15-16 июля 2003 г. в С.-Петербурге и Царском Селе по инициативе Русского Обще-Воинского Союза (РОВС) прошёл I-й Съезд представителей печатных и электронных изданий, освещающих вопросы истории, идеологии и современного наследия Русского Белого движения. На Съезд прибыли 25 официальных делегатов от 17-ти изданий из России и Русского Зарубежья (Болгария, США). В качестве гостей на Съезде присутствовали представители ряда Русских Национальных организаций, а также потомки русских Белых эмигрантов из Болгарии, Германии, США и Франции.
Текст выступления И.В. Огурцова печатается по: "Белое Дело. I Съезд представителей печатных и электронных изданий. История. Идеология. Современность Русского Белого движения. Резолюция и материалы. Справочник изданий". М.:2003.
Не предполагая первоначально выступать в заключение нашей встречи и тем самым как бы взять на себя задачу подвести ее итог, я теперь должен сделать нечто подобное, по крайней мере подчеркнуть то, что мне кажется наиболее важным в прозвучавших высказываниях и предложить нашему вниманию ряд суждений в связи с ними.
Доминантой в обмене мнениями прозвучал вопрос о современном значении Белой Идеи и Белой борьбы. В выступлении наших севастопольских единомышленников мы услышали о многих молодых людях, которые охотно читают нашу литературу, интересуются историей Белого движения, но говорят: «Все это уже в прошлом, сейчас другая жизнь».
Конечно, многие обстоятельства и интеллектуальная реакция на них в разгар революции и гражданской войны принадлежат истории, но в разгаре борьбы «белых» и «красных» завязался тот центральный узел, который не развязан до сих пор и от той или иной развязки ёго зависит судьба России — быть ей или не быть.
И Белая Идея, вдохновившая на жертвенную борьбу лучших сынов нашей Родины, есть идея будущего, а не прошлого.
Она есть Идея России, та самая национально-государственная идея, подмену которой тщетно пытается сконструировать и «партия власти» и прокоммунистическая оппозиция.
Если России, как самобытной цивилизации, имеющей в ряду с другими мировыми цивилизациями свою важнейшую задачу, суждено жить и развиваться, то это развитие возможно только в русле Белой Идеи.
Вот почему все кто становится под знамя Белой Идеи, кто носит ее в своем сердце, обладают победоносной силой. Победоносной, ибо она есть осознание и выражение российской судьбы и подлинное, глубинное самосознание русского народа и шире — Имперского содружества народов.
Народы, не обретшие или утратившие свое самосознание, умирают как единая общность и исчезают из истории.
Сегодня эта угроза стоит перед нами во весь рост.
Критики Белого дела иногда говорят, что у него не было масштабной идеи, не было политических и социальных программ и поэтому оно потерпело поражение. Но это совсем не так. Первые пункты программы Белого Движения были набросаны комиссией с участием ген, ЛИ. Деникина еще в Быховской тюрьме и утверждены ген. Л.Г. Корниловым.
Позднее по указаниям ген. Деникина и ген. Врангеля специальными комиссиями были разработаны рабочее законодательство, дважды аграрное. Ген. Деникин, оценивая крестьянскую программу, выработанную под руководством проф. Билимовича писал, что если бы она проводилась в жизнь в предвоенную эпоху, то революция не могла бы разразиться. Последний Главнокомандующий Русской Армии, ген. Врангель также много сделал разрешения аграрного вопроса. Но все же у Белого Движения было слишком мало возможностей и времени для того, чтобы полностью раскрыть Белую Идею, а тем более воплощать ее в жизнь в перерывах между боями. Главной задачей была военная победа над захватившим страну интернационалом. Судьбоносный выбор был: за Россию, за Русскую Православную цивилизацию — с белыми или против нее — с красными.
Общая идеологическая позиция «непредрешения» откладывание выбора формы верховной власти и народно - хозяйственного устроения на неопределенный срок, «до победы», когда вся страна могла бы обрести возможность свободно выразить свое мнение, диктовалась, помимо всего прочего. еще и стремлением сохранить армию как единый общенациональный организму не разрываемый на части политическими разногласиями а также желанием сохранить нейтралитет тех народных слоев и общественных кругов от которых нельзя было рассчитывать на помощь.
Для ясности всей картины необходимо процитировать два основополагающих документа Белого Сопротивления:
6-й пункт первой «Корниловской программы»:
«Разрешение основных государственных, национальных и социальных вопросов откладывается до учредительного Собрания».
В дальнейшем несмотря на некоторые разногласия Белое Движение до конца борьбы в России выдержало эту установку на всенародное решение основных вопросов жизни страны.
Интернационалисты-большевики, отдавая себе отчет в что их планы и цели антинациональны и антинародны, сразу приняли решение разогнать всенародно избранный представительный орган и установить свою террористическую диктатуру. Ген. Деникин пишет: «Я считал, что имя Корнилова должно стать знаменем, вокруг которого соберутся общественные силы, политические партии, профессиональные организации — все те элементы, которые можно объединить в русле широкого национального движения в пользу восстановления русской государственности. Что, встав в стороне от всяких политических течений, нам нужно лишь восполнить пробел прошлого и объявить строго деловую программу — не строительства а удержания страны от окончательного падения».
Из Наказа ген. Деникина Особому Совещанию, овределявшему полити ческий курс» главного командования:
«1. Единая, великая, неделимая Россия. Защита веры. установление порядка. Восстановление производительных сил страны и народного хозяйства…
2. Борьба с большевизмом до конца.
З. . ..Вопрос о форме правления — дело будущего. Русский народ создаст верховную власть без давления, без навязывания. Единение с народом.
4. Внешняя политика — только национальная русская... Славянское единение За помощь - ни пяди русской земли.
5. Все силы и средства .— для армии, борьбы и победы.
6. Внутренняя политика.. Проявление заботливости о всем населении без различия. Продолжать разработку аграрного и рабочего закона, также и закона о земстве.
Никаких классовых привилегий, никакой преимущественной поддержки —. административной, финансовой, моральной.
Ускорить и упростить порядок реабилитации не вполне благополучных по большевизму, петлюровщине и так далее. Если была только ошибка, а к делу годны — снисхождение.
Назначение на службу — исключительно по признакам деловым, отметая изуверов и справа, и слева.
Привлекать местное население к самообороне.
11. Пропаганде служить исключительно прямому назначению — ... разоблачению сущности большевизма, поднятию народного самосознания и воли для борьбы с анархией».
При сравнении с политическими установками Ульянова, Троцкого, Дзержинского и Ко комментарии излишни.
В связи с нашей сегодняшней темой важно отдавать себе отчет, какой характер носила так называемая «великая октябрьская революция», чем она была, за что и против чего воевали красные и белые и почему Белая Армия, одушевленная высокой идеей борьбы за Россию, вынуждена была отойти с родной территории, оставляя народ в захлопнувшейся западне, обреченным на подневольный труд и геноцид.
Национальная мысль, начиная с I92О-х годов, в эмиграции и на Родине, билась над этими вопросами, К настоящему времени, когда исторический опыт «коммунистической формации» закончился такой же катастрофой для страны, с какой эта «формация» и началась, ответы на эти вопросы, в основных чертах, уже найдены и сформулированы, хотя и остаются до сих пор недостаточно известны для широких масс.
Невозможно, да и не нужно, суммировать сейчас все результаты этой сложной работы.
Следует лишь сделать акцент на ряде моментов.
Октябрьскую революцию принято называть «пролетарской». При этом подразумевается, что пролетариат «экспроприирует экспроприаторов» и становится коллективным собственником всех средств производства и, следовательно, перестает быть пролетариатом в подлинном смысле этого слова. Заметим, что накануне революции Россия, из всех великих держав, была наименее пролетаризированной страной. В результате большевицкого переворота она подверглась Тотальной пролетаризации, а коллективным собственником всех отчужденных средств производства стал отнюдь не пролетариат, а новый эксплуататорский класс – «орден меченосцев», как образно назвал коммунистическую партию ее вождь, тов. Сталин. Тоталитарная бюрократия, распоряжаясь, под маской «государства», всеми национальными богатствами, не связанная никакими законами, закрывшая границы, благодаря карательной системе лагерей стала владельцем и всей рабочей силы страны.
По своим результатам социалистическая революция не может быть признана ни пролетарской, ни рабоче-крестьянской. Таковой она и не была, ни по целям, ни по организующим и движущим силам.
Причины Русской Смуты ХХ столетия — этого величайшего исторического парадокса многообразны. Фундаментальные и второстепенные, они, в причудливом своем сочетании, и при целой серии совершенно случайных совпадений явили миру уродливейший феномен и сломали православную цивилизацию, искалечив судьбу России.
Белые, включив в себя подлинный качественный отбор нации, представителей всех слоев, классов и национальностей, боролись за независимость и целостность России, за Веру, за права семьи и личности, за свободный труд, против порабощения и истребления миллионов людей. Подлинная трагедия Гражданской войны состоит в том, что за эти святые идеалы сражаться физически приходилось с крестьянской массой, мобилизованной в Красную армию.
Но не следует забывать и о том, что большевицкое руководство в качестве ядра своих боевых и карательных сил использовало т.н. «интернациональные части», сформированные из латышей, мадьяр, австрийцев, китайцев и проч., общей численностью более 300 тыс. человек, что вдвое превосходило состав Вооруженных Сил на Юге России.
В чем же причина неудачи Белых армий?
Вдумчивый исследователь Русской Смуты ХХ века, Главнокомандующий ВСЮР ген. А.И. Деникин считал, что первопричина того, что близкая Москва, так и осталась недостижимой целью кроется в пассивности абсолютного большинства населения, «народ стоял в стороне», ожидая исхода борьбы Белых и красных.
Потерпев военное поражение, Белые полки покинули пределы России, унеся за рубеж и сохранив там национальные духовные ценности. Белая Идея, которой до конца оставались верны те, кто пошел в бой с III Интернационалом, остается действенной и живой и поныне, в то время как марксистско-большевицкая идеология показала всему миру свое полное банкротство. Идея мировой революции оставила после себя уродливого ребенка — глобализацию. Бывшая коммунистическая номенклатура, зацепившаяся за власть, встраивает теперь свои полуразрушенные страны на правах второочередных пособников в новый глобальный миропорядок. Только теперь, вместо «пролетарской революции», самобытные культурно- исторические формы человеческого существования подвергаются информационному и военному разрушению.
Общефилософская концепция Белой Идеи была сформулирована в эмиграции выдающимся русским философом НА. Ильиным и стала вдохновляющим идейным знанием РОВС-а, наследника Императорской Российской и Белых армий. Белая Идея имеет Свою предысторию, органично включает в себя многовековую российскую интеллектуальную традицию и православное учение. Значительный вклад в развитие Белой идеологии был сделан не только отдельными мыслителями, но и системными программными разработками ряда патриотических организаций (РОВС, РИС-О, НТС, ВСХСОН и др.).
Уяснение причин, способствовавших успеху большевиков и неудаче Белого движения имеет не только историко-академический интерес, но и весьма актуально, хотя сегодня общая социально-политическая обстановка, по-видимому, совершенно иная.
Всякое эпохальное явление, особенно такое как революция и гражданская война, вызывается и определяется в своем течении и исходе целым комплексом причин — объективных, фундаментальных и случайных.
В рамках данного обзора можно коснуться только наиболее существенных обстоятельств и факторов, которые позволяли большевикам преодолеть сопротивление Белых национальных сил, подавить народные восстания и на десятилетия овладеть страной.
Гражданская война — прежде всего, носит идеологический характер. К ее началу революционное разложение, набиравшее силу в 1905 году, в феврале и в ноябре 1917 года, достигло кульминации. Витте без обиняков определял нараставшую революционную эпидемию как сошествие с ума мыслящей части общества и утрату элементарного здравого смысла в народной массе. Используя современную терминологию, можно сказать, что бешеная информационная война на тотальное разложение государства, общества и индивида была к 1917 году революционными силами уже выиграна.
Белые противостояли, по выражению одного наблюдателя, силе самой смерти, начали свою борьбу в обстановке крайнего политического, социального и духовно-морального распада. При этом они не были подготовлены к идеологической борьбе и не располагали по сравнению со своим противником таким оружием как развернутая теория, массовая партия, тысячи агитаторов и т.п., не говоря уже о том, что трезвая национальная позиция казалась массам в той обстановке материально малоценной сравнительно с обещаниями оголтелой демагогии.
В этих условиях оставалась лишь ставка на военную победу, и она была возможна, несмотря на неблагоприятные исходные обстоятельства и многочисленные факторы, способствующие большевикам.
Из них — главные: мобилизационный ресурс Белых был во много раз меньше, чем у большевиков, что и обеспечило красным подавляющее количественное превосходство. И здесь дело не только в том, что красные с самого начала занимали центр страны с наиболее густым населением и большинство крупных городов, но даже и в том, что захватив центральную власть, они установили невиданную в истории систему тотального насилия, дававшую им все преимущества для принудительных мобилизаций и максимальной концентрации необходимых средств.
Крестьянство, которое как и большая часть остального населения, не желало участвовать в гражданской войне, отвечало на большевицкий террор мятежами в Красной армии и переходом на сторону Белых целыми частями, но чаще всего, успев почувствовать реалии «военного коммунизма поднимало восстания и вело свою особую крестьянскую войну за анархоутопическую «Страну Крестьянию» и против красных и против белых, в лучшем случае — отдельно от белых.
Когда этап формирования Белых армий на добровольной основе в целом завершился ибо высокая пассионарность добровольцев требовала таких человеческих качеств, которыми может обладать заведомое меньшинство, она вынуждена была перейти к регулярной мобилизации и столкнулась с таким явлением как массовое дезертирство крестьян. Этим обстоятельством было обусловлено крушение Восточного фронта адмирала Колчака.
Зажиточное сибирское крестьянство не могло себе и отдаленно представить, что его ожидает в случае победы большевиков и отказалось бороться за собственное существование. Подобное настроение в тот период возобладало даже и при том, что сибиряки не могли опасаться восстановления помещичьего землевладения, которого в Сибири никогда не было, а сама колчаковская армия была демократична по своему составу, включая в себя значительные континенты Народной армии Комуча т.н. «рабочие формирования
Сломить такое настроение могли только изуверские карательные меры, которые применялись коммунистами но Белые, разумеется не могли и думать о применении подобных изуверских методов.
Белое сопротивление в России помогло отразить угрозу тоталитарного коммунизма в ряде стран, для которых эта угроза была особенно велика. Но там победе над коммунизмом способствовал ряд условий которых не было у русских Белых:
1). Центральная власть еще не была захвачена, а революционное разложение не зашло так далеко;
2). ведущий слой не был столь расколот и дезориентирован
3). интернациональной революции была противопоставлена встречная национальная революция;
4). партии разрушения была противопоставлена массовая партия охранения;
5). в борьбе были заимствованы методы большевизма.
Первые два условия не существовали для России, третье было принципиально неприемлемо для Белых, а в отношении четвертого и пятого предпринимались усилия, но они были недостаточны.
После отказа от «непредрешенчества» в социальной сфере разрабатываемая аграрная реформа представляла собой подлинную революцию, но она запоздала и произвела на крестьянство слабое впечатление в силу того, что большевики вынужденно и временно уже удовлетворили крестьянство проведя реформу в духе эсеровской программы.
Рискну сказать что Белые совершили роковую ошибку не перенеся акцент во встречных революционных преобразованиях на рабочий класс, Ибо кроме словесного социального престижа большевики не дали ему ничего. Именно рабочий класс раздавил коммунистическую революцию в европейских странах в 1920-е - 1930-е годы,
Правый «Совет Государственного объединения России» по свидетельству генерала Деникина был готов признать и участие рабочих в прибылях предприятий, и рабочий контроль. Никто и ничто этому не препятствовало. Но значение этого победоносного шага не было понято. Героически стойкая до конца борьба рабочих Урала и Донбасса в элитных частях Восточного (ижевцы и воткинцы) и Южного (Корниловская дивизия) фронтов не натолкнула на решительные глубокие политические выводы.
Наконец, хотя о создании единой антикоммунистической партии в условиях России трудно было думать, была сделана попытка объединения ради успеха антибольшевицкой борьбы. Представитель Союза возрождения профессор Алексинский заявил об этом акте:
«Сейчас… слух об объединении всех политических партий проникает туда — в затемненные умы, в завешенные большевиками уши, и, быть может, рассеются клеветы и обман, и наконец увидят русские люди — русские армии, идущие... для осуществления прав народа».
Однако этой заветной мечте не суждено было осуществиться: разложение ведущего слоя было слишком глубоко, и он не сумел объединиться даже в виду реальной возможности победы.
Белые противостали захвату страны интернациональной мафией, они несли судьбоносные преобразования, но слишком многое было против них, а задача была непомерно тяжела. Военное же счастье — всегда в конечном счете в руках Божиих. А Его пути — неисповедимы. И хотя общее дело освобождения России и ее преобразования было отложено по Божией Воле, каждый участник Белой борьбы исполнил свой священный долг и передал свой завет следующим поколениям.
Что же означает Белая Идея для нас, для России, сегодня, в сложившейся исторической ситуации?
В момент краха тоталитарной системы была возможность, руководствуясь разработанными на основе Белой Идеи программами, вывести страну на ее исторические пути, однако перехват инициативы коммунистической номенклатурой и криминальными группировками завершился расчленением страны и нации со всеми вытекающими последствиями.
Такова цена, которую номенклатура готова была уплатить, чтобы удержаться у власти. В результате проведенной ею произвольной «Приватизации» сложилась олигархическая, мафиозная система, не только представляющая пародию на современный капиталистический мир, но и несравненно худшая, если не сказать нежизнеспособная сравнительно с тем, какой была Россия до 1917 года.
Поскольку совершенная трансформация общественно-политической и социально-экономической системы на базе так называемой «приватизации» не имеет под собой ни юридической, ни Юридической, ни моральной основы, и не может быть оправдана с точки зрения экономической эффективности социальной стабильности и геополитической безопасности — нация никогда примирится с такими результатами.
Белая Идея противостоит как коммунистическому тоталитаризму, так и криминальной капиталистической олигархии. В своем развитии она стремится к разрешению социальной проблемы на основе заложенных в христианско-православной цивилизации ценностей, открывающим России путь к новым формам социума, основанного на справедливости.
Общество, разделенное на ничтожную группу олигархов и поддерживающие их криминальные прослойки и противостоящую им всем оставшуюся пролетаризованной массу, не имеет перспективы. Если страна сумеет выжить в борьбе, то в ней неизбежен процесс складывания и консолидацл1и среднего класса.
Средний класс определяется не только уровнем своих доходов, сколько той незаменимой для нации и государства социальной ролью, которую он выполняет. Включая в свой состав людей науки и искусства, духовенство, педагогов и врачей, инженеров и квалифицированных рабочих, фермеров, государственных служащих и т.д., он охватывает самые широкие слои общества и, проникнутый патриотическим сознанием, служит незыблемой стабильности и национальному процветанию.
Именно такой подлинный средний класс противоречит интересам правящей олигархии, и она всячески противится его созданию, подменяя искусственно подкармливаемыми и выращиваемыми криминализированными прослойками. Но он неизбежно сформируется путем общенациональной реституции, которая вернет народу собственность, экспроприированную у него дважды: коммунистической бюрократией в 1917 году и ее наследниками в наше время.
Общеимперская реституция, в свою очередь, открывает путь к воссоединению нации и мирной реинтеграции страны.
Если сегодня, после чудовищного геноцида, в России чудом еще сохраняется тот необходимый для всякой страны процент пассионарных граждан, хотя бы и рассеянных повсюду, то именно они станут той страстно ожидаемой национальной элитой, которая сложится в жертвенной борьбе за социальное и национальное единство России.
Такова двуединая задача сформулированная сегодня в Белой идеологии. Хочется закончить вдохновенными словами Ивана Александровича Ильина, высказанными в изгнании:
«Белая Идея дана нам; она живет в каждом из нас. Она добыта нами в борьбе, в усилиях и страданиях перед лицом смерти; она живет в глубине нашего чувства и воли... Белая Идея больше нас; она велика, как Россия, и она должна охватить ее всю... Этот дух не дух части, а дух целого. Этот дух Русского Национального Всеединства. И дело это есть Правое дело. И идея эта есть верная идея.