1.
В «Доктрине информационной безопасности Российской Федерации», подписанной Президентом России В.В. Путиным 9 сентября 2000 г., определена первостепенная задача национальных интересов в информационной сфере, а именно: «сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны».
Выступая на встрече, посвящённой роли отечественной культуры, 30 мая 2007 г. Президент России справедливо заметил, что «наша молодёжь живёт в условиях массового воздействия на неё суррогатов из-за рубежа». Такое положение ненормально.
Разрушительное и тенденциозное массовое отступление от сложившихся в сфере искусства и культуры норм, осмысленных и «узаконенных» наукой и утверждённых плодотворной национальной традицией, агрессивное насаждение тенденциозной информации, ложно толкующей феномен свободы как противоположность порядку, гармонии, возвышенному и прекрасному, то есть духовно-нравственным, эстетическим и культурным национальным идеалам и нормам, – всё это сегодня достигает разрушительных пределов.
Мы стремимся найти пути к надёжному бытию. Для этого нужно знать и соблюдать объективно существующие нормы. Нужно помнить, что есть нормы и антинормы, как есть культура и антикультура.
Нелепость ложных «псевдопонятий» удачно иллюстрируется примерами из «Официального корректного словаря» американских сатириков Генри Брэда и Кристофера Серфа. Например:
Псевдопонятия активно внедряются «агентами влияния» в область отечественного образования. Так, русское слово терпимость, означающее искони свойственное русским уважительное отношение к инонациональным обычаям и образу мыслей во всех случаях, когда эти особые взгляды и свойства агрессивно не направлены на разрушение национального образа мыслей и жизни нации, – подменяется словом толерантность. Исконный смысл этого слова – неспособность сопротивления чужому и чуждому, вредному по несоприродности.
Всего этого нет в бытовом сознании значительной части наших современников, погружённых в «расчеловечиваемую», прагматически зацикленную жизнь. Мысли и чувства, относящиеся к надобыденной реальности, к тому, что выше ограниченных насущно-практических интересов, – не всех трогают. То чувствилище, которое приспособлено для восприятия надобыденной сферы бытия, у некоторых омертвело. Это – чувствилище, реальность которого не могут отрицать сегодня даже те, кто оценивает окружающее только через знания о вещественном мире, – душа. Мёртвые души – глухи и слепы к надобыденным сферам, к духовности,
то есть – к живительной энергии и внутреннему миру человека. Мёртвые души встречаются вокруг нас и рядом с нами – и на улице, и в учреждениях,
и в школах…
Омертвлению душ иных наших современников, и прежде всего – молодёжи, усердно способствуют те, кто поддерживает и развивает сатанинскую свободу. Такая «свобода» противостоит человеческой свободе, обеспечивающей осуществление и естественное развитие органических свойств нормального свободного человека, которому непременно присущи словомыслие, духовность, историческое бытие, вера и культура.
Человеческая свобода, созидающая по природе своей, устремлена к Истине. Она неразрывна с верой, объединяющей народ, воскрешающей его внутренние силы, и с нормами, на которых зиждется всякое сколько-нибудь прочное жизнеустроение.
Нормальная жизнедеятельность осуществима, если мы следуем Истине. Истина едина: она противостоит вариативности, плюрализму представлений, мнений, мечтаний, мод, мифов, определений. Она, говоря словами Николая Кузанского, не может быть ни больше, ни меньше. Она однозначна, тоталитарна, абсолютна, несомненна, неколебима, неизменна, вечна, как Божья заповедь. Только опираясь на истину и на путях к Истине мы можем одержать действительную победу в деле сохранения и защиты духовно-нравственных, культурных и интеллектуальных ценностей нашего народа и наших святынь, а значит – самого нашего существования.
Понятия вера, долг, верность нередко также отсутствуют у иных наших современников, не говоря уже о понятии чести. И всё это необходимо иметь в виду всем трудящимся в сфере образования – основной сфере защиты человека от грядущей гибельной опасности.
У нашего современника, поэта Николая Зиновьева, есть четверостишие «Действительно последний катаклизм», на тему наших рассуждений:
Отрыв от веры, верности и чести,
От света милосердья и любви –
Всех приведёт к последнему из бедствий:
Мы просто перестанем быть людьми.
Чтобы этого не произошло, необходимо сосредоточить все добрые силы и знания в области отечественного образования на восстановлении его норм.
2.
Феномен веры особенно значим в наше время, когда чужая вера становится оружием разрушения. Орудием созидания народной жизни может быть только вера, соприродная традиционным национальным духовным ценностям.
Исторически сложившаяся религиозная вера органически связана с традиционной жизненной ориентацией и бытийным миропредставлением народа. Она составляет его национальное духовное достояние. Покушение на него – является покушением на духовную жизнь народа, т.е. на одно из основных человеческих его качеств.
Вера составляет сущностную основу феномена исторического человека. Вера – безусловное убеждение, твёрдое сознание и целостное принятие определённых, исторически воспринятых миропредставлений о всеобъемлющих (во многом таинственных) законах бытия, определяющих место в мире и жизненное поведение человека, ориентированное на Истину. Вера вместе с тем – исполненный энергии глубинный духовно-эмоциональный настрой, вытекающий из принятого миропредставления, признаваемого верующими истинным.
Некоторые наши современники до сих пор ещё сохранили предубеждение к самому слову вера как к чему-то убого-неполноценному. Их можно успокоить авторитетным мнением выдающегося психиатра С.С.Корсакова, который пояснял, что вера (цитирую!) «нормальное чувство всякого психически здорового человека».
Вера как аксиоматическое признание, целостное переживание, безусловная убеждённость в бытии невидимой высшей реальности, недоступной определениям в категориях вещественного мира, как духовная энергия, проистекающая из этого убеждения, – недоступна восприятию бездуховного человека. Он оказывается в известном смысле неполноценным, неспособным достичь целостности в постижении мира.
Верить и веровать в понятиях языка нашего не одно и то же. И.А. Ильин уточняет, что верить-веровать можно только в самое главное в жизни, когда это главное воспринимается «всей глубиной души». Вера в этом смысле – основа «человечности» личностного сознания, надобыденная одухотворяющая цель его бытия и направляющая идея существования.
Вера в этом смысле – это сокровенно-убеждённое, возникшее на основе любви – целостное познание Истины и пути к её постижению. Вера – целостный образ Истины и пути к восприятию и познанию её содержания и смысла, имеющих целью счастье человеческой свободы. Подчёркиваю: человеческой свободы, сопричастной естественным, органическим свойствам человека, как явления. Без опоры на истинно высокую надобыденность, человек и общество оказываются нежизнеспособными, обессиленными, обескровленными.
Остаётся заметить, что истинность веры проверяется духовным опытом. Рациональный анализ и логическое обретение Истины, открывающейся через веру, оказывается невозможным. Причина в том, что любая составляющая веры, будучи отделена от её целостности, меняет свой смысл и не может в отдельности считаться органической частью целостной Истины, заключённой в вере. Поэтому вера – это «истинное познание, имеющее недоказываемые начала, будучи удостоверением в вещах, превышающих ум и слово» (Св. Максим Исповедник). Всё это непосредственно связано с нашей жизнью и с преподаванием литературы, так или иначе сосредоточивающей целостные картины жизни (разумеется, речь идёт о классике)...
Вера – обязывает. Идёт ли речь о религии или массовой общественной идеологии, без долга и верности она не может устояться ни в сознании личности, ни в обществе. Истинное понимание долга всегда хранит отблеск веры и верности, как последовательной твёрдости во взглядах и действиях и деятельной причастности тому значительному и высокому, что является предметом долга и служения. Вера и служение – принадлежность любого здорового человеческого сообщества, нормальное явление нормальной социальной жизни.
|