Виктор подошёл к скамейке и, садясь на неё, сказал:
– Давай, Сергей, посидим! В ногах, как и в газете «Правде», нет правды!
– Посидим, конечно. Помолчим. Порассуждаем. Попытаемся ответить на поставленный прошлый раз вопрос, к чему же приводит отрицание и полное отвержение индивидуального способа бытия?
– Если любой человек отрицает и отвергает индивидуальный способ жизни, данный ему Богом и природой, то он неизбежно скатывается на опасный ложный путь, ведущий к душевному опустошению и духовному падению на самое дно человеческого бытия. Такое целенаправленное, вольное или невольное пагубное отрицание и отвержение выталкивает на обречённую стезю всякое человеческое общение, всякое единение и всякую самостоятельность.
– В чём же проявляется это конкретно в повседневной реальной жизни? – спросил Сергей.
– Ложность, пагубность и опасность такого обречённого пути, насильно навязываемого сверху, как в зеркале, отражается в неизбежном падении уровня жизни. Подавляющее большинство людей трудится, не покладая рук, а заработать на достойную жизнь не может. Производится очень много разной продукции, но она оказывается товаром очень низкого качества. Продовольственных товаров тоже не лучшего, а весьма сомнительного качества едва хватает, чтобы удовлетворить минимальные потребности в питании. Даже за хлебом выстраиваются длинные очереди, и такое безобразие, трудно описываемое словами, творится в стране с обширной территорией плодородных земель.
– Очень плохое качество произведённых товаров, промышленных и продовольственных, нельзя восполнить никаким количеством. Перейти от количества к качеству – это всего лишь красивый, но лицемерный и лукавый призыв партийных «мудрецов», придумавших его в свое оправдание и не способных предложить что-нибудь разумное, и он лишён всякого здравого смысла и всякой логики.
– Я вижу весьма печальные последствия производства некачественных товаров. Не находя своего потребителя, они залеживаются годами и десятилетиями на полках магазинов и складов, а потом, преждевременно попадая на свалку вместе с бытовыми и промышленными отходами, загрязняют окружающую среду. А это усиливает необратимое и без того чрезмерное воздействие человека «разумного» на живую природу, бездарно потребляющего её сырьевые ресурсы. При этом нарушается природное равновесие, устанавливаемое веками и даже тысячелетиями. Поэтому стремление к качеству должно исходить из внутренних побуждений производителей и реальных запросов потребителей, а громкие призывы перехода от количества к качеству, какими бы красивыми не были, никогда не приведут к массовому производству высококачественной продукции с минимальным воздействием на природу.
– В дополнение можно сказать и больше, – продолжил Виктор, – истинное качество всего и вся выковывается в сердце всякого воспитанного добросовестного человека, обогащённого духовной культурой. Если такая высокая культура насильно и преднамеренно вытравливается, то исчезает естественные творческие и духовные различия людей. И вместо них появляется одинаковая опустошённость и повальное оскудение, что преподносится изощрёнными идеологами-бумагомарателями «светлого будущего» как равенство и братство. Последовательное безбожие коммунизма, его отрицание человеческого духа и особенно самостоятельности порождают духовно больной и творчески бессильный общественный строй.
– Выходит дело, коммунизм по всей своей сути и основным социальным признакам противоестественен, так как не приемлет индивидуальной свободной жизни, данный каждому человеку Богом и природой?
– Я полагаю, Сергей, что ответ на этот вопрос ты знаешь. Интереснее было бы задать этот же вопрос, но с другой точки зрения: в чём же подлинная причина противоестественности коммунизма? Ответ на него тоже лежит на поверхности. Главная причина такой беды заключается в том, что коммунизм пытается переплавить человеческую душу и всеми возможными средствами погасить личную инициативу и личную заинтересованность. Он отвергает не только частную собственность, но и частную семью, и стремится искоренить свободное мнение и личное представление об обществе и окружающем мире. Возможно взрастить миллионы «особей», лишённых духовной культуры, но все они будут умственно и нравственно похожи друг на друга, будут бесстрашны и одержимы злым духом в шумной многолюдной толпе, но ничтожны порознь, в одиночестве. И по этим отличительным признакам и качествам они приближаются к сообществу животных. А на животнообразных особях ни семья, ни общество и, наконец, ни государство долго удержаться не смогут, какие бы силы для этого не были бы брошены, сколько бы крови при этом не было пролито и как бы не хотели того партийные властители, поверженные демоном властолюбия и тщеславия.
Наступило молчание. Наши собеседники увлеклись разговором и не заметили, что время очень быстро пролетело. Виктор, посмотрев на часы, спросил:
– Может быть на сегодня хватит? Ведь уже десятый час?
– Наша беседа мне нравится. Я думаю, что сегодня мы вполне сможем поговорить ещё часок, если не возражаешь. И мне хотелось бы знать, почему коммунизм не только противоестественен, но и противообщественен?
– Сергей, у меня завтра занятия со студентами-биологами второго курса. Но к занятиям я подготовился ещё вчера, а сегодня, если не возражаешь, немного поговорим. Может быть, таким образом мы приблизимся к истине, которая, то и дело, ускользает подобно миражу в жаркую летнюю погоду. А что касается твоего вопроса, то на него в двух словах не ответишь. Мне хотелось бы знать, какой ответ, по твоему мнению, не противоречит логике рассуждений.
– Коммунизм противообщественен, так как он зиждется на ненависти и непримиримой вражде, взаимном преследовании и всеобщей нищете, всеобщей зависимости и полном подавлении человеческой индивидуальности.
– Я хотел бы добавить и расширить ответ. Действительно, в основе коммунизма лежит идея классовой ненависти, зависти и мести, идея вечной классовой борьбы якобы пролетариата со всеми остальными вплоть до полной победы. А на самом деле эта борьба выливается в жестокое кровопролитное сражение за власть оголтелых и обезумевших партийцев, свободных от стыда и совести, и оно ведётся чужими руками, чтобы оставаться над схваткой и не потерять бразды управления.
– На безумных идеях борьбы до победного конца, враждебных человеку, строится всё: и образование, и воспитание, и любое хозяйство, и армия, и государство. Отсюда – взаимные преследования и взаимные доносительства. При этом подлинные всенародная солидарность и братство совсем не нужны – они всеми мыслимыми и немыслимыми средствами отвергаются и попираются.
– И не только это, – продолжил Сергей, – по воле партийцев, опьяненных неограниченной властью, производится всеобщее наглое изъятие всякого имущества. К чему же это приводит, все мы знаем: добросовестные и покорные труженики теряют всё, а нечестивые и бессовестные нагло, по-бандитски грабят и открыто или в тайне наживаются награбленным. Согласно основному замыслу коммунизма, вся трудовая масса должна превратиться в пролетариев, или неимущих людей, порабощённых подневольным трудом. После всеобщей пролетаризации останется только один монопольный работодатель – диктаторское государство, ведомое и управляемое бездарными партийными чиновниками, а вовсе не диктатура пролетариата, которой, как фиговым листком, прикрываются полуобразованные вожаки, захватившие власть. Восторжествует всеобщая зависимость от многоступенчатого партийного бюрократического аппарата, стремительно разрастающегося как на дрожжах.
– Очевидно, при таком диктаторском государственном устройстве никто самостоятельно, сам по себе не может ничего предпринять и тем более решить даже самый простой жизненный вопрос, бытовой или трудовой. Условия жизни и труда строго регламентируются и предписываются монопольным работодателем. Кроме того, монополия печати и образования, наглое преследование верующих и открытое гонение на церковь довершат своё грязное дело. К полному хозяйственному порабощению личности приобщится её полное духовное порабощение. Честный труженик оказывается полностью бесправным, а партийное государство становится его единственным и неограниченным эксплуататором. А это означает, что партийная монополия с ликвидацией частной собственности неизбежно влечёт за собой самый противообщественный строй, не ведомый ранее во всей мировой истории.
Сергей, выслушав монолог своего приятеля, спросил:
– Откуда у тебя, Виктор, такое доскональное и ясное представление о «светлом будущем»? Может быть, ты об этом прочитал в трудах Ильина?
– Я их не только читаю, но и пытаюсь постигнуть глубину его философской мысли. И о них мы сегодня и говорим.
– Не рановато ли сейчас так смело и открыто говорить об этом. Ведь за откровенные несвоевременные мысли можно не только вылететь из аспирантуры, но и лишиться свободы, как это было совсем недавно, когда за всякое вольнодумие без лицемерного прославления зажравшихся партийцев лишали не только свободы, но и жизни.
– Сейчас время другое. Леденящая стужа, когда все дрожали от страха, но терпели, миновала. Истлевающие останки Сталина, гения зла, совсем недавно вынесли из мавзолея. В «Новом мире» благодаря хлопотам Александра Твардовского, главного редактора, осмелившегося пойти на поклон к самому главному партийному властителю, опубликовали рассказ Александра Солженицына о сермяжной правде жизни.
– Действительно, Твардовский, человек совести, сделал важный и смелый шаг, чтобы слово правды на страницах его популярного журнала освобождалась от тяжёлых оков социалистического реализма. Однако, несмотря на его высокий редакторский профессионализм и непревзойдённое мастерство владения словом, радикально настроенные партийные «мудрецы» затеяли травлю против него, пытаясь всячески очернить его. И делается это грязное дело руками полуграмотных «критиков» и «писателей», свободных от совести и едва научившихся с большим трудом читать по слогам.
– Пройдет время, и всё станет на свои места. И будут вспоминать с благоговением и Твардовского, и Солженицына, а не их гнусных гонителей и порицателей. А сегодня мы продолжим говорить о философских идеях Ильина.
– Наблюдая за нашей жизнью, за зажравшимися партийными чиновниками разных рангов и мастей, за их нечеловеческим или, в лучшем случае, безразличным отношением к трудовому народу, любой здравомыслящий человек может без особого труда обрисовать более яркими и сочными красками наше бренное бытие, наше всеобщее порабощение и полное подавление свободной воли человека. Предсказания и опасения профессора Ивана Александровича Ильина сбываются. Становится всё более очевидно, что наше общество постепенно погружается в сатанинское, коммунистическое болото, а не приближается к обещанному светлому будущему, которое в реальной жизни всё дальше и дальше уходит за горизонт человеческого бытия.
– На что же тратятся огромные силы и средства трудового народа в такой всепоглощающей, сатанинской трясине? – спросил Сергей
– Все народные силы и все трудовые ресурсы целенаправленно и методично тратятся на содержание огромной армии партийных властителей и их многочисленных приспешников и слуг, на подавление всякой творческой инициативы и всякой самостоятельности человека. И в этом заключается не созидательная, а разрушительная работа партийных чиновников с неограниченными властными полномочиями. Немалые силы требуются для навязанной мотивации хозяйственного труда через разные средства «агитации» и «пропаганду», дабы преодолеть основное препятствие – естественный уклад жизни. Огромные усилия и средства нужны для всеучёта и всеруководства до самых мелочей, так как внутренний механизм здорового крепкого хозяйствования не работает. Безумно и в то же время бесполезно тратятся гигантские средства на восхваление и на возвеличивание якобы передового опыта социального строя в отдельно взятой стране, чтобы показать, что он самый лучший и самый прогрессивный во всём мире.
– Некоторые жалкие партийные людишки, едва научившиеся писать и читать, но пролезшие во власть, и их идейные вдохновители и покровители уверены в том, что коммунизм можно построить путём убеждения и перевоспитания людей? – продолжил Сергей.
– Такая уверенность – это одно из наиболее распространённых заблуждений партийных мифотворцев и кукловодов. Разве можно какого-либо порядочного человека убедить в том, что необходимо что-то сделать против его доброй воли и против его совести? Можно воспитать человека благородного и благочестивого, и это легко даётся в самом раннем возрасте, если воспитание ориентировано на обретение духовно-нравственных ценностей, которые выковывались человечеством в течение многих столетий и даже тысячелетий. А перевоспитывать взрослого человека всё равно, что злить проголодавшуюся собаку. Поэтому ни убеждениями, какими бы завлекательными и льстивыми не были, ни тем более перевоспитанием нельзя навязать человеку враждебный общественный строй. Его можно внедрить единственным путём – путём насилия, силой страха и крови. И такой «единственно верный» путь выливается в страшное преступное злодеяние – терроризм. Для его воплощения все средства хороши: угрозы, унижения, муки голода, страх смерти, убийства и лишение свободы. Причём дерзкие жестокие убийства не считаются греховным деянием и тяжким преступлением, а всячески поощряются и становятся основным средством жестокой борьбы за власть. Разрушить исторически сложившийся уклад жизни нельзя добром, ибо дьявол зла одерживает верх. При этом неизбежно кровавое столкновение враждебных классов, трагическое следствие которого всем известно: массовое уничтожение ни в чём не повинных людей. А это означает, что коммунистическое болото неотвратимо затягивает в свою смертоносную трясину подавляющее большинство безвинных жертв без малейшей надежды спасти свою жизнь.
Оба собеседника задумались. После непродолжительной паузы начал Сергей:
– Партийные «мудрецы» во всеуслышание заявляют, что коммунизм ведёт к всеобщей справедливости?!
– Их циничная и лукавая идеология начинается с заманчивых призывов к равенству, означающему якобы справедливое устройство жизни. Однако многим людям, даже не просвещённым, понятно, что на самом деле все без исключения люди от природы не равны и равными быть не могут. Уравнять их естественные свойства: возраст, пол, здоровье, физическую силу, физиологические особенности, таланты, способности, склонности, влечения, потребности и желания, – задача безумная. Любому здравомыслящему человеку вполне понятно: решить её невозможно и никому никогда не удавалось и не удастся, как бы этого не хотелось «великим» партийным комбинаторам и «мудрецам», метившим в Наполеоны. Вполне очевидно, справедливость требует не «равенства», а совершенно другого – индивидуальных братских отношений к неравным от природы людям. Однако такая прописная истина не доходит до скудного ума полуобразованных партийцам всех мастей, одурманенных неограниченной властью.
– Наиболее изощрённые приверженцы коммунистической утопии заучили наизусть красивые слова: «коммунизм – это прыжок из царства необходимости в царство свободы».
– Созвучие слов, действительно, красивое! – продолжил Виктор. – Так и хочется продолжить эту мысль словами поэта: «И дышит непонятная святая прелесть в них». Однако не красивыми словами определяется человеческое бытие, а благородным трудом каждого человека, определяемым его способностями и возможностями трудиться. На самом же деле коммунизм вовсе не открывает путь в царство свободы и не освобождает трудовой народ, а порабощает его окончательно. При коммунизме трудовой народ неизбежно превращается в пролетариев, у которых отнимают всё, что можно отнять, оставляя разве что воздух, который пока никому не удавалось отнять. Порабощённый народ лишается всякой возможности защитить свои права и профессиональные интересы. Исчезает честная конкуренция. Нет свободной печати, независимых профсоюзов и свободной кооперации. «В рабочем государстве рабочим защищаться не от кого и не для чего» – вот лукавый лозунг партийных «мудрецов». Коммунизм вместе с отменой частной собственности неизбежно ведёт к потере всякой человеческой свободы, а обещанное царство свободы – всего лишь льстивая заманчивая иллюзия и, по большому счёту, обман заблудшего не по своей воле народа.
– Нельзя ли другими словами выразить идею утопического коммунизма?
– Эта бредовая идея сводится к простым и понятным словам: коммунизм – это, когда «умные» люди, захватившие власть, обещают, а все остальные ждут, терпят и страдают; когда человек и общество не спасаются от греховных и преступных деяний, а погибают. Коммунизм вытекает из материалистического безбожия и отмены частной собственности. И проблема частной собственности вовсе не сводится только к тому, какие материальные вещи и предметы находятся в распоряжении кого-либо или у кого именно. Эта проблема по своей сути связана с человеческой природой, с его физиологическими особенностями, естественными потребностями, потенциальными возможностями и с его внутренними мотивами, побуждающими всякого человека добросовестно трудиться, чтобы производить разную высококачественную продукцию, строить своё жилище и создавать своё хозяйство. Все эти внешние и внутренние мотивы зарождаются на подсознательном уровне каждого человека. Их нельзя разрушить и отменить безнаказанно. Частная собственность зовёт человека к честному добросовестному благородному труду. Коммунистический идеал всеобщей зависимости, принудительности и несправедливости никогда не заменит этой естественной потребности каждого человека честно и добросовестно трудиться. Напротив, такой губительный идеал, насильно повсеместно внедряемый, вызывает только тяжёлое отвращение к любой работе и вынужденное бегство от труда и неизбежно приводит к всеобщей неудаче, повальной бесхозяйственности и, как следствие, к разрухе, нищете и голоду.
– Многое из сказанного и предвиденного профессором Ильиным мы уже наблюдаем, – продолжил высказывать вслух свои смелые мысли Сергей. И как долго будет продолжаться такое страшное неудержимое падение общества в коммунистическую пропасть?
– На этот вопрос вряд ли кто-либо сможет ответить однозначно и определённо. Совершенно очевидно другое: глубоко несчастные люди, попавшие в соблазнительную ловушку коммунизма, рано или поздно начнут осознавать ложность и пагубность того обманчивого пути, на котором они оказались по злой воле свободных от совести бездарных людишек, опьяненных властью, никем и ничем не ограниченной. Вопрос лишь в том, после скольких неудач, трагедий и страданий они поймут, что надо делать решительные шаги, чтобы выбраться на светлый путь спасения. При этом очень важен осознанный первый шаг каждого человека из одурманенного пагубного прошлого в радостное счастливое будущее.
Собеседники замолкли. Лишь волшебные соловьиные трели наполняли всё окружающее пространство. Начинало темнеть. Солнце уже закатилось за Воробьёвы горы. На западном небосводе повисли неподвижно тёмно-красные облака, слегка окрашенные солнечным светом в золотистый цвет. Издалека доносился грохот поездов, периодически выныривающих из туннеля на метромост.
– Мне кажется, – начал Виктор, – пора сегодня заканчивать. Мы всё обсудили.
– Обсудили многое, – ответил Сергей, – но далеко не всё, и мы убедимся в этом в следующий раз.
Библиографические ссылки
Карпенков С.Х. Стратегия спасения. Из бездны большевизма к великой
России. М.: ООО «Традиция», 2018. – 416 с.
Карпенков С.Х. Незабытое прошлое. М.: Директ-Медиа, 2015. – 483 с.
Карпенков С.Х. Воробьёвы кручи. М.: Директ-Медиа, 2015. – 443 с.
Карпенков С.Х. Экология: учебник в 2-х кн. Кн. 1 – 431 с. Кн. 2 – 521 с. М.: Директ-Медиа, 2017.
Степан Харланович Карпенков
|