Обучение в современной школе все более становится освоением разрозненного набора дисциплин. Утрата верной иерархии ценностей в изучении разных наук, многопредметность, минимизированные программы и стандарты, рационально-прагматический и даже потребительский подход к учению, разрушительная практика непрерывных «инноваций» – все это очевидные пороки нынешней средней школы. Она «устраивалась» на отрицании и фактическом уничтожении – системности, фундаментальности, научной основательности образования и его программируемой нацеленности на гармоническое развитие личности.
Деятельность Министерства образования России с 90-х годов ХХ века способствовала и ныне способствует значительному снижению уровня знаний и культуры государственной массовой средней школы. При таком положении провозглашённый президентом России Д.А. Медведевым лозунг «Россия – вперёд!..» неизбежно останется пустым звуком. Должный успех может обеспечить лишь решительный поворот к возрождению школы, к созидательной политике в деле образования. Это означает возвращение с практически предначертанных ныне министерством путей к образованию колониального уровня и типа – на путь к образованию, обеспечивающему достойный интеллектуальный и культурный потенциал независимой державы.
Чтобы такое стало возможным, необходимо в корне изменить отношение к отечественному образованию. Ему необходимо придать иной статус и, вопреки экономическим препонам несовершенного, а в некоторых отношениях и уродливого государствоустроения, определить образование как первостепенное государственное дело, обеспечивающее независимость страны, её безопасность и достоинство.
Истинный уровень образованности достигается не пестрой многопредметностью, но серьёзным освоением фундаментальных дисциплин, научностью, системностью, полнотой и целостностью усвоения материала, его образовательной целесообразностью и воспитательной ценностью.
Фундаментом образования являются «глубокие знания, выходящие за узкопрофессиональные рамки». Хребет основных знаний составляют, как известно, важнейшие образовательные дисциплины: русский язык, литература, математика и
история. Внимание к первым двум из названных дисциплин сегодня требуется более всего, ибо они лежит в основе формирования мысли и становления личности.
Они связаны с постижением смысла вещей и явлений, со стремлением к истине и возможностью с определённой степенью полноты представить целостную картину мира. Эти качества у современных учеников, как правило, несравненно ниже, нежели у «среднего школьника» ХХ века в период расцвета советского просвещения.
«Русский язык, как и любой литературный язык, представляет собой определённую совокупность текстов и предполагает наличие определённого коллектива его носителей…». Вследствие так называемых «реформ» владение основным и непременным средством приобретения знаний, обучения и воспитания – русским языком – у значительной части учащихся и выпускников массовой отечественной средней школы не достигает культурообеспечивающего уровня, необходимого для получения полноценного образования.
Слово – средоточие и наследие опыта поколений, отражение умственного, чувственного, вещественного и духовного, практического и умозрительного содержания всей жизни народа. Поэтому словесность справедливо понималась как основа образования.
Наша великая литература, её духовное содержание – арсенал памяти русского слова, его предметное наследие. Именно через её познание слово обретает полноту бытия, наполняется смыслами. Овладение же ясным и точным смыслом – первая коренная задача сохранения наследия знания и опыта. Эта задача сегодня фактически выведена за скобки школьного изучения родного языка, сведённого, в сущности. к овладению орфографией и пунктуацией. И это, несомненно, зловредный удар по всей системе образования.
В современной школе резко ухудшилось состояние языковой среды, главное же – её программное обеспечение; крайне обеднено содержание осваиваемой лексики, необходимой для формирования нормальной жизнедеятельности и здорового мировосприятия. Тем самым подорвана языковая основа мировоззренческой составляющей школьного образования. И в этом одна из главных «заслуг» модернизации школы, предопределяющая в целом её неизбежную интеллектуальную, духовно-нравственную и политическую деградацию.
Осуществленное в последние 20 лет сокращение списка произведений отечественной классики, предлагаемых программами и стандартами для массовой средней школы, и практическое (на деле) уничтожение изучения литературы также серьёзно повредили языковую основу мировоззренческой составляющей школьного образования. Круг слов-понятий, имеющихся в текстах, предназначенных для школьного изучения, не обеспечивает возможности верно отразить целостную картину мира, которая должна сформироваться при завершении полноценного среднего образования. Этому фактически противодействуют проводимые административным путём многочисленные «мероприятия» с начала пресловутой перестройки.
Полноценное образование предполагает, что содержательность и степень изучения в школе фундаментальных дисциплин и, прежде всего, русской словесности, находятся по крайней мере на уровне, достигнутом в ХХ веке, в период расцвета советской школы. А сегодня, безусловно, необходимо не просто «улучшение преподавания» русского языка, но решительное и категорическое возвращение права школьника на знание русского языка и литературы в объёме, обеспечивающем возможность дальнейшего самостоятельного культурного и интеллектуального развития каждого, окончившего среднюю школу.
«Модернизаторы» невежественно пренебрегли тем безусловным фактом, что именно литературная классика обеспечивает созидательным житейским и национально-историческим опытом, даёт возможность овладеть человеческим отношением к действительности, формирует образное мышление, воспитывает художественный и эстетический вкус, служит к утверждению основ духовно-нравственной личности, добрых чувств, гражданственности и ответственности.
Литература прививает навыки такого чтения, при котором слова писателя обретают в сознании верный исторический смысл, передают полноту эмоционального содержания, пробуждают и развивают через слово несловесные виды художественного восприятия и мышления. Поэтому совершенно очевидно, что «утеснение» литературы, проведённое в школе, или её поспешно-примитивное преподавание, к которому вынуждает продуманное горе-«реформаторами» сокращение часов на её изучение, неизбежно приводит к обесцениванию образования, к катастрофическому снижению общей культуры личности.
Полноценное среднее образование нерасторжимо с воспитанием качеств личности нравственного здорового, духовно полноценного, трудоспособного человека, жизненный пафос которого одухотворён идеалами добра; человека, нацеленного на созидание, активно не принимающего разрушительных идей и способного им противостоять во всех областях человеческой деятельности и общественной жизни. Для этого необходимо заложить в школе фундаментальные представления, восходящие к достойному уровню преподавания гуманитарных предметов, прежде всего, русского языка, литературы, отечественной истории, а также православной культуры. Необходимо вернуть в сознание школьников России идеи духовных потребностей жизни, а значит – ощущение и переживание русской культуры как нормы бытия.
Полноценное образование не определяется сведениями, обусловленными практической надобностью, для него необходим запас информации, обеспечивающий умственно-духовную зрелость учащегося, его мировоззренческий потенциал. И коль скоро наших геростратов, видимо, не убеждают мнения великих русских учёных и педагогов, приведу только одно мнение из лагеря наших международных «конкурентов». Бывший верховный советник по делам образования США некогда писал: «… сила нации заложена в её искусстве, музыке и литературе в такой же степени, как в её достижениях в области физики, химии и электроники. Тот, кто полагает, что знание мировой поэзии и классической литературы не является существенным не только для качества, но и для жизнеспособности нации и её культуры, пренебрегает уроками прошлого». Невольно задумаешься над тем, кому «подыгрывают» наши реформаторы…
Окончившие школу должны иметь основы отечественного мировоззрения. Необходимо вернуть в школу русскую словесность как феномен европейского и мирового масштаба, позволяющий всем национальным культурам России, взаимодействуя с ней, существовать и расцветать в ней и рядом с ней. Это безусловно необходимо для школы Государства, претендующего на независимость и самостоятельность.