Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

История [4062]
Русская Мысль [425]
Духовность и Культура [623]
Архив [1544]
Курсы военного самообразования [101]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Статистика


Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » Русская Мысль

    В.Ю. Троицкий. О НОРМЕ КАК УСЛОВИИ ПОЛНОЦЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Ч.1.

    1.

     В «Доктрине информационной безопасности Российской Федерации», подписанной Президентом России В.В. Путиным 9 сентября 2000 г., определена первостепенная задача национальных интересов в информационной сфере, а именно: «сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны».

    Выступая на встрече, посвящённой роли отечественной культуры, 30 мая 2007 г. Президент России справедливо заметил, что «наша молодёжь живёт в условиях массового воздействия на неё суррогатов из-за рубежа». Такое положение ненормально

    Разрушительное и тенденциозное массовое отступление от сложившихся в сфере искусства и культуры норм[1], осмысленных и «узаконенных» наукой и утверждённых плодотворной национальной традицией, агрессивное насаждение тенденциозной информации, ложно толкующей феномен свободы как противоположность порядку, гармонии, возвышенному и прекрасному, то есть духовно-нравственным, эстетическим и культурным национальным идеалам и нормам, – всё это сегодня достигает разрушительных пределов.

    Норма – это человеческий ориентир Истины и одновременно путь к ней. Норма – объективная определённость форм, постоянная, устойчивая величина основополагающих качественных и количественных характеристик и свойств предметов и явлений, соответствующих общему, естественному (природному), внутреннему и внешнему, их устроению и назначению. Норма по сути своей обеспечивает максимальную жизненность и надёжность субъекта бытия, его соответствие с целостной природной и надобыденной традиционной средой. 

    Следование нормам – непременное условие естественной, по-человечески свободной (нормальной), максимально устойчивой жизни.

    Мы стремимся найти пути к надёжному бытию. Для этого нужно знать и соблюдать объективно существующие нормы. Нужно помнить, что есть нормы и антинормы, как есть культура и антикультура.

    Норма знаменует органичность, естественность, определённость, надёжность и устойчивость жизнеустроения в любой области бытия. Поэтому основная задача и цель образования – формирование нормального человека, то есть человека, способного к нормальному развитию, как говорится, «по Образу и подобию Божию». Это означает – возрастание личности через сознательное, творческое усвоение фундаментальных научных знаний, начатков духовного опыта и основ культуры. Нарушение или игнорирование основополагающих норм называется ненормальностью; оно неизбежно приводит к разрушению, болезни и расценивается здравым рассудком как сумасшествие, повреждённость сознания, разврат или растление и т п.

    Социальное поведение и действия, противоречащие норме, в здоровом обществе, желающем сохранить жизнеспособность, оценивается только как уголовное преступление. С теми, кто защищает и отстаивает отступление от нормы, то есть с ненормальными, нормальный человек не должен и не может спорить: спор с сумасшедшим – это форма сумасшествия. О бесспорном не спорят.

    Ненормальность вторгается в нашу жизнь через неясный или ложный смысл слова. Например, слова убийца, душегубец подменяется словом киллер, слово шлюха заменяют «романтическим» – путана; вместо социально точных слов извращенцы, содомиты – пытаются внедрить уводящее от верного сущностного их определения и вводящее в заблуждение словосочетание «сексуальные меньшинства».

    Подобная «логика абсурда» в переименованиях неизбежно приводит к нелепым заключениям, что клептомана нужно объявить социальным меньшинством и официально признать право на законное воровство тех, кто объявлен клептоманом. А склонного к гомицидомании (человекоубийству) – объявить психологическим меньшинством и признать его законное право на человекоубийство, как на действие, имеющее предпосылки в его психическом устроении или состоянии.

    Нелепость ложных «псевдопонятий» удачно иллюстрируется примерами из «Официального корректного словаря» американских сатириков Генри Брэда и Кристофера Серфа. Например:

    Безграмотный – обученный по иной системе.

    Безумный – обладающий эмоциональным своеобразием.

    Дурак – обладающий иной логикой.

    Воровство – нетрадиционный метод совершения покупок и т.п.

    Псевдопонятия активно внедряются «агентами влияния» в область отечественного образования. Так, русское слово терпимость, означающее искони свойственное русским уважительное отношение к инонациональным обычаям и образу мыслей во всех случаях, когда эти особые взгляды и свойства агрессивно не направлены на разрушение национального образа мыслей и жизни нации, – подменяется словом толерантность. Исконный смысл этого слова – неспособность сопротивления чужому и чуждому, вредному по несоприродности. 

    Однако современный психолог, известный специалист в области манипулирования сознанием, академик РАО А.Г. Асмолов, утверждает, что толерантность – это «норма устойчивости (! – ред.), определяющая диапазон сохранения различий популяций и общностей в изменяющейся действительности» (См.: На пути к толерантности сознания.
    М. «Смысл». 2000. С. 5) Приведённая формулировка нарочито изолирована от основного смысла определяемого явления и рассматривается вне связи убеждений, образа мыслей и человеческого взаимодействия, вне оценки истинности или ложности национального поведения, а также вне проблемы защищённости от несоприродных и пагубных воздействий на объект, принимающий «толерантное» поведение. Неслучайно нынешняя пропаганда толерантности – зачастую выступает как одна из форм информационной борьбы против русского народа и коренных народов России.

    В свете проводимой некоей теневой группировкой России оккупационной политики – толерантность (в исконном смысле и в современной практике) – это запланированное самоуничижение и самоунижение человека и коренного народа под предлогом и под девизом необходимости «мирного отношения» к чужому и чуждому. При отсутствии достойного воспитания истинной любви и сокровенной преданности родному народу, родной земле и её святыням – толерантность выступает на деле как целенаправленное лишение чувства личностного и национального достоинства якобы во имя мирного отношения к соседям и гостям, приводит к унижению и порабощению тех, кто ей следует.

    Результатом внедрения ложного смысла слов становится утрата моральных ценностей, падение уровня стандартов образования, интеллектуальная неразбериха и социально-мотивированные беспорядки. Вместе с тем всё это ведёт к ложному восприятию и осмыслению мира, мешает нормальному умственному и духовному развитию личности и общества...

    От понятия «норма» следует отличать устанавливаемые нормативы, то есть узаконенные, принятые и требуемые к исполнению правила и величины, играющие в общественном пользовании юридическую роль «заменителя» нормы, которому предложено следовать. Нормативы, отклоняющиеся от норм, свидетельствуют о нездоровье общества, их принимающего, и приводят к его повреждению, вырождению и гибели...

    Всего этого нет в бытовом сознании значительной части наших современников, погружённых в «расчеловечиваемую», прагматически зацикленную жизнь. Мысли и чувства, относящиеся к надобыденной реальности, к тому, что выше ограниченных насущно-практических интересов, – не всех трогают. То чувствилище, которое приспособлено для восприятия надобыденной сферы бытия, у некоторых омертвело. Это – чувствилище, реальность которого не могут отрицать сегодня даже те, кто оценивает окружающее только через знания о вещественном мире, – душа. Мёртвые души – глухи и слепы к надобыденным сферам, к духовности,
    то есть – к живительной энергии и внутреннему миру человека. Мёртвые души встречаются вокруг нас и рядом с нами – и на улице, и в учреждениях,
    и в школах…

    Омертвлению душ иных наших современников, и прежде всего – молодёжи, усердно способствуют те, кто поддерживает и развивает сатанинскую свободу. Такая «свобода» противостоит человеческой свободе, обеспечивающей осуществление и естественное развитие органических свойств нормального свободного человека, которому непременно присущи словомыслие, духовность, историческое бытие, вера и культура.

    Человеческая свобода, созидающая по природе своей, устремлена к Истине. Она неразрывна с верой, объединяющей народ, воскрешающей его внутренние силы, и с нормами, на которых зиждется всякое сколько-нибудь прочное жизнеустроение.

    Нормальная жизнедеятельность осуществима, если мы следуем Истине[2]. Истина едина: она противостоит вариативности, плюрализму представлений, мнений, мечтаний, мод, мифов, определений. Она, говоря словами Николая Кузанского, не может быть ни больше, ни меньше. Она однозначна, тоталитарна, абсолютна, несомненна, неколебима, неизменна, вечна, как Божья заповедь. Только опираясь на истину и на путях к Истине мы можем одержать действительную победу в деле сохранения и защиты духовно-нравственных, культурных и интеллектуальных ценностей нашего народа и наших святынь, а значит – самого нашего существования.

    Понятия вера, долг, верность нередко также отсутствуют у иных наших современников, не говоря уже о понятии чести. И всё это необходимо иметь в виду всем трудящимся в сфере образования – основной сфере защиты человека от грядущей гибельной опасности.

    У нашего современника, поэта Николая Зиновьева, есть четверостишие «Действительно последний катаклизм», на тему наших рассуждений:

    Отрыв от веры, верности и чести,

    От света милосердья и любви –

    Всех приведёт к последнему из бедствий:

    Мы просто перестанем быть людьми.

    Чтобы этого не произошло, необходимо сосредоточить все добрые силы и знания в области отечественного образования на восстановлении его норм.

     

     

    2.

    Нормальное школьное образование – это обучение знаниям и передача опыта для самостоятельной, трудовой, свободной, умственной, чувственной, духовной жизни, соответствующей нормальной жизнедеятельности, образу представлений, духовным традициям и созидательной жизни нации.

    Образование – означает выработку умственных и душевно-духовных качеств и приобретение опыта свободного человека с опорой на норму должного и идеального, соответствующего основным и непременным человеческим свойствам: духовности, дару слова, историческому укладу народа, его вере и культуре.

    Нормальное (полноценное) образование – едино с воспитанием обучаемых. Оно основывается на «сердечном созерцании» мира (И.А. Ильин), на утверждении духовно-нравственных идеалов в жизни, на осмысленном постижении предметов и явлений, на овладении рассуждением, пониманием, душевно-духовным отношением к изучаемому, на безусловном утверждении творческого начала в постижении знаний и опыта.

    Нормальное (полноценное) воспитание – направлено на формирование и укоренение в самосознании и духовном мире воспитуемого предпосылок мировоззрения, ориентированного на основополагающие духовно-нравственные устои и принципы исторически сложившейся национальной нравственной культуры. Нормальное (здоровое) воспитание – это формирование и утверждение личности в русле родной культуры на основе духовно-нравственных принципов благочестия, человеческого достоинства, чувства долга и исповедуемой веры.

    Нормальное (полноценное) воспитание культуросообразно, то есть построено на традициях национальной культуры. «Национальное обезличение есть великая беда в жизни человека и народа. С ним необходимо бороться настойчиво и вдохновенно. И вести эту борьбу необходимо с детства».[3] 

    Основой национального воспитания русского человека должен стать «культ родного языка» (И.А. Ильин), а также сокровенное знакомство с народными песнями, сказками, жизнеописаниями национальных героев и святых, с национальной поэзией, с историей народа и особенно – с историей защиты Отечества и его хозяйственными достижениями и устоями.

    Нормальное (полноценное) воспитаниенаправлено на формирование исторической, созидательно ориентированной личности, на обогащение и совершенствование внутреннего мира человека, на повышение его культуры и добродетелей в сфере семейной, общественной и духовной жизни, на возбуждение любви к знаниям. 

    Первостепенное значение для нормального (полноценного) воспитания имеет обретение основополагающих идеалов жизнеустроения и художественное образование. 

    «Внедрение» в сознание воспитанников сведений и поведения в духе «новаций», противоречащих нормам, а также выработанным народом основополагающим духовно-нравственным традициям, вере, охраняющей эти нормы, называется – растлением. Нравственно здоровое общество относит растление к уголовным преступлениям.

    Феномен веры особенно значим в наше время, когда чужая вера становится оружием разрушения. Орудием созидания народной жизни может быть только вера, соприродная традиционным национальным духовным ценностям.

    Исторически сложившаяся религиозная вера органически связана с традиционной жизненной ориентацией и бытийным миропредставлением народа. Она составляет его национальное духовное достояние. Покушение на него – является покушением на духовную жизнь народа, т.е. на одно из основных человеческих его качеств.

    Вера составляет сущностную основу феномена исторического человека. Вера – безусловное убеждение, твёрдое сознание и целостное принятие определённых, исторически воспринятых миропредставлений о всеобъемлющих (во многом таинственных) законах бытия, определяющих место в мире и жизненное поведение человека, ориентированное на Истину. Вера вместе с тем – исполненный энергии глубинный духовно-эмоциональный настрой, вытекающий из принятого миропредставления, признаваемого верующими истинным.

    Некоторые наши современники до сих пор ещё сохранили предубеждение к самому слову вера как к чему-то убого-неполноценному. Их можно успокоить авторитетным мнением выдающегося психиатра С.С.Корсакова, который пояснял, что вера (цитирую!) «нормальное чувство всякого психически здорового человека».

    Вера как аксиоматическое признание, целостное переживание, безусловная убеждённость в бытии невидимой высшей реальности, недоступной определениям в категориях вещественного мира, как духовная энергия, проистекающая из этого убеждения, – недоступна восприятию бездуховного человека. Он оказывается в известном смысле неполноценным, неспособным достичь целостности в постижении мира.

    Верить и веровать в понятиях языка нашего не одно и то же. И.А. Ильин уточняет, что верить-веровать можно только в самое главное в жизни, когда это главное воспринимается «всей глубиной души». Вера в этом смысле – основа «человечности» личностного сознания, надобыденная одухотворяющая цель его бытия и направляющая идея существования.

    Вера в этом смысле – это сокровенно-убеждённое, возникшее на основе любвицелостное познание Истины и пути к её постижению. Вера целостный образ Истины и пути к восприятию и познанию её содержания и смысла, имеющих целью счастье человеческой свободы. Подчёркиваю: человеческой свободы, сопричастной естественным, органическим свойствам человека, как явления. Без опоры на истинно высокую надобыденность, человек и общество оказываются нежизнеспособными, обессиленными, обескровленными.

    Остаётся заметить, что истинность веры проверяется духовным опытом. Рациональный анализ и логическое обретение Истины, открывающейся через веру, оказывается невозможным. Причина в том, что любая составляющая веры, будучи отделена от её целостности, меняет свой смысл и не может в отдельности считаться органической частью целостной Истины, заключённой в вере. Поэтому вера – это «истинное познание, имеющее недоказываемые начала, будучи удостоверением в вещах, превышающих ум и слово» (Св. Максим Исповедник). Всё это непосредственно связано с нашей жизнью и с преподаванием литературы, так или иначе сосредоточивающей целостные картины жизни (разумеется, речь идёт о классике)...

    Вера – обязывает. Идёт ли речь о религии или массовой общественной идеологии, без долга и верности она не может устояться ни в сознании личности, ни в обществе. Истинное понимание долга всегда хранит отблеск веры и верности, как последовательной твёрдости во взглядах и действиях и деятельной причастности тому значительному и высокому, что является предметом долга и служения. Вера и служениепринадлежность любого здорового человеческого сообщества, нормальное явление нормальной социальной жизни.

     

    [1] См.также.: Корольков А.А. Норма как антропологическая проблема // Корольков А.А. Духовный смысл русской культуры. Спб.2006.

    [2] Истина – утверждённое на вере, абсолютное, несомненное, неизменное, вечное, благодатное понятие о едином сущем. Истина не исчисляется, не выводится решением противоречий и умозаключений, но есть непреходящая данность, явленная как очевидное, как озарение и Откровение.

    [3] Ильин И.А. О национальном воспитании // Ильин И.А. Путь духовного обновления. Собр. соч. в 10-ти томах. Том первый. М.1993. С.201.

    Категория: Русская Мысль | Добавил: Elena17 (30.08.2021)
    Просмотров: 77 | Теги: Русское Просвещение, всеволод троицкий, образование
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта Сбербанка: 5336 6902 5471 5487

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 1850

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru