Web Analytics


Русская Стратегия

"Русская нация – рыцарская нация, только ее рыцарство не показное и не для показа, а внутреннее, духовное. Не для награды из рук красавицы они совершают свои рыцарские подвиги, и не для вознаграждения проявляет свое рыцарство эта великая рыцарская нация. Ее вознаграждение в сознании содеянного дела, во имя защиты униженного и оскорбленного и во имя наказания наглеца и зверя…" П.И. Ковалевский

Категории раздела

История [2934]
Русская Мысль [336]
Духовность и Культура [470]
Архив [1311]
Курсы военного самообразования [101]

ПОДДЕРЖАТЬ НАШУ РАБОТУ

Карта Сбербанка: 5336 6902 5471 5487

Яндекс-деньги: 41001639043436

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Статистика


Онлайн всего: 18
Гостей: 17
Пользователей: 1
Elena17

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » Русская Мысль

    Русское воспитание: О баловании детей

    Каждый знает, что детей баловать нельзя. Потому, что они вырастут избалованными.

    А вот если их не баловать, то тогда они вырастут неизбалованными.

    При этом как-то само собой разумеется, что «избалованность» - это отрицательное качество, а «неизбалованность» - непременно положительное.

    Словари русского языка, пытаясь проникнуть в суть понятия, приводят к слову «избалованный» множество синонимов, но ни одному из них не удаётся точно выразить смысл слова. Доходит до смешного: «избалованный» трактуется, как «испорченный балованием».

    Антонимом же к слову «избалованный» назначается слово «послушный», что вряд ли можно признать правильным, потому, что в таком случае «избалованный» должен означать «непослушного». Как будто бы избалованные дети обязательно непослушны, а непослушные – избалованны!

    Суть понятия «избалованный» прекрасно отражает, может, и не достойное академических словарей, но зато всем очень понятное слово «залюбленный». Избалованный, то есть залюбленный, - это захваленный, задаренный, зачмоканный, затисканный…

    Да, но тогда получается, что «неизбалованный» - это попросту «недолюбленный, неоценённый, никому не нужный и всем безразличный».

    И ведь ещё неизвестно, что лучше и что хуже, хотя и то, и другое приносит немало неприятностей и самому ребёнку, и его родителям, и вообще окружающим людям.

    Но попробуем разобраться…

    Как известно, каждое достоинство, вышедшее за пределы разумного, автоматически превращается в недостаток.

    Щедрость становится расточительностью, бережливость – скупостью, осторожность – трусостью, смелость – безрассудностью, общительность – болтливостью, сдержанность – замкнутостью, ну и так далее…

    А вот естественное от природы положительное чувство, - родительская любовь, - чрезмерно возрастая, порождает действия - балование.

    Так что балование по сути своей – это чрезмерное проявление любви в виде материальной и (или) нематериальной поддержки. Но явление это будет несправедливо назвать ненормальным хотя бы потому, что чрезмерного проявления любви просто не бывает! Любовь всегда абсолютна, без всяких степеней и градаций! Она или есть, или её попросту нет! И, если она есть, она требует, с одной стороны, желания максимально убедительно выразить её, а с другой – желания получить подтверждающие её доказательства.

    Если кто-то имеет что-то несомненно ценное, то он стремится поделиться этим с тем, кого любит.

    Можно и по-другому: если кто-то кого-то любит, то он хочет поделиться с ним тем, что имеет.

    Разве придёт в голову мысль насмехаться над пауком, в знак любви несущим паучихе пойманную и аккуратно упакованную в паутину муху? А над пингвином, преподносящим своей даме абсолютно ненужные ей камешки? А над кошкой, доставляющей поутру хозяевам мышку?

    Даже эти незатейливые знаки внимания неоспоримо ценны, потому, что обе стороны понимают, что и муху, и мышку надо потрудиться поймать, а камешки – так это вообще почти такая же редкость в том покрытом льдами краю, как жемчужины в Сахаре!

    А даже если у кого и нет вообще ничего материально ценного, - так и тот ведь тоже ищет, - и, главное, - находит доступный ему способ выразить свою любовь. Как, например, собака, которая стремится лизнуть не только лицо человека и его руки, но даже и ботинки… Не из рабского страха, - как думают некоторые, - но от любви! Потому, что выше в данный момент не получается дотянуться, а выразить любовь хочется немедленно! И человеком такое нематериальное проявление любви ценится ничуть не меньше, чем принесённая кошкой вполне материальная мышка…

    Баловать – это означает «выражать свою любовь всеми доступными способами».

    Каждый, желающий выразить свою любовь, при этом, естественно, ограничен своими возможностями. У человека гораздо больше вариантов, чем у животных, но и тут всё упирается в личные возможности.

    Некоторые люди балуют своих детей, даря им нефтедобывающие компании, дома на Елисейских Полях, яхты, автомобили.

    У других людей всё скромнее…

    Кто-то балует детей последними моделями компьютеров.

    Кто-то ограничивается модными вещами или отлично изданными книгами.

    Кто-то дарит не вещи, а возможности: отдых на море, экскурсия по замкам Луары, прогулка верхом на лошади, круиз по реке на корабле…

    А кто-то вынужден проявлять любовь нематериально, на уровне общения…

    Баловать – это демонстрировать своё неравнодушие.

    Баловать – это дать возможность другому человеку почувствовать свою нужность и значимость. И кольцо с бриллиантами гораздо убедительнее говорит о любви, чем тысячу раз произнесённое «Я тебя люблю».

    У любого ребёнка, как и у всех людей, есть свои мечты, но сам он их реализовать пока что не может. Поэтому, если взрослые не помогут, то мечты так и останутся лишь мечтами…

    Детские мечты почти всегда просты и легко исполнимы. Ребёнку абсолютно не важны и не интересны подаренные ему дачи, квартиры, фирмы…

    У него совсем другие ценности, ценные своей своевременностью и востребованностью в его кругу общения. Ценности у ребёнка – сиюминутные, быстро преходящие, но при этом позарез необходимые.

    У каждого поколения на каждом этапе детства свои мечты, и взрослым надо, - главное, - захотеть проникнуться ими с полной серьёзностью. Потому, что именно чьи-то неосуществлённые детские мечты – причина многих проблем общества.

    Понятно, что выполнять абсолютно все детские желания не нужно, да это и просто невозможно, но те, что имеют знаковое значение - должны быть безусловно учтены, какими бы странными они ни казались…

    Представим, как это бывало раньше и случается сейчас…

    Каждому взрослому понятно, что простые резиновые сапоги не являются в современном городе необходимостью. Баловство это! Но хорошо бы ещё понять душевное состояние того мальчишки, у которого их почему-то не оказалось тогда, когда сверстники «меряют» лужи и льдины весной. Понятно, что через месяц сапоги эти потеряют своё значение: и лужи высохнут, и нога вырастет к следующему году, и вообще интересы изменятся! Это действительно необязательная вещь, - баловство, деньги на ветер! - но отсутствие её у ребёнка в необходимый момент, - это боль, обида и большое несчастье маленького человека! Конечно, ребёнок как-то вывернется перед сверстниками, прикинувшись занятым музыкой, учёбой, техническим творчеством или чем-то ещё, отнимающим всё свободное время, но душевная заноза от того, что он не был там, - на краю льдины, - вместе со всеми другими дворовыми «полярниками» – рассасываться будет долго.

    Какая-нибудь кукла Барби вместе с Кеном, - пусть даже и без домика, пони и автомобиля, - ну непременно же должна оказаться в руках девочки, если она есть у подружек! Понятно, что через полгода все эти розовые чудики будут пылиться в шкафу, но главное – ОНИ БЫЛИ! И никто не посмеет сказать, что их не было!

    Как говорится: «Если в детстве у тебя не было велосипеда, а сейчас ты ездишь на «Майбахе», то всё равно В ДЕТСТВЕ! У ТЕБЯ! НЕ БЫЛО ВЕЛОСИПЕДА!»

    Даже предпенсионного возраста Почтальон Печкин, по его собственному признанию, был злым только из-за того, что у него не было велосипеда!

    Ребёнка отсутствие велосипеда злым вряд ли сделает, а вот завистливым, замкнутым, неискренним, а главное – несчастным, - запросто…

    Как это может быть?

    А просто: если у него не было велосипеда - значит, он не участвовал в шумных мальчишеских экспедициях на чистое дальнее озеро, или на полную чудес свалку местного телевизионного завода…

    Хоть и не по своему желанию, но он был лишён возможности побороться и завоевать своё место в коллективе сверстников!

    Он не был допущен до соревнований по причине элементарного отсутствия спортивной экипировки!

    е по своей воле и безо всякой личной вины, но по факту он прогулял один из уроков мужского соперничества и мужской взаимопомощи!

    И всё только потому, что «в детстве у него не было велосипеда».

    Продолжим, - в нужный и очень краткий момент, вот! - не оказалось в наличии клюшки, коньков, джинсов, видеомагнитофона, скейта или прочей совершенно излишней, - с точки зрения взрослого, - ерунды.

    Но в детско-подростковом жестоком мире человека оценивают, - увы! - не по уму или количеству дипломов победителя районных олимпиад по математике, а именно по наличию знаковых вещей. Есть они – можно попробовать начать с тобой дружить… Нет, - значит, и ты, и твои близкие – семья неудачников. Не вдаваясь в подробности. Неудачники – и всё! А поскольку несчастье заразительно, то надо держаться от тебя подальше! Вот и вся детская логика!

    И вот до ребёнка постепенно начинает доходить, что всё это вместе взятое означает, что если никто-никто-никто из близких взрослых из раза в раз, от случая к случаю, или не считает необходимым, или элементарно не догадывается в нужный момент поддержать и побаловать его, то это лишь попросту потому, что не любит! Просто даже и в поле зрения не держит! Именно так, а не потому, что нет, например, материальной возможности. Ведь его сверстники, - счастливые владельцы велосипедов, кожаных футбольных мячей, клюшек, коньков и т.д., - тоже ведь не все поголовно дети академиков и космонавтов! А пресловутых владельцев заводов, газет и пароходов так раньше и вообще у нас не было!

    У каждого поколения детей свои знаковые вещи. Слава Богу, теперь это уже вовсе не джинсы или коньки, велосипед или кроссовки, кожаный мяч или кукла Барби… И уж точно не резиновые сапоги!

    Кому из нынешних детей нужен альбом для почтовых марок? Кто знает слово «кляссер»? Кто-нибудь мечтает сегодня о пейджере? Кто из современных детей может хотя бы примерно предположить, что такое тамагочи! А ведь ещё совсем недавно жизнь без тамагочи казалась детям напрочь лишённой всякого смысла!

    Перефразируя известное латинское выражение, можно сказать: «Времена меняются, и детские мечты меняются вместе с ними».

    В настоящее время редкая городская семья живёт без автомобиля. А вот дети без какой-нибудь копеечной ерунды, - но ерунды, настолько необходимой, что без неё хоть в онлайн-группу подросткового суицида записывайся, - такие дети встречаются... И в эти самые группы записываются…

    И с крыш прыгают вовсе не из-за плохих оценок в школе… А из-за того, что поняли, что, оказывается, никому не нужны!

    С крыш, правда, прыгают слабые.

    А сильные – сбиваются в стаи и начинают строить свою жизнь именно по законам стаи. В стае недолюбленных детей ценятся уже не вещи (за неимением их), а личные качества: смелость, сила, ловкость, неординарность, лидерские качества, верность данному слову…

    Как справедливо заметил в своё время И. Гёте: «В благополучных семьях растут таланты, в неблагополучных – характеры». Эта фраза хорошо объясняет, откуда берутся лидеры, великие композиторы и художники, вожди, уличные бунтари, революционеры, успешные предприниматели, а также и разного рода преступники!

    Там, где детей традиционно не балуют, - всегда высокая детская преступность, - Бразилия, Южная Африка, Мексика…

    В других странах график детской преступности отзеркаливает график уровня жизни на данный момент: детская преступность тем выше, чем ниже уровень жизни населения.

    Например, в новейшей истории России расцвет детской преступности наблюдался после Октябрьской революции, после Великой Отечественной Войны и после развала страны в «лихие девяностые».

    Неизбалованные, - то есть недолюбленные, - дети, не дождавшись счастья в семье, выходили в поход за удачей, рассчитывая теперь уже только на себя…

    Большинство из них из похода не вернулись…

    Но некоторым повзрослевшим детям в конце концов всё-таки удалось стать этими самыми пресловутыми владельцами газет, заводов и пароходов. И вот уже своих-то детей они балуют, не зная меры и не останавливаясь ни перед чем! Вот откуда берутся юные мажоры-стритрейсеры на дорогущих авто и гламурные завсегдатаи элитных клубов, смутно представляющие себе сколько миллионов в каком кармане.

    Очень трудно обычному родителю удержаться в границах разумного балования ребёнка, пройти «царским путём» и не оступиться, с одной стороны, в потакание вздорным капризам и, с другой стороны, в строгое спартанское воспитание. Сделать это может лишь тот родитель, который находится в постоянном контакте с ребёнком, знает его явные нужды и тайные мечты, а также в курсе динамики детских трендов. Это, впрочем, совсем и не трудно для того, кто, во-первых, помнит собственное детство и, во-вторых, искренне любит своего ребёнка…

    Баловать ребёнка в разумных пределах совершенно необходимо, если мы не хотим вырастить брюзгу или мизантропа, безвольного неудачника или закомплексованного тихоню, замаскированного до поры садиста или тихого бытового пьяницу…

    Баловать – это не просто заваливать подарками. Это значит - всеми возможными способами повышать уровень самооценки ребёнка.

    Ребёнок – это ведь не афонский монах, который обязан считать себя ниже всякой твари, и радоваться, когда его незаслуженно обижают и унижают!

    Разговоры на равных, доверие ответственных поручений, совместное обсуждение семейных проблем и ситуаций, карманные деньги, в конце концов, и всё прочее тому подобное позволяют воспитать из ребёнка человека, не страдающего комплексом неполноценности и элементарно уважающего себя. А это чрезвычайно важно, поскольку, - как известно, - того, кто сам себя не уважает, не уважает никто.

    Вот ситуация: в дом пришли гости.

    Как правильно поступить с ребёнком?

    В одной семье ребёнка отправляют в его комнату, и мама периодически относит туда кушанья, - как будто холопу в людской накрыли…

    Но зато гости довольны: и хозяева заняты ими, и ребёнок хороший, - неизбалованный!

    А в другой семье – хозяйский ребёнок при гостях «весь вечер на манеже»: декламирует стихи, показывает игрушки и рисунки, и вообще безмерно докучает своим присутствием и всячески мешает «дошедшим до кондиции» гостям приступить, наконец, к конкурсу «взрослых» анекдотов. «Какой избалованный ребёнок! И какие непонятливые родители!» - неодобрительно думают гости.

    Гости ведь заинтересованы только в личных удовольствиях сегодняшнего вечера… Им нет дела до того, каким вырастет хозяйский ребёнок, - свободно входящим в любое общество, лёгким, уверенным в себе человеком, или затырканным, не умеющим «ни ступить, ни молвить», вечно краснеющим и бледнеющим заикающимся от волнения интровертом, не знающим, куда деть потеющие руки…

    А вот для родителей - это самый главный вопрос, – каким вырастет ребёнок. Гости приходят и уходят, а ребёнок остаётся! И внимание всегда в первую очередь надо уделять именно ему, а не гостям. А иначе – зачем и заводить было ребёнка?

    Ребёнок, которого не балуют – несчастный ребёнок!

    В эпоху позднего СССР всем тогдашним мамам и папам было принято ставить в пример несколько многодетных, известных на всю страну семей, в которых родители воспитывали детей по ими же и выдуманной, - не имеющей никакого отношения к педагогике, - системе и явно не баловали. Дети по очереди донашивали друг за другом перешитые и перелицованные серые вещи, спали в трёхъярусных кроватях, из игрушек имели только шведскую стенку и гирю. Скудно и однообразно питались, закалялись, выполняли посильные домашние обязанности и подчинялись строгому режиму…

    А потом, вдруг, они все пропали из поля зрения.

    Любопытно, кем же стали в итоге эти дети, повзрослев? Думается, вряд ли они стали гордостью родителей или хотя бы полноценными членами общества! Скорее всего, они не смогли социализироваться вне своей зарегулированной семьи и логично нашли своё место или где-нибудь в тоталитарной секте, или в преступной группировке с последующим переходом в места, не столь отдалённые к привычному с детства строгому режиму…

    Ничего не поделаешь, - в современном обществе, - увы! - невозможно вырастить нормально социализированного ребёнка без небольших, но постоянных денежных затрат на абсолютно ненужные, но совершенно необходимые вещи и дела. Детей надо разумно баловать! Экономия на этом, к сожалению, может привести к превращению ребёнка в завистливого, мстительного, лживого, нелюдимого и вечно несчастного эгоиста или же асоциального элемента со всеми вытекающими.

    Этой мыслью буквально пропитан воздух и, может быть, именно поэтому в современном, быстро развивающемся обществе личного потребления, всё больше молодых людей пасуют перед возможными проблемами и, - как результат, - планируют провести свою жизнь вообще без детей, child free!

    Мало кто готов сегодня повести себя, как тот известный нам с детства серьёзный бизнесмен, уважаемый отец семейства, который с риском для жизни отправился за тридевять земель раздобывать абсолютно никчёмный с его мужской точки зрения, но такой почему-то желанный его дочери Аленький цветочек! Рискнуть жизнью, чтобы просто побаловать ребёнка! Слабо?

    Потому, что балование – это акт любви!

    А разумное балование ребёнка – это акт разумной родительской любви, навсегда остающийся в благодарной памяти человека, которому в детстве повезло с родителями.

    Андрей Большаков

    Источник

    Категория: Русская Мысль | Добавил: Elena17 (06.08.2019)
    Просмотров: 88 | Теги: русское воспитание
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 1472

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    АВТОРЫ

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru