Передо мной галерея портретов инвалидов войны, нарисованных покойным художником Геннадием Добровым. На одном из них слепой старик искалеченной рукой-клешнёй сжимает медаль за Сталинград, на другой на фоне того же Сталинграда слепая и обезрученная старуха – кавалер орденов Славы и Красного Знамени. Это рядовой Иван Забара и радистка Юлия Еманова. Почему-то глядя на них, мне вспоминается, как совсем недавно в честь столетнего юбилея чествовали в качестве ветерана Сталинградской битвы главного гимнописца Сергея Михалкова. Так уж выходит, что битвы и войны выигрывают Забары и Емановы, а славу их, преданных и забытых, пожинают Михалковы. Может, в этом отчасти и кроется секрет, отчего 9 мая обратилось у нас ежегодным стыдом и профанацией?
Нынешнее отмечание началось с поэзии. Со стендов, установленных в центре Москвы, на которых красовались стихи о ВОВ. Стихи были хороши, вот, только авторов благополучно перепутали, и приписали строфы Друниной Шубину, а Пастернака – Ахматовой. Благодаря орфографическим ошибкам, внимательные пользователя интернета установили, с каких сайтов на скорую руку стихи были позаимствованы.
На этом «веселье» не закончилось, и в сам День Победы «дорогие россияне» не без изумления услышали текст Минуты молчания, обращённый к родственникам освободителей Бухенвальда и Дахау. Авторам «спича», видимо, никто не сообщил столь незначительную подробность, что означенные лагеря были освобождены американцами.
Весьма оригинально отметил праздник лидер ростовского Народного фронта. Одевшись в форму сотрудника НКВД, товарищ лихо расстрелял ни в чём не повинные воздушные шарики, подписанные именами Немцова, Навального, Гудкова и др.
А в Якутске открыли памятник. И уж конечно не рядовому Забаре и радистке Емановой, а «родному и любимому» товарищу Сталину…
В прошлом году много возмущений вызвал парад, на котором руководители РФ изволили сидеть. В этом году выстояли. И форма на марширующих войсках была не от Юдашкина. И всё бы ничего, если бы не бравурное: «В этом году легендарной дивизии было возвращено её историческое имя – Таманская!» Господа-товарищи, уж не Гитлер ли отнял у неё это историческое имя? Или, может быть, эта напасть приключилась в «проклятые 90-е»? О восстановлении того, что было упразднено при тех самых руководителях, которые уныло мялись на трибуне, извещают нам, как о великом достижении!
Ну и, само собой, «броня крепка и танки наши быстры». Пусть даже по одному выставочному экземпляру…
Гремели марши, гремели бравурные реляции за кадром, а в тринадцатикомнатном заключении томящаяся узница сочиняла очередные вирши о клыкастой челюсти так и не ставшего узником возлюбленного. Армейские миллионы растворились, как «с белых яблонь дым», как дорога, по которой ездил на Ладе-калине нацлидер, но в этом, как сам он пояснил нам, никто не виноват, ибо «если деньги пропали, то это не значит, что их украли, а, значит, что просто использовали не по назначению». На кольца и браслеты, на шляпки и жакеты, например.
Кто-то может упрекнуть автора этих скептических заметок в недостатке патриотизма, велящего бить себя кулаками в грудь и славить-славить-славить, раздуваясь от национальной гордости. Хотелось бы так и поступить. Однако, что есть национальная гордость? Отбрасывая славные страницы веков минувших, поводом для таковой являются предметы, непосредственно важные для жизни народа и страны.
- Если тяжело больные дети могут беспрепятственно получать всю необходимую медпомощь и доживают до преклонных лет, как в уважающих себя странах, а не умирают, не достигнув совершеннолетия, как в РФ и Африке – это повод для гордости.
- Если старики живут полнокровной жизнью, а не умирают от инфарктов, получив платёжку ЖКХ или будучи пойманными охранниками в магазине за неоплаченный сырок – это повод для гордости.
- Если наши реки и воздух чисты, наши леса не горят и не сжираются короедом, а флора и фауна не истребляется браконьерами, если мы живём в гармонии с природой – это повод для гордости.
- Если наше историческое наследие сберегается, охраняется, восстанавливается и преумножается новыми гениями – это повод для гордости.
- Если деревни наши многолюдны и зажиточны – это повод для гордости.
- Если по улицам нашим можно ходить без страха быть убитыми или ограбленными, если можно без страха отпускать на прогулку детей, если уровень преступности минимален – это повод для гордости.
- Если власть честна, если уровень коррупции минимален, и закон действительно един для всех, и исполняется неуклонное – это повод для гордости.
- Если народ наш являет собой образец трудолюбия, нравственности, культуры, трезвения, если он духовно крепок и верен Богу и своему имени – это повод для гордости.
Список можно продолжать, но, думаю, хватит и уже сказанного. Одним словом, повод для гордости – это всё, что являет собой пример сбережения и преумножения жизни.
Здоровье, безопасность жизни, экология и т.д. – это важно, потому что в этом заключается жизнь и смерть народа. Всё остальное: олимпиады, универсиады и прочие праздники, саммиты и «великие стройки» - это «понты». В наших условиях это – золотой мобильник с брюликом в кармане рваных штанов, не прикрывающих срама.
Многие не любят опускаться до «быта», увлекаясь парадной стороной. Реальные проблемы кажутся им скучными и мелкими при тяготении к вселенско-глобальному размаху. Нас развратило богатство нашей страны. Развратило, несмотря на собственное скудное существование. Мы, как бы ни жили сами, привыкли к мысли о том, что страна наше огромна и богата, а потому так преступно вялы мы, когда из-под нашего носа богатство это ежечасно расхищается.
Вот, выгорели многие тысячи гектар леса, но мы остаёмся бестревожны – ведь у нас за Уралом такая огромная тайга! Ведь у нас столько лесов!
Вот, отравили почву на многие километры добычей каких-нибудь ископаемых. Да ведь у нас такая огромная страна! Столько земли! Да ведь это мелочи…
Вот, сровняли с землёй очередной памятник архитектуры или позволили сгореть ему по халатности. В Южной Корее в таком случае объявили национальный траур. У нас… Да ведь у нас памятников этих – пруд-пруди! Церковкой больше, особнячком меньше…
Да и людей – русские бабы ещё нарожают. Само собой, мы так не рассуждаем. Но при очередной катастрофе многие ли из нас на самом деле глубоко переживают её? Не только возмущаются на кухнях и в блогах, но, скажем, меняют свои планы, вычёркивая из них намеченные развлечения по случаю не государством, а нами самими и для себя объявленного траура? Многие ли вспоминают затем эти катастрофы, если только не напомнят нам в новостях или как-то ещё?
Так мы проматывали накопленные веками богатства весь ХХ век. Выжигали землю радиацией, отравляли и заболочивали реки, корчевали леса, истребляли с неслыханным во всю человеческую историю варварством памятники прошлого, разоряли деревни, бросали людские жизни в топки войн, «строек» и разных «экспериментов». Ведь у нас такая богатая страна! Ведь у нас всего так много!..
И, вот, вошли в ХХI… С почти мёртвой деревней, с реками, в которых нельзя купаться, с почвой на которой нельзя ни растить что-либо, ни жить, с варварски вырубленными и заболоченными лесами, истребление которых куда как сказалось на нашем накаляющемся климате, с руинами вместо древних церквей и усадеб, с больным, духовно и физически, народом, каждое поколение которого оказывается слабее и больнее предыдущего…
Казалось бы, пора одуматься, остановиться, начать лихорадочно собирать камни? Но нет! Снова и снова слышится стук в барабаны и дорогая отравленному пропагандой сознанию мантра: мы ведь такие богатые, такие великие, и впереди у нас новые скачки и прорывы!.. И заклинают глашатаи этих мифологических прорывов, что экология – это спекуляция «вражеских агентов». Что главное это великий проект и новая стройка, в топку которой не жаль бросить последнее уцелевшее.
И под мантру эту
- к добыче российской нефти допускаются Рокфеллер и Китай
- готовится экологическая катастрофа в черноземье
- полыхают который год сибирские леса
- пасхальной свечкой после первомайских шабашей на Страстной седмице и хасидского марша на Вербное воскресенье уходит в небо сожжённый молнией едва ли ни последний памятник русского деревянного зодчества – Лядинский погост
- гибнет в пожаре русский писатель, литературовед, исследователь литературы Русского зарубежья Олег Михайлов и его уникальный архив…
Скачки в пустоту, прорывы в бездну – вот, к чему зовут нас заклинатели, упорно не желающие жить в согласии с Природой и Богом, именем которого они подчас спекулируют, следуя новой установке.
Национальная гордость – безусловно, необходима, но не национальное тщеславие. Гордость же должна быть сопряжена с национальным достоинством (а не фанаберией) и национальной честью (а не гонором). Честно оценив положение, отбросив «понты» и всевозможные «космические» проекты, поставив перед собой единственную цель – восстановление жизни во всех её аспектах, и твёрдо и достойно следуя к ней, мы непременно обретём подлинные, а не эфемерные поводы к национальной гордости.
2013 |