1.
Нелегко сегодня несущим в школу «разумное, доброе вечное» вопреки разрушительным «реформам», в условиях тотального осквернения и опошления информационной среды России. Ибо на обличении и поругании того, что было, невозможно строить образование.
Образование в определённом смысле – это выработка умственных и душевно-духовных
качеств свободного человека по образу и подобию должного и идеального. Этим оно отличается от дрессировки.
Дрессировка – это обучение живых существ усердному исполнению заданных установок, требований и действий.
В основании дрессировки лежит усердное повторение и воспроизведение требуемого, ориентация на запоминание и ограничение, или даже – отрицание, рассуждения как формы освоения преподносимого, а также практическое отсутствие творческого начала в осознании предметов и явлений.
Образование – это обучение человека знаниям и передача ему опыта для его самостоятельной, по-человечески свободной, умственной, чувственной и духовной жизни. Жизни, соответствующей органическим человеческим свойствам, а также нормальной жизнедеятельности, образу представлений, духовным традициям и созидательному житию родного ему народа.
Полноценное образование едино с воспитанием. Оно основано на осмысленном постижении предметов и явлений, на овладении рассуждением, пониманием, душевно-духовным отношением к изучаемому, на утверждении творческого начала в постижении знаний и опыта.
Полноценное образование – это формирование, возрастание и утверждение личности через сознательное и творческое усвоение базы фундаментальных научных знаний, жизнеобеспечивающих начатков духовного опыта и основ культуры. Оно устремлено к Истине. Образование вне Истины или стремления к ней – это полуобразование или невежество.
Истина – это утверждённое на вере, абсолютное, несомненное, неизменное, вечное, благодатное понятие о едином сущем. Истина не исчисляется, не выводится решением противоречий и умозаключений, но даётся как очевидное, как озарение и откровение.
Истина обретается в следовании Вечному в потоке временного, в признании Абсолюта в окружении относительного и изменчивого. Она, как свидетельствует опыт, приобретается верой, отмыкающей мир невещественный, открывается святости, становится видной тому, кто причастен любви. Она недоступна «самопостижению», опирающемуся «на учёность, не желающую подчиняться истине Божией». Можно не признавать Истину, но опровергнуть Её невозможно.
Созидательная жизнь человека (также народа и человечества) ориентирована в целом на основные его свойства (духовность, словомыслие, историческое бытие, веру и культуру), среди которых одно из определяющих – «рефлекс идеала» (И.П. Павлов). Идеал составляет основу духовности. С утратой этого свойства, при отсутствии стремления к нему – человек выглядит, говоря словами В.О. Ключевского, как «величайшая скотина в мире».
Идеал – это воплощение максимально возможного приближения к Истине; это – представление высочайшего совершенства соприродных жизни вещей и явлений.
Без идеала невозможно верно осознать основы и составляющие устроения жизни. Образно говоря, подлинный идеал – это норма жизни и её явлений, возведённая в высшую степень. Ему со-ответствует направление нормального развития вещей и явлений. Идеал в высшей степени обладает свойствами Истины, Добра и Красоты, то есть соприроден гармонии и сущности того или иного тварного явления жизни.
Понятие идеала является определяющим признаком в самых разных областях жизни и, конечно, – в духовно-нравственной сфере, в общественном бытии, в созидательном творчестве, а значит – в искусстве и литературе, наконец – в образовании и воспитании человека. Здесь правильно обнаруженный идеал определяет высшую меру человечности всей жизни личности. Чтобы разрушить феномен человека, нужно отнять у человека идеалы, дискредитировать их или заменить фальшивыми.
Иногда идеалом называют то, что вернее было бы назвать мечтою, вожделённой фантазией, бывает и не соответствующей коренной сущности той или другой вещи или явления. Поэтому правомерно различать идеал подлинный (органический) и ложный (надуманный и воображаемый произвольно). Ложный идеал появляется зачастую, когда оказывается, что
…к Правде Святой
Мир дорогу найти не умеет…
(Ж.-П. Беранже)
Мы ведём речь по преимуществу о подлинном (истинном) идеале. Подлинный идеал проверяется соответствием духовным истинам.
Идеал побуждает духовно здорового человека радоваться, восхищаться таким совершенством и стремиться к нему. Нормальная жизнедеятельность человека возможна при осознанном или даже неясно осознаваемом идеале. Однако бывают времена, когда идеал словно исчезает из поля зрения человека или даже отрицается им.
Это отражено в одном из стихотворений А.Н. Майкова.
«Прочь идеалы!» Грозный клик!..
«Конец загробной лжи и страху!
Наш век тем славен и велик,
Что рубит в корень и со взмаху!
Мир лишь от нас спасенья ждёт –
Так – без пощады! и вперёд!..»
И вот, как пьяный, как спросонок,
Приняв за истину симво1л,
Ты рушить бросился… Ребёнок!
Игрушку разломал, и зол,
Что ничего в ней не нашёл!..
Ты рушишь храмы, рвёшь одежды,
Сквернишь алтарь, престол, потир –
Но разве в них залог Надежды,
Любви и Веры видит мир?
Они – в душе у нас, как скрытый
Дух жизни в семени цветка –
И что тут меч твой, ржой покрытый,
И детская твоя рука!.
(1889)
Здесь схвачен один из типических моментов отношения к идеалу: время угасания духовного начала в человеке и обществе, период помрачения духовных убеждений. Когда человек словно забывает, что кроме вещественных ценностей есть – духовные: невещественные, однако существующие; явленные в действительности, хотя и не определяемые в категориях вещественного мира.
Эти надобыденные духовные ценности настроены по камертону идеала. Неверно думать, что они далеки от земной жизни, неощутимы и «непрактичны». Совсем напротив. Ведь жизнь в самом общем смысле – это организованная энергия, развивающаяся и затухающая по законам, ключ к которым находится в её высшей точке. Эта «точка» и есть – источник идеала, как максимального целостного совершенства чего-то реального.
Мы будем вести речь по преимуществу о подлинном (истинном) идеале. Подлинный идеал проверяется соответствием духовным истинам.
Истина обнаруживает неведомое, сокрытое от взоров, ослеплённых злобою или занавешенных пеленою равнодушия. Ибо любовь как свойство, как первопричина и духовная сущность бытия обеспечивает само бытие во временной протяжённости. Любовь как энергия целостного устремления к полному и бесконечному созиданию и благу; органически включает милосердие, долготерпение, отсутствие зависти, превознесения и гордости, неприятие бесчинства, смирение и абсолютное беззлобие, спокойствие, радование истине и сокрушение о неправде, вседоверие, неизбывную надежду, бесконечное терпение и постоянное пребывание в этих качествах (см.: 1 Кор. 13. 4–8).
Здесь уместно вспомнить поэтический образ, созданный А.К. Толстым в стихотворении «Меня, во мраке и пыли…» (1852), в котором прозревается необходимое условие и первопричина сущего (См.: стр.183).
Только проникнувшись лучами «горней выси», можно взглянуть на мир «новыми очами», увидеть «мир незримый» и услышать, «что для других неуловимо», наконец пережить и понять всеобъемлемость любви в жизни.
Подлинный идеал соответствует высокой предрешённой (провиденциальной) цели жизни. Без идеала теряется цель, пропадает ориентир; движение по жизни становится неопределённым и обессмысленным. Обретённый идеал даёт возможность установить и восстановить цель и смысл движения и действия. Всё это обычно не вызывает сомнений. Споры начинаются, когда речь заходит об Абсолютном идеале, о всеобщей Цели, о соответствии ей нашей жизни. Относительное соответствие Абсолютному идеалу, как правило, принимается через различение Добра и Зла. Ибо добро –– возрождает, созидает, оздоровляет, укрепляет, возвышает, облагораживает, освещает, несёт процветание и жизнь. Зло – умертвляет, разрушает, приводит к болезни, ослабляет, унижает, опошляет, помрачает, несет увядание и смерть.
Эти признаки и являются мерой идеальных образов поведения, явлений, событий и характеров в нашем представлении.
2.
Нравственный идеал общества составляет ядро созидательной жизни человека и народа. Этот идеал при общечеловеческой значимости имеет непременные черты самобытности. Ибо, справедливо писал К.Д. Ушинский, «каждый народ имеет свой особенный идеал человека и выяснение его составляет главнейшую задачу каждой народной литературы…» Этот идеал «всегда выражает собою степень самосознания народа… народную совесть». Он более всего отражается в религии, в вере, которую народ исповедует, в культуре народа, в корневых её свойствах. Устойчивость же подлинной культуры обеспечивается тем, что «старые ценности (и, заметим, корневые идеалы – В.Т.), выработанные вековым народным опытом, только оттесняются на задний план, но не покидают “вечного града“».
Основными чертами русского национального характера и миропредставления, как известно, являются – чувство совести (стремление к справедливости), утверждение правды-истины, сострадания, милосердия, целомудрия, любви и вера в конечную победу добра. Это нужно твёрдо помнить изучающему русскую классику.
«Жизнь человеческая тогда только идёт вперёд бодро и уверенным шагом, когда человек успел и сумел подвести её под один какой-либо определённый принцип, осветить её лучом какого-либо нравственного идеала… Без объединяющего действия принципа, без светящего впереди идеала жизнь превращается в постоянное, повседневное крушение духа…».
В Евангелии сказано: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5. 48). И хотя вся полнота совершенства недоступна человеку, но, – замечает И.А. Ильин, – «воля к совершенству, но требование “самого лучшего» от самого себя… есть то самое драгоценное Евангельское солнце», от которого «совестная воля неустанно зовёт человека к исканию, обретению и осуществлению самого лучшего, совершенного душевного строя и доступно наилучшего исхода из каждого жизненного положения». Это и есть непременный, отличающий человека от всех высших тварей признак – «рефлекс идеала».
Мы обычно говорим об идеальном герое, о совершенстве личности. Идеальная личность высвечивается в характере поведения и деятельности. Поэтому важно указать на самый тип воплощения идеала в поведении и поступках человека.
Рассуждая об этом, иные видели идеал в благодатных порывах русской стихии, в духовных началах русской идеи, наконец, что более предметно, – в характерном русском подвиге, «который, – говоря словами Г.В. Флоровского, – ведёт ввысь и вдаль. Подвиг есть одновременно и смирение и дерзновение: и отвага и покорность совмещаются в непреклонном и волевом религиозно-нравственном идеализме, вдохновенном абсолютным идеалом, традициями самоотверженности и труда». «Подвиг есть становление личности, раскрытие и осуществление её подлинного, «лучшего я»; он возможен потому, что идеал, в известной мере присущ, дан становящемуся…». Человек должен стать тем, что «в существе» своём он уже есть… Подвиг есть подлинно бескорыстное стремление…».
Подвиг требует хотя бы мгновенного, но безусловного героизма, «безумства храбрых». Подобные примеры в изобилии предоставляла наша история и литература: не случайно наши достойные предки дважды «своею кровью искупили / Европы вольность, честь и мир» (А.С. Пушкин). Однако не менее, но более значительным представляется идеал праведной жизни. О таком идеале поведения и поступка выразительно сказано у Н.С. Лескова в небольшой заметке «О героях и праведниках» (1881):
«Героизм отнюдь не лучшее и даже совсем неверное определение для характеристики людей святой жизни, ибо многие из святых не проявили никаких признаков героизма… но святые отличались возвышеннейшими свойствами, гораздо более высокого качества, именно – праведностью. Прожить изо дня в день праведно долгую жизнь, не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего, не осудив пристрастно врага, гораздо труднее, чем бросится в бездну, как Курций, или вонзить себе в грудь пук штыков, как известный герой швейцарской свободы…».
Сам Н.С. Лесков, создавший галерею образов праведников, свидетельствовал, что «были люди высокие, люди такого ума, сердца, честности и характеров, что лучше, кажется, и искать незачем».
Ко времени публикации названной заметки выходит третье издание небольшой книжечки Н.С. Лескова «Зеркало жизни истинного ученика Христова». В ней целостность идеального поступка и поведения выражается весьма определённо.
Процитирую вразброс несколько строк этого издания:
«Старайся вообще, чтобы во всех твоих делах, словах и мыслях, во всех желаниях и намерениях твоих развивалось чистое согласное настроение к высшей цели» (С. 3); «Не отвращай от Христа сердца и ума твоего ни на единое мгновение, и перед всяким деланием вопрошай себя, «как бы Он поступил на твоём месте»?» (С. 7); «Береги драгоценное время, ибо Господь сказал: «Ходите, пока есть свет, чтоб не объяла вас тьма» (С. 12); « Всё, что предлежит руке твоей сотворить, – твори, ища во всём славы Божией…» (С. 12); «Убегай, как яда, нечистых мыслей…» (С. 7); «...Люби всех и молись за всех…» (С. 14) и т.д.
Сегодня, когда мир своевольно бесчинствует, кощунствует, а зачастую вовсе требует «модернизации» здравого смысла, – всё это особенно важно. Многие наши современники (особенно молодёжь) больны духовной слепотою и отягчены злокачественным прагматизмом. Он, как раковая опухоль, перерождает здоровые клетки человеческого сознания и воли в средоточие эгоистического расчёта, выгоды, корысти, убеждённого себялюбия и равнодушия к ближнему.
Обретённый идеал, осознанный или даже отчётливо не осознаваемый, – создаёт основу созидательной жизни человека и общества, на каком бы этапе оно ни находилось. Утрата идеала, то есть вектора нормального развития общества (осознаваемая или неосознанная), неизбежно приводит
к отклонению от Истины, к нестроению, к анархии, к смуте. А без Истины невозможно нормальное бытие, невозможно «жить предметно», то есть, говоря словами И.А. Ильина, «службу превратить в служение, работу в творчество, интерес – во вдохновение, «дела» освятить духом. Дела, заботы возвысить до замысла, жизнь освятить Идеей. Или, что то же самое, – ввести себя в предметную ткань Дела Божия на Земле».
Трагедия человеческого сознания, остро ощущаемая ныне особенно в среде молодых, точно определена И.А. Ильиным:
Современный человек «всё больше понимает, что его жизнь осквернена, и жаждет святыни…
Не в том смысле, что объективное существование мира как-то «потеряло своё значение» и сейчас лежит перед ним осквернённое и мелкое.… Осквернён не мир как таковой… Осквернение относится к самому человеку, к внутреннему устройству его души, его восприятия, его сердца и соответственно – к возникшему в нём образу мира. Его духовная жизнь как бы опустошена и обессилена…Он смотрит в мир и не видит в нём ничего Божественного и Святого; так и в истории, в своих ближних и в себе самом. То, что он видит, это как бы мир без солнца. Так он носит в себе мировоззрение без солнечного света: холодную тьму, ужасную бездну, где мёртвая тишина продолжает стучаться в вечность…
Современный «просвещённый» человек ведёт, таким образом, скверную жизнь. В нём погасло святое пламя сердца. Ему недостаёт духовной энергии убеждения, порыва духовной страсти, без которых в мировой истории не свершалось ничего великого… Тогда как действительно непобедимая и неиссякаемая сила вливается в человека из Святыни».
Следует сказать и об этом, наивысшем, идеале, требующем бережного и разумного отношения.
Святыня – это, образно говоря, вершина духовного идеала. Это предметное воплощение высших духовных ценностей, безусловное духовное достояние, без которого человек (и народ) теряет своё лицо, при поругании которого народ испытывает ущерб своего достоинства и духовной самостоятельности, притесняется, оттесняется, становится нравственно уязвимым и духовно бессильным.
«В наш материальный век, в век расчёта и цифры, – писал выдающийся психолог проф. И.А. Сикорский, – пусть идеальное служит человеческим знаменем. В годину нравственных испытаний человек найдёт в своей душе много отрадного, много возвышающего. Итак, побольше веры в добро, побольше нравственных идеалов».
|