Все дети рождаются голыми, беззубыми и ничего не соображающими. Старт в жизнь у всех вроде бы одинаковый. Но проходит всего лишь какая-то пара десятков лет и о равенстве уже можно забыть.
Вот, - одни выросшие дети, – уже успешные, образованные люди в дорогих костюмах, с радостью едущие на любимую работу на престижных автомобилях... И вот, - другие бывшие дети, обзаведясь татуировками, пыльными косичками-дредами, трёхдневной щетиной и потёрыми джинсами, - в рабочее время перемещаются в пространстве на жёлтом служебном велосипеде, развозя почту и мучительно ожидая вечера пятницы, а в выходные дни курсируют между телевизором и холодильником...
Почему же так происходит? Что именно, какая неведомая и могущественная сила подгоняет одних детей и тормозит других? Не стоит пытаться всё валить на изначально разное имущественное положение семей, мигрантские корни или предвзятое отношение учителей, или дурное влияние улицы, или на тысячу других убедительных причин.
На самом деле этот таинственный фактор, невидимо толкающий человека на поступательное движение и в результате определяющий результат всей жизни - не что иное, как ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС.
Познавательный интерес – это СВОЙСТВО, ОСОБЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ, выражающаяся в стремлении активно участвовать в происходящих вокруг событиях. Познавательный интерес – это направленность личности НА ВСЁ. Конечно, у человека может быть интерес к музыке в стиле хип-хоп, к коллекционированию пивных крышек, к успехам футбольного клуба «Фрайбург» и т.д., но это просто частный интерес, не имеющий ничего общего с познавательным интересом как свойством личности.
Школьник, обладающий познавательным интересом, с одинаковым желанием бежит на урок математики и урок искусства, урок литературы и урок информатики, на дополнительные занятия по музыке и в спортивную секцию. Потому, что ему интересно ВСЁ, где его ждёт что-то новое. Ребёнку же без познавательного интереса очень трудно угодить, потому что ему неинтересно ВСЁ: учителя – плохие, уроки – скучные. Школа вообще вызывает у таких детей устойчивую ненависть...
Примером человека с ярко выраженным познавательным интересом может служить, например, великий Леонардо да Винчи. С одинаковой увлечённостью в течение своих недолгих шестидесяти семи лет он писал картины и высекал статуи, проектировал здания, вертолёты, парашюты, подводные лодки и писал музыку, которую лично исполнял на лютне, побеждая в конкурсах... Он занимался анатомией, вскрывая трупы людей и лошадей... Он писал философские трактаты и стихи... Если бы он жил в наше время, - он бы, несомненно, достиг вершин и в разработке компьютерных программ, и в теории межпланетных перелётов, и в производстве блокбастеров... Потому что ему было бы интересно ВСЁ!
И кто же сделал Леонардо великим? Его могущественные покровители? Влиятельные родственники? Учителя? Может быть, масонская ложа назначила его великим? Нет! Этого человека сделал великим его великий познавательный интерес!
Вот мы и подошли к главному. Откуда же берётся этот пресловутый познавательный интерес? Может быть, он присутствует в человеке уже от рождения? Несомненно. Иначе как объяснить существование многочисленных творческих и рабочих династий? Династии художников, писателей, музыкантов... Например, многие родственники Иоганна Себастьяна Баха были музыкантами: прадед, дед, отец, дядя, многочисленные братья, сыновья, внук и правнук!
Наследование познавательного интереса, кстати, присуще не только людям, но и животным. Опытные собаководы, например, рекомендуют выбирать себе щенка следующим образом. Не дожидаясь, пока половину щенков уже разберут новые хозяева, придите первым и понаблюдайте за всем собачьим семейством. Тот щенок, который проявляет самую большую самостоятельность и бесстрашно удаляется от маминой корзины, влекомый познавательным интересом – и есть самый лучший из всех! С каждым новым выходом он расширяет зону своих интересов, никогда не останавливаясь на уже познанном. А вот тот, кто льнёт к тёплому маминому боку, выказывая интерес только к еде и сну, и при этом мало интересуется внезапно открывшимся неизведанным миром, - никогда не достигнет своих собачьих вершин...
Но вернёмся к детям. А что, если ребёнок не получил от рождения такого свойства личности, как познавательный интерес и не проявляет ничего, кроме пассивности, вялости, равнодушия и вечно плохого настроения? Неужели же он обречён? К счастью, - нет! Потому что познавательный интерес – это свойство личности, а поскольку человеческая личность, в отличие от собачьей, постоянно изменяется в течение жизни, то и её свойства могут или развиваться, или угасать.
Другими словами, счастье, если у ребёнка имеется врождённый познавательный интерес, но если нет, - то это тоже не трагедия, потому что его можно развить! В качестве примера здесь можно рассказать о Святителе Луке (Войно-Ясенецком).
Юный Валентин Войно-Ясенецкий мечтал стать художником и демонстрировал незурядные способности. Но под влиянием народнических идей решил, что ему следует быть земским врачом, чтобы своим трудом приносить конкретную пользу людям. Несостоявшийся художник начал заниматься анатомией, о которой до этих пор имел весьма смутное представление. Ценитель изящных искусств погрузился в мир неживой плоти. Тонкие запахи красок и растворителей сменил он на приторный запах формалина и тошнотворную ауру гноя, тления и смерти... Но уже через непродолжительное время случайный по сути студент-медик настолько заинтересовался анатомией человеческого тела и хирургией, что это стало делом всей его жизни. Уже будучи заслуженным профессором, он продолжал с интересом и великой пользой оперировать людей даже в далёкой сибирской ссылке. Познавательный интерес, который отнюдь не был врождённым, привёл к тому, что главным научным трудом профессора, удостоенным, кстати, Сталинской премии, стала его книга «Очерки гнойной хирургии»! Большинство из нас передёрнется от отвращения от одного только названия, а для Святителя Луки это была интереснейшая тема!
Итак, познавательный интерес способен развиваться в процессе занятий соответствующей деятельностью. Как аппетит приходит во время еды, так и интерес приходит во время деятельности. Ведь и Христос, надо полагать, стал плотником не в силу врождённого интереса к работе с древесиной (Прости, Господи!), а потому, что принимал участие в труде мнимого своего отца Иосифа. И если бы Иосиф был, к примеру, кузнецом, то, надо полагать, и Христос освоил бы именно это ремесло. И сколько вообще людей нашли своё призвание в жизни, переступив через первоначальное «не хочу-не буду-не нравится».
Очень важно, что познавательный интерес в ребёнке вполне возможно развить, главное, - делать это спокойно, методично и неуклонно. Не забывая, что современная школа, к сожалению, больше не является союзником родителей в деле развития и воспитания детей...
Не нужно придавать чересчур большого значения детским капризам. Повреждённая человеческая природа ребёнка всегда стремится к плохому и страдает от необходимости делать что-то хорошее. Заставить ребёнка открыть хорошую книгу очень непросто, зато книжки про синих монстров, вампиров и чудовищ читаются на одном дыхании. Хорошая музыка, прошедшая испытание временем, просто физически мучит ребёнка, зато звуки ночного экваториального леса с ритмичным похлопыванием ладошками дети слушают с нескрываемым удовольствием. Не думайте, что дети слушают эту «музыку» просто для того, чтобы не показаться белыми воронами перед другими детьми! Нет, она действительно доставляет им наслаждение! Повреждённая природа человека тянется ко всему также повреждённому: лишённой гармонии музыке, лишённой изящества живописи, лишённой души и смысла литературе... Всё гармоничное, изящное, разумное и духовное заставляет ребёнка испытывать не просто дискомфорт, а нешуточные страдания. Поэтому задача родителей - постом, молитвой и непреклонным противодействием дрянным наклонностям ребёнка попытаться положить начало исправлению его души.
Примеры из истории демонстрируют нам упорство, с которым родители делали из ребёнка человека. Интересно, кем стал бы Моцарт, если бы отец не заставил его музицировать уже в три года? Действительно, мало кто из великих стал великим без участия родителей. Кроме Ломоносова как-то сразу на ум и не приходит никто... Хотя и с простонародным происхождением Ломоносова тоже не всё так однозначно... А уж американское «self made man» относится скорее всего только к виртуозам купли-продажи и игры на низменных инстинктах людей.
Но давайте задумаемся: разве, например, кто-то из царственных родителей интересовался у наследников престола «А ты не против заняться вот этим?»? Или, - «Ну, как тебе этот учитель? Нравится он тебе или подыщем кого-нибудь помягче?» Конечно, нет, потому что ответ очевиден. Никто ничего по доброй воле не хочет! Даже Царство Божие приходится восхищать усилием, а не то что какую-нибудь школьную географию!
Над царственными родителями нет начальников и, повинуясь родительской любви, можно было бы позволить детям жить так, как живётся, без строгостей и одёргиваний. Но нет же! Именно родительская любовь заставляет родителей безжалостно муштровать детей для их же собственной пользы.
Вот, например, распорядок дня будущего российского императора Павла. В шесть утра – подъём, туалет, завтрак и занятия до часу дня. Потом обед, небольшой отдых и опять занятия. В десять вечера по команде дежурного офицера наследник отправлялся спать, чтобы утром начать всё сначала. Как результат: в девять лет он в совершенстве владел русским, церковнославянским, французским, немецким языкам, знал латынь. Учили его математике, истории, географии, танцам, фехтованию, морскому делу, богословию, физике, астрономии, политическим наукам... Уже в десять-двенадцать лет Павел был знаком с европейскими просветительскими идеями: читал и обсуждал с учителями произведения Вольтера, Монтескье, Дидро, Гельвеция, Даламбера... Как и его великий прадед (Пётр I), Павел любил работать на станке, обтачивая различные детали...
К тому же уже с детского возраста Павел всерьёз исполнял обязанности генерал-адмирала, должен был участвовать согласно протоколу во всех мероприятиях Двора…
При этом надо иметь в виду, что юный Павел был, как говорят сейчас, гиперактивным ребёнком и не мог долго оставаться на месте: он постоянно бегал и подпрыгивал!
И в таком стиле воспитывались все наследники престола в Европе!
Конечно, родители прошлого, в отличие от современных, был лишены страха общения с ювенальной юстицией и прочими органами социально ориентированного государства! Но ведь каким-то образом и сейчас некоторые родители умудряются не позволить своим детям пополнить ряды низкоквалифицированных работников и уж тем более получателей социального пособия. Главное преимущество таких мудрых родителей заключается в том, что они знают следующее:
1) Настоящий человеческий успех в жизни (не путать с удовлетворёностью бытом!) определяется Познавательным интересом.
2) Познавательный интерес ребёнок получает от родителей либо а) по наследству, либо б) по принуждению.
3) Принуждение ребёнка к познавательной деятельности должно расцениваться как акт родительской любви, а вовсе не как
беспардонное вмешательство в жизнь свободной детской личности.
Ребёнок должен быть загружен чередующимися видами деятельности. От утреннего подъёма и до отхода ко сну. Будучи предоставленным самому себе в своей комнате, ребёнок, конечно, найдёт себе занятие, но результаты его вряд ли порадуют родителей!
Будем помнить, что рано или поздно приходит время, когда выросшие дети дают взрослую оценку своим родителям. И очень горько будет услышать некоторым из нас справедливые слова: «Идя на поводу у моих детских капризов, вы думали на самом деле не о свободе моего выбора, а только о своём спокойствии! Вы проявили не своё уважение к моей личности, а всего лишь своё равнодушие к моему будущему!»
А может, повзрослевшие дети и до упрёков-то не снизойдут, а молча сдадут родителей в приют. Примеров этому множество...
Андрей Большаков |