Не о прошлом взывает к нам святой патриарх Гермоген: слова его обращены к тем, кто сегодня смирился с утратой официальной причастности к русской нации, кто спокойно-равнодушно носит государственный документ (паспорт), запечатлевший пустоту на месте имени народа, к которому принадлежит.
Не о давнем скорбит святитель Гермоген: его мужество – укор тем, кто вот уже двадцать лет бездействует в защите нашего природного русского языка, нашего образования, доведённого до уровня школ колониального типа, нашей культуры, издевательство над которой нынешней псевдоэлиты не знает пределов, кто, занимая сегодня «верховные посты» в образовании, науке и культуре, в сущности, смирился с тем, что ныне забывают и «отодвигают» лучшее, что было в отечественном образовании ХХ века. Кто послушно и равнодушно следует скрытым и откровенным указаниям закулисы и её многочисленным резидентам, кто утратил святое чувство национального достоинства и стыд-совесть.
Я мог бы назвать имена известных деятелей, свивших гнездо у государственного руля страны… Но правильнее будет спросить: много ли тех, кто противостоит развалу? Много ли их было, много ли осталось? и что, кроме молчаливого одобрения и добрых слов в их поддержку, удалось всем нам сделать – им в помощь?
Патриарх Гермоген напоминает нам о самом важном долге – о национальном долге перед народом – о долге национальной памяти. Этот первейший долг состоит, говоря словами И.А Сикорского, «в охранении и развитии величайшего наследия веков – национальной души»;
мы обязаны «охранять народную душу со всеми её атрибутами: языком, поэзией, художественным творчеством, школой, прессой, религией. Охранной силой может быть не армия и флот, но великое напряжение и неусыпная бодрственность национального духа»...
Быть или не быть России – вопрос национальный. Пока нация, создавшая Россию и являющаяся её становым хребтом, на практике, в жизненном устроении, не признаётся таковой, а представляется лишь «одной из многих», – будут продолжаться общие беды России. Вернуть образование России на достойный путь можно только возвысив государственный статус русской культуры и русской школы, то есть поставив её на то место в государстве, какое она занимала во времена культурного и государственного подъёма. Школа должна быть нацелена на воспитание всесторонне развитой личности, должна вновь стать государственным храмом знаний для всего народа, а не торговым местом оказания «образовательных услуг». Должно выгнать торговцев «образовательными услугами» из храма знаний, как выгнал Христос торгашей из Божьего храма?! Русской школе должны быть вполне возвращены духовные традиции великой государствообразующей русской культуры. И это – не из какого-либо чувства ложного превосходства, но из потребностей государственного созидания, ибо русская культура – единственно возможный духовный материал, скрепляющий народы в одну семью без малейшего уничижения их достоинства и без ущемления их самобытности.
2.
Слово национализм означает в переводе –
народность! Народность – это приобщённость
к родному народу, любовь и служение ему. Употребляющий слово национализм в отрицательном и «ругательном» смысле, желает он того или не желает, понимает то или не понимает, – пятнает народы и нации! Другое дело – шовинизм, нацизм, фашизм – явления отрицательные в национальном и общечеловеческом смысле. Путаницу эту «смастерили» в начале ХХ века хитрые журналисты-шовинисты, чтобы под словесными махинациями скрыть свой, тайный, прочно исповедуемый ими шовинизм.
Национализм – это честное отношение к своему народу и сопричастность ему. Он так же естественен, как любовь к родителям, к родному дому, к Родине, к родному языку, звуки которого мы слышим с колыбели. Национализм – это щит от духовной интервенции, основа понимания самобытности и прав своего народа, вера в его духовное призвание. Истинный национализм – всегда противостоит шовинизму, ибо непременно утверждается на уважении ко всем другим народам, соприродным и дальним. Без уважения к «иному» народу невозможно требовать и уважения к своему, а без этого уважения – нет уважения и к любому человеку...
Для исправления внедрённых часто по указке «закулисы» недостатков, заблуждений и административных нововведений по устроению школы конца ХХ – начала ХХI века возможно было бы:
1) постепенно, но основательно пересмотреть проведённые в ХХI веке административные нововведения в устроении общеобразовательной школы России, а также законы в области образования, науки и культуры, достойным образом учитывая и привлекая при этом «отодвинутое» во время реформ богатейшее наследие русской культуры и образования, для определения соответствия названных нововведений и их последствий государственным и национальным интересам;
2) начать созидательную законодательную и педагогическую работу по возвращению в среднюю школу несомненных достоинств, утраченных ею вследствие буржуазно-либеральных «реформ» ХХI века;
3) перейти к действенной и целенаправленной политике защиты государственных интересов, определяемой Концепцией информационной безопасности России (подписана Президентом России В.В. Путиным 9 сентября 2000 года);
Невмешательство в деятельность СМИ, распространяющих безнравственность, стимулирующих безстыдство, неприличие, махровую пошлость и бескультурье при отсутствии государственной и ведомственной информационной защиты интересов России в этой сфере – свидетельствует либо о полном невежестве представителей власти, либо о её недопустимой, даже преступной ангажированности.
Ведь после появления Доктрины информационной безопасности Российской Федерации не было издано ни одного сколько-нибудь действенного постановления или закона, защищающего информационное пространство России и её базовые духовные ценности от разрушения со стороны представителей антикультуры или от вредной для государства политики насаждения и распространения безстыдства, пошлости и других способов целенаправленного растления народа.
3.
Школа зиждется на трёх опорах: науке, искусстве и религии. Как содействовать тому, чтобы школа возрождалась? Начну с того, что связано с глобальным контролем «закулисы» и, кажется, не зависит от нашего вмешательства. Кажется. Начну всё-таки с этого. Пока у нас не будет разумной кадровой политики, пока школой будут руководить люди, не соприродные по духу объединяющей всех живущих в России – русской культуре, пока ВШЭ («вышка»), явно и тайно исполняющая замыслы закулисы, будет командовать в образовании, – толку не будет. Образованию сегодня нужен не денежно-экономический, а духовно-нравственный и научный ориентир. И совершенно очевидно, что если мы (даже в лице сказавшего нечто полезное о том Президента) решили укреплять школу, положив в основу объединяющие и созидающие принципы русской культуры, нужно ставить руководителями тех специалистов, которые по природе своей созвучны этой культуре. Противоположный отрицательный опыт уже имелся в ХХ веке. Тогда, в 1918 году, командные посты Комиссариата народного просвещения состояли из одного занятого в других местах полурусского и шести нацменов (Грюнберг, Золотницкий, Лурье, Штернберг, Ейхенгольц, Розенфельд, Зац). Господа-товарищи, это неверная кадровая политика, особенно если учесть, что школу (даже по словам высокопоставленных руководителей) нужно строить на основах русской культуры.
Существуют содержательные научные понятия «национальный генотип», «национальная психология», «национальные интересы», русский характер, русский взгляд, «русский дух» и проч. Признано очевидным, что русские национальные интересы и традиции неразрывны с интересами всей России (чего, увы!, никак нельзя сказать о представителях некоторых иных этносов). Это исторически подтверждённый факт. И всё это нельзя не учитывать.
Но «сверху» назначают главным человеком над образованием в исторической столице русского народа русском городе Москве – человека, о русофобстве которого постоянно слышишь от работников его сферы. Я имею в виду Исаака Калину. Неужели никого другого не нашлось? Я лично ничего не имею против Исаака Иосифовича, наверное, человека не без способностей, к тому же замечательного спортсмена. Я не против него и как «важного» начальника. Но назначать его командующим областью, становым хребтом которой является русская культура – помилуйте! Почему в исконно русском столичном городе назначается «править» образованием представитель этноса, исторически не соприродного русским по традициям, религии и культуре, да ещё и открыто проявляющего эту несоприродность?
В дополнение укажу ещё на следующую общеизвестную историческую аналогию гораздо более крупного плана. Во время Отечественной войны 1812 года русской армией командовал выдающийся полководец и достойнейший человек Барклай де Толли. Время было тяжёлое, и среди армии возникло недоверие Барклаю. Он был сменён известным всем полководцем М.И. Кутузовым. Упоминая об этом, современники и потомки осознавали, что во время беды – нужен свой, кому бы верили.
Известно, что школа в современной России
находится в состоянии смуты. В таком положении может вызвать доверие как руководитель, конечно, не такой, как Калина, а такой, как, например, К.Д. Ушинский, которому Калина никак и ни в чём не следует в своей деятельности (более того, скорее является его антогонистом). Поэтому его назначение (если подумать!) можно понять или как ошибку, или как этно-политическую провокацию. Кому нужна такая провокация «замедленного действия»? Я думаю, что только недругам России.
Ещё пример. Последняя школьная олимпиада, как доподлинно сообщают её участники, проводилась не без активного участия людей, представляющих субъективные интересы правящего нацменьшинства; она проводилась с массой нарушений: жюри не получило даже единого помещения (это исключает гарантию ознакомления со всеми работами всех членов жюри); среди членов жюри были и те, питомцы которых участвовали в сей олимпиаде (и, конечно, получили высший балл). Некоторые так называемые мастер-классы были недопустимо непрофессиональны и являли цинический пример псевдонаучного действа и даже «профессионального цинизма». А ведь провинциалы смотрят на это безобразие как на образец: и в этом немалый вред подобных «действ».
Антикультура сквозила в речах «руководителей». На заключительном заседании олимпиады в присутствии всех (!) один из руководителей резидентского центра закулисы Лев Любимов с искрящейся радостью заявил, что, мол, русский язык «теряет свою лексику», а английский «прирастает». И наконец (это отчётливо характеризует «дух» начальствующих там джентльменов!) публично и ярко выразил сожаление, что нельзя искусственно ускорить смерть двух старших поколений, чтобы жизнь в России наконец-то европеизировалась. Вот вам лицо тех «Калин», которых ставят начальниками над нашей школой. Возникают вопросы: кто ставит и для чего таких ставят? Не пора ли скорректировать кадровую политику? Думаю, вопрос назрел.
Задача национального самосохранения состава и склада народного духа в условиях информационной агрессии – дело нелёгкое. Наши враги владеют в изобилии тем оружием, перед которым нередко пасует благородная русская душа – они вооружены наглостью. Нам нужно научиться бороться с этим враждебным злом. Верный компас в этой борьбе – мужественное стояние в вере и верности своему народу – патриарха Гермогена. Он с честью выполнил священный долг самозащиты народа и дал нам святой пример в мужественном противостоянии и врагам, и предателям – как откровенным, так и скрытым.
Станем же неколебимы в своём духовном делании защиты русского народа, его веры, его языка, его культуры, образования и национальных святынь! И тем обеспечим истинную защиту многонациональной России в её цветущем многообразии испокон сожительствующих и сотрудничающих в ней народов.