно и без чудесных явлений. При этом у нее смещены акценты с главного на второстепенное.
Например: столь огромное, решающее значение для появления Царя придается отказу от паспорта РФ (что в масштабах всей страны просто нереально). Да, там присутствует антихристианская символика, что понятно: какова власть – таковы и ее паспорта (паспорт ее собственность, а не наша). Но разве и на советском паспорте – не символика богоборческой власти, чтобы считать его предпочтительным? И главное – почему эта борьба концентрируется в упоре только на бумажную корочку, которой придается некое магическое свойство, а не на саму власть, которая выдает народу эти свои опознавательные корочки? И не на духовную власть, которая всё это благословляет и настоящего Царя не допустит уже из страха перед ним? Причем, согласно этим откровениям, паспорта РФ надо отвергать, но при этом не отвергать безбожную нелегитимную "конституцию РФ" – основной закон нынешней олигархической власти! – предлагается ссылаться на эту "конституцию" при отказе от паспортов... И рецепт монахини Николаи очень уж прост: «не брать паспорт – и жиды сами от нас сбегут вместе с антихристом»...
Почти всё, что монахиня Николая сообщает как указания, переданные через нее св. Государем – не может быть проверено, это нам предлагается принимать на веру. Но есть указание, проверяемое на его точность. Весьма смущает "предписание" св. Государя читать акафист святому Царю Иоанну Грозному. В данном случае личность Грозного – исторически вполне проверяемый факт, не дающий оснований считать его даже местночтимым святым. Трудно поверить в то, что св. Государь Николай может так ошибаться в этом вопросе. И это лично для меня дополнительно ставит под сомнение истинность и духовность всего прочего в истории с данными пророчествами младостарицы Николаи.
https://rusidea.org/6041 |