Всем нам известны реальные и вымышленные истории с детьми, по различным причинам выкормленными и воспитанными дикими животными. Ромул и Рем, Маугли, Камала и Амала и многие-многие другие. Описаны случаи воспитания детей волками, медведями, собаками, кошками, козами, леопардами и даже птицами.
Дети, будучи обречёнными в дикой природе на гибель, - главное, - остались живы, но вот стать полноценными людьми после всего произошедшего им было весьма затруднительно: они по-прежнему бегали на четырёх, лакали воду, ели сырое мясо, выли на Луну, пытались бодаться и свистели по-птичьи…
Дикие животные, принимая в своё сообщество человеческих детёнышей, добросовестно формируют их по своему образу.
А вот домашние животные, входя в человеческое общество, сами продолжая оставаться животными, удивительным образом помогают человека воспитать именно человеком.
Во многих семьях живут домашние питомцы, но люди обычно недооценивают их значение. Относятся по принципу: «да пусть живёт рядом, всё веселее». В лучшем случае считают, что регулярная чистка клетки или аквариума, лотка, или корзинки поможет воспитать в детях ответственность за порученное дело…
Между тем роли семейных любимцев, являясь весьма противоречивыми, могут оказаться гораздо серьёзней.
По вектору воздействия на детей домашних питомцев условно можно разделить на три группы:
- 1) вредные для воспитания;
- 2) нейтральные;
- 3) полезные для воспитания детей в семье.
К вредным для воспитания детей питомцам следует отнести змей, пауков, скорпионов, лягушек, игуан и различных ящериц. Некоторых людей они привлекают тем, что зачастую имеют завораживающую, экзотическую внешность. Опасность же их для воспитания детей заключается в том, что почти все они, – кроме игуан, - хищники, то есть питаются лишь тем, что сами лично убьют. Паук ни за что не станет есть насыпанных ему дохлых мух, а змея – предложенные ей кусочки даже свежайшего мяса. Умрут от голода, но не притронутся! Так что придётся хозяевам раз в неделю наведываться в зоомагазин за живыми насекомыми, червями, мышатами и крысятами.
И куда девать ребёнка на время кормления, например, змеи?
Отправить на прогулку с наказом возвращаться не раньше, чем через час, когда действо будет закончено? А потом пусть приходит дальше любоваться красиво переливающейся чешуёй на внезапно растолстевшем животе змеи?
А может, - поручить ребёнку самому, своими руками регулярно вбрасывать испуганных тёплых маленьких зверьков с чёрными блестящими глазками и розовыми ушками в вольер к холодному монстру?
Оба решения в норме неприемлемы… И вообще, детей из семей, в которых содержатся пауки, змеи и прочие хищники, думается, было бы правильно сразу ставить на особый психиатрический, а затем и полицейский учёт как вполне вероятных будущих садистов и маньяков…
Даже в зоопарке сотрудникам не приходит в голову во время демонстрационного кормления зверей, когда собирается масса народа, бросить в вольер к голодным волкам, например, живую овцу! Это, наверное, всё-таки иногда делают, чтобы волки оставались волками и не превращались в подобие гиен, но только ведь, ну, не на глазах же посетителей, среди которых большинство – дети…
Нейтральные питомцы – это черепахи, аквариумные рыбки, певчие птички… Вреда от них детской психике нет, но и польза тоже сомнительна. Их ведь не посадишь на колени, не погладишь и не почешешь им за ушком. Они не будут смотреть тебе в глаза и внимательно слушать, когда ты рассказываешь им о своих школьных делах. От них не дождёшься благодарности за вкусняшку. Они сами эмоционально ничтожны и детей, скорее всего, сделают такими же…
Полезные для воспитания детей домашние питомцы – это теплокровные высшие животные: кошки, собаки, кролики, хомячки, мыши и крысы, попугаи…
О всяких осликах, лошадях, козах и овцах разговор не идёт, потому, что они, хотя и относятся к домашним, но непосредственно в человеческом доме не проживают.
Животные живут рядом и, - в соответствии со своей природой, - постоянно проявляют себя с разных сторон, - и положительных, и отрицательных, - но ребёнок, во-первых, ещё не наблюдателен, а во-вторых, ещё не умеет анализировать даже и увиденное. Поэтому именно взрослым следует постоянно привлекать внимание ребёнка к поведению питомца, если они хотят извлечь максимальную воспитательную пользу от присутствия животного в доме.
Особенно ценны здесь те питомцы, которые свободно перемещаются по дому и тяготеют к человеческой компании.
Сидит, например, семья за столом. Внезапно снизу из-под стола появляется кожаный нос и изумлённые глаза, ясно говорящие: «Как!!! У тебя есть что-то вкусненькое и ты можешь вот так, - в одиночку! - этим наслаждаться?! Да не будь же ты крысой! Поделись! Дай хоть попробовать!»
Ребёнок – существо эгоистичное и может не понять собачьего намёка. Или сделать вид, что не понимает. Может не обратить внимания. Отмахнуться. Просто щёлкнуть по носу. Но пропустить такой прекрасный воспитательный шанс – было бы большой родительской ошибкой.
Раньше с преодолением такого низкого человеческого качества, как «крысятничество» худо-бедно справлялись пионерские и спортивные лагеря. Теперь, пожалуй, - только армия и тюрьма. Правда, поздновато и не для всех. И только собака по-прежнему делает это вовремя, убедительно и без лишних слов.
Ручная крыса или хомяк, кстати, своим примером, - правда, уже негативным! - тоже воспитывают правильное отношение к «пищевому эгоизму»: сколько их ни балуй, а они всё равно стараются утащить к себе сугубо личную и ни с кем не делимую пайку.
Родителям стоит привлечь внимание ребёнка к повседневному поведению собаки: маленький беспородный пёсик, который боится звука работающей газонокосилки и забивается под кровать во время новогоднего фейерверка, в экстремальной ситуации, не раздумывая, переступает через свой страх и готов отдать жизнь, защищая друзей-людей… Будучи покормленным, - обязательно поблагодарит… Всегда чувствует настроение и состояние членов семьи и готов радоваться с каждым и сопереживать каждому… Всегда смотрит в глаза… Всегда рядом и не стремится уединиться: даже спать может устроиться не в своей комфортной мягкой корзинке, а на жёстком холодном полу под столом рядом с хозяйскими ногами…
Вообще, именно собаку надо признать среди животных главным воспитателем людей. Недаром среди мудрых древних греческих философов даже возникла школа так называемых киников, наиболее известным представителем которой является Диоген Синопский. Тот самый, который жил в бочке из-под вина…
Киники (от слова κυνός - собака) предлагали жить просто и честно, как собака, в хорошем смысле слова.
Чему нас учит собака? Простым, местами даже вполне христианским истинам.
Живи просто, как тебе выпало и не мудрствуй.
Не сравнивай свою жизнь с чужими жизнями и никому не завидуй.
Всегда радуйся.
Не думай о будущем, живи здесь и сейчас.
Никого не осуждай - мы все разные и это здорово.
Будь честен и ласков с друзьями и осторожен с посторонними, во всяком случае, до тех пор, пока они не станут друзьями.
Никогда не стесняйся попросить. Если дадут – с благодарностью прими; прогонят – молча уйди.
Не устраивай себе роскошное жилище и не привязывайся к нему, потому, что дом – это всего лишь место, где ты и твои друзья будете сегодня ночевать. Возможно, завтра твоя подстилка будет брошена совсем в другом месте. Там и будет твой дом. Дворец — это будет или шалаш, - абсолютно неважно. Главное – чтобы все вместе!
Будь благодарным за всё и не забывай выражать свою благодарность.
Люби и цени свою семью и своих друзей. Не будь индивидуалистом: один ты – никто. В семье ты - слуга всем.
Не замыкайся в себе, будь открытым, искренним и компанейским. Быть себе на уме – некрасиво.
Болеешь – не жалуйся, полижи, где болит, и не привлекай внимание других, страдай молча.
Умирай спокойно.
Вот, собственно, и почти вся суть философского учения киников, возникшего из наблюдений за собакой. Молчаливая собака сумела научить киников большему, чем многословные рассуждения самого Сократа…
Потом, гораздо позднее, этими простыми правилами стали руководствоваться в своей жизни далёкие от философии хиппи.
Многое из этого не помешает перенять и всем нам, современным людям.
Кстати, воспитывать ребёнка совсем не обязательно на примере собственной собаки. Можно и на чужих. Каждый день нам встречаются не очень социальные люди, сидящие на земле рядом с собаками и просящие подаяния. Понятно, что из «заработанного» собаке достанется самый мизер, но понятно и то, что это никак не отразится на преданности животного хозяину. Без всяких клятв, присяг и целования флага…
Второй воспитатель человека – кошка. Но если собака воспитывает людей своим положительным примером, то кошка – преимущественно отрицательным. Да, кошка красива, грациозна, но при этом всем своим образом жизни она демонстрирует индивидуализм и эгоизм: «Гладить меня и играть со мной можно только тогда, когда я сама этого захочу; всё подряд, - как собака, - я есть не стану; гулять я буду когда захочу, где захочу, а главное – одна, а не в вашей компании; всё вокруг – моё, дом – мой и вы все – тоже мои; и вообще – я здесь царица и богиня, а вы все – лишь обслуживающий меня персонал».
Именно поэтому в некоторых фирмах при собеседовании с кандидатом на вакантную должность задают в числе других и кажущийся странным вопрос: «Кошка или собака?» Хотя теперь уже всем известно, что отвечать надо без раздумий: «Собака». Каким бы убеждённым «кошатником» ты сам ни являлся! Потому, что при прочих равных условиях коллектив нуждается всё-таки не в индивидуалисте, а в человеке команды.
Воспитывать ребёнка можно и нужно, используя любое существо, живущее в доме. Просто надо увидеть главное в нём и в его стиле жизни.
Даже неразумные аквариумные рыбки, которых мы отнесли к нейтральным питомцам, тоже могут нам преподать некоторые уроки!
Представим себе, как мы, – все живые существа планеты, - летим в чёрном, чуждом нам холодном и безвоздушном космосе со скоростью километр в секунду, не имея никакой возможности не только повлиять на своё ближайшее будущее, но даже предугадать его! Наша Земля со своей атмосферой – как благоустроенный, но необычайно хрупкий аквариум посреди враждебного ему мира. Нам всем остаётся только надеяться, что наш «аквариум» не треснет вдруг, не даст течь; что его фильтры, лампы и насосы не выйдут внезапно из строя и продолжат работу, сохраняя нам жизнь…
А вот рыбкам, видимо, должно быть ещё страшнее, потому, что кроме нашего общего планетного «аквариума» они дополнительно помещены и в ещё один, гораздо более ненадёжный личный маленький стеклянный аквариум с ещё одним набором несовершенных фильтров, ламп и насосов. И совсем неизвестно, а просыплется ли в очередной раз сверху что-нибудь поесть… А будет ли опять когда-нибудь почищен аквариум или всем жителям его суждено закиснуть в болоте… А не забудут ли включить лампу-солнце… А не забудут ли её в положенное время выключить… А не появится ли вдруг в аквариуме новичок с какой-нибудь роковой болезнью…
Но рыбки кажутся спокойными… То ли потому, что действительно неразумны, то ли наоборот, потому, что понимают, что никак не способны повлиять на независящее от них и смиряются, надеются и уповают… А может, они и рты-то всё время открывают потому, что беззвучно читают молитву оптинских старцев: «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что принесёт мне наступающий день…»
Каждый домашний питомец, сколько бы он ни прожил в семье, обязательно оставляет след в душах людей.
Детские души он способен потихонечку ненавязчиво формировать и направлять, а взрослые – исправлять и шлифовать. Учить хорошему и мягко и бессловесно указывать на то, что не стоит делать.
А главное – всё это без лишних долгих разговоров, выговоров, нудных нотаций и наказаний!
Так, как умеют делать только животные и дети – весело, проказливо, чистосердечно, забавно и непосредственно…
Андрей Большаков
Источник
|