Основательное освещение заявленной темы требовало бы последовательного обзора определений от Аристотеля до Аверинцева, пристального анализа тех из них, которые должны быть положены в основу размышлений. Этого статья вместить не может. Её задача – указать на коренные предпосылки основных понятий, очертить их значение.
Литература (я имею в виду, конечно же, подлинное искусство слова, а не суррогаты искусства) повествует нам о человеке и обществе, то есть по существу – всегда о личности и народе.
Целесообразно напомнить: любое гуманитарное понятие восходит к определяющим свойствам человека, без которых он в полноте невозможен. Эти свойства: словомыслие (слово), духовность, историческое бытие, вера и культура.
Появление человека – изменило представление о бытии. Действительность стала наделяться человеческим смыслом. Этот главный смысл превосходит зримые «пространственно-временные пределы» и вещественные свойства и качества природы и человека.
Предмет гуманитарных знаний – это вещи и явления, в которых отражён и выражен мир человека. Поэтому и человеческое понятие любви должно определять изначально как личностное человеческое видение, ощущение, переживание и отношение к миру и человеку (ведь истинно человек – это личность).
Это отношение в своей сущности – прежде всего созидательно. Любовь как свойство и духовный источник бытия обеспечивает само бытие во временной протяжённости. Любовь есть акт жизнетворчества, духовный или вещественный. В общем виде, в первом приближении – любовь может быть определена как энергия целостного устремления к полному и бесконечному созиданию и благу. При этом, памятуя Послание к коринфянам св. Апостола Павла, добавим: она (по отношению к человеку) органически включает: милосердие, долготерпение, отсутствие зависти, превознесения и гордости, неприятие бесчинства, смирение и абсолютное беззлобие, спокойствие, радование истине и сокрушение о неправде, вседоверие, неизбывную надежду, бесконечное терпение и постоянное пребывание в этих качествах (См.: 1 Кор.13. 4 – 8).
В области русской, то есть в корне православной, культуры и, следственно, русской классической литературы – необходимо помнить апостольские слова: «Бог есть любовь» (Ин. 1. 4, 8), а также «свет миру» (Ин. 8. 12), «путь, Истина и жизнь»
(Ин. 14. 6). Отсюда логически подходим к естественной мысли: любовь первоначальна, она не – следствие, но – источник. Без любви не было бы мира и всего, что сопутствует его созиданию. Другими словами: любовь – первоначальная энергия сущего.
Это высказал в гениальном (не побоимся этого слова!) стихотворении А.К. Толстой. Проницательный образ любви, провозглашённый им, не имеет равных в известной мне мировой поэзии:
Меня, во мраке и пыли
Досель влачившего оковы,
Любови крылья вознесли
В отчизну пламени и слова.
И просветлел мой тёмный взор,
И стал мне виден мир незримый,
И слышит ухо с этих пор,
Что для других неуловимо.
И с горней выси я сошёл,
Проникнут весь её лучами,
И на волнующийся дол
Взираю новыми очами.
И слышу я, как разговор
Везде немолчный раздаётся,
Как сердце каменное гор
С любовью в тёмных недрах бьётся,
С любовью в тверди голубой
Клубятся медленные тучи,
И под древесною корой,
Весною свежей и пахучей,
С любовью в листья сок живой
Струёй подъемлется певучей.
И вещим сердцем понял я,
Что всё, рождённое от Слова,
Лучи любви кругом лия,
К нему вернуться жаждет снова;
И жизни каждая струя,
Любви покорная закону,
Стремится силой бытия
Неудержимо к Божью лону,
И всюду звук, и всюду свет,
И всем мирам одно начало,
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало…
(1851, 1852).
Воистину только проникнувшись лучами «горней выси», можно взглянуть на мир «новыми очами», увидеть «мир незримый» и услышать, «что для других неуловимо», наконец пережить и понять всеобъемлемость закона любви в жизни.
2.
Говоря о законе любви, имею в виду не абстракцию, а отражение реального явления, определяемого этим словом. Любовь изначальна как явление мира. И уже поэтому нелепо определять её, опираясь только на психологию человека, на мнения, которые ограничены временем и уровнем представлений, на убогие суждения интеллигентной черни или на модную сентенцию.
Стремясь к истинному пониманию и представлению высочайшего человеческого чувства и мироотношения, называемого словом любовь, нужно также решительно отодвинуть её ложное толкование, вывести это явление, отражающее сущность бытия вообще и идеального человеческого бытия в целом, вывести его – за пределы нелепого, вульгарного и пошлого западноевропейского представления, которое сегодня активно навязывается нам разнузданными СМИ, поддерживается людьми, отпавшими от культуры и ангажированными её разрушителями.
В этом, в частности, и состоит задача нашей школы. Решение этой задачи в обстановке государственного непротивления разрушительному информационному насилию – непросто.
В 1997 году вышел в свет Альманах межрегиональной государственности под названием «Кому будет принадлежать консциентальное оружие в ХХI веке?». В нём достаточно ясно прорисованы особенности такого оружия и войны, психологической по форме, цивилизованной по содержанию и информационной по средствам.
Эта война ведётся уже 20 лет с отечественным образованием. Одной из основных задач этой ведущейся с нами войны является подмена и уничтожение опорных представлений национально-государственного сознания, а значит, и опорных понятий духовно-нравственной и культурной сферы.
Это означает девальвацию и подмену истинных духовно-нравственных ценностей народа и его культурных представителей. Поэтому сегодня стараются «забыть» или обойти тот факт, что русская национальная культура, выросшая в лоне Православия, воплотила основные черты русского национального характера. А именно: неодолимое чувство совести, или стремление к утверждению правды-истины и правды-справедливости, а также – сострадание, милосердие, целомудрие, любовь и веру в конечную победу добра…
Логично, что наши недруги стремятся повредить систему образования, основная цель которой сохранить сокровища нашего духовного наследия. Поэтому сегодня особенно важно не утратить верные ориентиры национальной культуры. Их в первую очередь разными способами пытаются лишить нашу школу. Это непосредственно связано с темой настоящей статьи.
Отмечу (дополнительно к сказанному) важные признаки любви, которые, при всём разнообразии обстоятельств и переживаний, определяют её подлинность, отвечают её сущности как явления, как глубоко сокровенного, личного человеческого чувства и предмета высоких стремлений в условиях нормальной жизнедеятельности.
Нелишне напомнить, что истина – это утверждённое в вере, абсолютное, несомненное, неизменное, вечное, благодатное понятие о едином сущем.
Любовь истинная, как правило, обретается не сразу. Ей сопутствуют мечты о предмете влечения, привязанность, влюблённость, страсть, даже «безумная страсть». Все эти земные спутники любви, как правило, в жизни тесно с нею соединены и воспринимаются как её неотъемлемая часть. Но истинная любовь – духовна (это вовсе не означает, что она бесчувственна или платонична). Просто её сущность выше и значительней качеств её часто неразлучных спутников. Об этой сущности и пойдёт речь.
Итак, истинная любовь, запечатлённая в её существенных признаках, –
- благородна и благодатна: возникает на почве добрых чувств и намерений и направлена на созидание и благо предмету любви (стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил…» может служить здесь одним из примеров).
- свободна, независима от практической целесообразности, прагматического расчёта, эгоистической выгоды, любых других предпочтений;
- бескорыстна, щедра, самоотверженна, всегда готова к жертве, мужественна и антитолерантна (корысть антидуховна, скупость и малодушие – эгоистичны; вместе с тем «То сердце не научится любить, / Которое устало ненавидеть». Н.Некрасов).
- целомудренна, ибо питается чистотою помыслов;
- соприродна милосердию, состраданию и служению;
- стремится к вечному служению и несомненной верности предмету любви (преданность «до гроба», посмертная память и т.п.);
- сокровенна, ориентирована на тайну, таинство и сакральное отношение к предмету любви, ибо «внутренне» он, этот предмет, возвышается надо всем обыденным (вспомним У. Шекспира: «Не любит тот, чья всем видна любовь»);
- рождает состояние и ощущение великой светлой радости, восторга, ощущение несказанного счастья и готовности «весь мир обнять». Подобие же любви вызывает лишь ощущение удовлетворения, удовольствия, «комфортности» и кратковременной радости.
- Стремится к святости и боголюбива, ибо ставит самое близко-дорогое в связь с воплощением Истины, Добра и Красоты, с Богом. Видит в предмете любви свою святыню.
Святыня – это, образно говоря, вершина духовного идеала. Это предметное воплощение высших духовных ценностей, безусловное духовное достояние, без которого человек (и народ) теряет своё лицо, при поругании которого народ испытывает ущерб своего достоинства и духовной самостоятельности, притесняется, оттесняется, становится нравственно уязвимым и духовно бессильным.
Я указал здесь основные сущностные признаки истинной любви как явления, как человеческого чувства и, так сказать, духовно-нравственной постоянной (в идеальном варианте, ибо идеал – это норма жизни, возведённая в высшую степень). В связи с этим нам придётся ещё многое продумать, а кое-что и пересмотреть в прежних оценках некоторых произведений и литературных героев. Теперь слегка коснусь сегодняшних трудностей в осознании в школе самой темы любви в литературе.
3.
Трудность прежде всего в том, что современные программы нацелены на «компетентность» и исключают целостность представлений, без которой духовную реальность и любовь как явление осознать затруднительно. Приходится преодолевать запрограммированную неполноценность внедряемой системы образования. Только полноценное образование даёт возможность представлять целостную картину единого вещественно-духовного мира.
Программами и стандартами по словесности для такого образования современная школа не обеспечена. Это обязывает нас, учителей-словесников, не потерявших чувства профессиональной чести и ответственности, отстаивать нормальное образование в обход стандартов, искать пути и способы освоения духовной действительности через обретение учащимися личного духовного опыта посредством разного рода дополнительных педагогических средств: докладов, внеплановых лекций, внеклассных мероприятий учебно-воспитательного характера и проч. Всем этим мы сможем, даже в условиях тоталитарного наступления массовой культуры и пошлости, достичь важнейшей цели: помочь осознать феномен духовности в жизни человека и в общих чертах определить её жизненное значение.
Трудность состоит в том, что цинизм и пошлость в СМИ разрастаются, условия для противодействия этому в школе – сокращаются (я имею в виду не только сокращение содержания гуманитарных предметов и в особенности – по словесности, но и содержание программ, которые, как верно заметила психолог Т.Л. Шишова в не так давно опубликованной статье, «направлены на разрыв поколений, на понижение интеллектуального и нравственного уровня наших детей, на формирование абсурдности и беспредметности и даже на национальное самоунижение. Это проводится через множество текстов, рисунков и тому подобное».
Фактическое государственное непротивление массовому растлению и декультуролизации народа разнообразными средствами СМИ, находящимися на территории России, практически означает разрушительную политику властей предержащих по отношению к собственной стране. Не берёмся решительно судить, в чём корни этой политики: в бескультурье и невежестве «правящей компании», в её безответственности или в содействии нашим врагам в информационно-психологической войне...
Трудность состоит и в том, что язык «среднего школьника» вследствие повреждения школьных программ по словесности, зачастую не в состоянии отразить, то есть воспринять и передать, здоровое духовное представление, которое служит предпосылкой истинного человеческого понимания и переживания любви. Трудно, даже невозможно, толковать слепому о свете и красках, а глухому о звуках. Поэтому рассмотрению темы любви в литературе должна предшествовать умелая предварительная работа со словом и объяснение его значения. Например, в рассказе А.М. Горького «Макар Чудра» речь идёт не о любви, а о страсти. Герои друг друга не любят. Это доказывается последовательным развитием всего сюжета
Утвердить идеи любви, приблизить к представлению о них в современных условиях может помочь –
первое: осознание органических черт человеческого достоинства, того, что только и может утвердить и возвысить человека в жизни (первоначально – возвысить над скотиной). Иными словами: осознание свойств, утверждающих в человеке собственно человеческие качества: духовность, способности ценить слово, национально-историческую укоренённость, веру, культуру.
Второе. Придётся в условиях бескультурья СМИ помочь понять школьнику, что речь идёт об особом чувстве, присущем только человеку, о человеческой любви. Это чувство – само по себе – счастье. Мудрый И.А. Ильин начинает своё эссе о любви так: «Если ты когда-нибудь был счастлив, то это было из-за любви. Если ты сейчас несчастлив, знай, это от недостатка любви».
Третье. Нам предстоит подвести ученика к мысли о том, что удовлетворение любых потребностей вызывает разной степени удовольствие и благополучие, а достижение духовных целей – приводит к духовной радости и счастью, к высоте переживаний и чувствований.
Четвёртое. Предстоит объяснить опасность «расчеловечивания» человека, что будет связано с утратой человеческих чувств и прежде всего – любви.
Нездоровое развитие современной цивилизации требует, говоря псевдонаучным языком современной педагогической литературы, «гуманитарной коррекции технической реальности через сферу образования. Проницательный А.Вампилов записал как-то: «…В будущем человек будет представлять из себя сытое, самодовольное животное, безобразного головастика, со сказочным удобством устроившегося на земле и размышляющего лишь о том, как бы устроиться ещё удобнее. Время Пушкиных и Бетховенов будет рассматриваться, как детство человечества; Головастик скажет: “Как ребячливы люди: занимались какой-то поэзией, как это… Музыкой. Что это такое? И зачем она им понадобилась?”». Легко добавить и уже добавлено аналогичное о любви.
Пятое. Предстоит подвести учащихся к здравой мысли, что любовь – это свойство нормального человеческого жития и взаимоотношения человека. Это – самое человеческое качество человека, которым он пренебрегает только вследствие своей греховности и «недочеловечности». Только в любви восстанавливается полнота и совершенство человека как личности; личность не может сформироваться без любви.
Русская классическая литература – это по преимуществу литература о любви и литература любви. Это и нужно в первую очередь показывать и обнаруживать при изучении русской классической литературы даже в условиях варварского разрушения отечественной школы, прежде всего в отношении преподавания словесности.