Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

История [4746]
Русская Мысль [477]
Духовность и Культура [855]
Архив [1658]
Курсы военного самообразования [101]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Статистика


Онлайн всего: 14
Гостей: 13
Пользователей: 1
Elena17

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » Русская Мысль

    В.Ю. Троицкий. КАК БЫТЬ РУССКИМ. О национализме и национальном воспитании. Ч.3.

     

    III

    Не есть ли достойная цель и смысл нашей жизни - утверждать из рода в род великие откровения русского национализма? Всеконечно и непременно.

    Как не любить благодатную идею отечественного единения и согласия, святое ощущение высокого долга и свою причастность через него к этой великой идее? Как не восторгаться тому глубо­кому, от корней народных идущему деятельному стремлению к Высокому, к Богу, к правде-истине и правде-справедливости, к идее Божьего государства, олицетворяющего в русском созна­нии бескорыстие, любовь, добро и красоту? Как не чтить великую веру предков, исполненную человеколюбия? Как не беречь, не лелеять идею праведной, доброй семьи, где совет да любовь? Как не восхищаться слаженностью и красотой той идеальной лич­ности, которая сотворена мыслью народа и олицетворяет до-бротолюбие, духовную и телесную слаженность, «чинность», по­чтительность к предкам, смелость в благородных дерзаниях и смиренность, проистекающую из глубокого ощущения высоты истинно прекрасного духовного бытия и блага общечеловеческого единения?

    В чем же наша задача? Неверно было бы забывать мудро сказанное. Вот оно: «Стать русскими во-первых и прежде всего. Если общечеловечность есть идея национальная русская, то пре­жде всего надо каждому стать русским, то есть самим собой, и тогда с первого шагу все изменится. Стать русским значит перестать презирать народ свой»[1]. «...Если национальная идея русская есть, в конце концов, лишь всемирное общечеловеческое единение, то, значит, вся наша выгода в том, чтобы всем, прекра­тив все раздоры до времени, стать поскорее русскими и нацио­нальными»[2].

    Отсюда и цель: возродить русскую национальную школу, дать в ней развитие идеям русского национализма. Тем и обеспечим будущее своего народа как самобытного, равноправного и до­стойного участника всечеловеческого земного бытия. Это значит необходимо поддерживать и развивать в отечественном об­разовании все то прекрасное, что заложено в русском национализ­ме, в русской идее. В этом смысл существования нашей школы. Ее плодотворная деятельность возможна лишь в лоне русской куль­туры (от древности до наших дней) в русле духовных образова­тельных и воспитательных традиций. Эти традиции всегда были чужды утилитарно-прагматического подхода к народному просве­щению: воспитывать знающих строителей (чего угодно!). Основ­ное в них было связано с духовным формированием личности, со становлением человеческого в человеке.

    Наши древние предки понимали значение школы гораздо шире, чем мы, грешные, и состояло оно - в воспитании доброумного, совестливого человека, соблюдающего благочестивые человечес­кие установления. «Кодекс сведений, чувств и навыков, какие считали необходимыми для усвоения этих правил, составлял на­уку о «христианском жительстве», о том, как подобает жить христианам. Этот кодекс состоял из трех наук, или строений: то были «строение душевное - учение о долге душевном, или дело спасения души, строение мирское -наука о гражданском общежи­тии и строение домовное - наука о хозяйственном домоводстве»[3].

    Древнерусский человек отлично чувствовал справедливость слов митрополита-Илариона: «Прежде закон, а потом благо­дать...». Мысль эта входила в сознание наших предков с азбукой:

    «Аз, буки, веди, глагол, добро...» - твердили, еще не все осоз­навая, уста ребенка. Подсознание же воспринимало: я - буквы

    узнаю - творю - добро... Знание - добро, учение - свет... Дитя и входило в мир с подсознательным ожиданием света, который воссияет в его уме, когда он исполнится мудростью знания, верою и силою духа... Ребенок молился и, молясь, просил избавить его от дурных соблазнов, он обращался к Богу с про­сьбой на земле явить Его добрую волю.

    Все существо малыша было еще до школы в известном от­ношении подготовлено к мысли о добре и к отрицанию зла. Разные были семьи, но вряд ли в какой садились за стол, ложи­лись спать или поднимались, не помолясь Богу. И хотя просили и о насущном хлебе, еще более - произносили исполненные благодарности слова ко Всевышнему, воплощающему доброе и прекрасное - любовь. «Да святится Имя Твое, да приидет царствие Твое», - шептали детские уста. Молитва, благодаре­ние Богу - вот основа мироотношения многих поколений русских, воспитывавшихся некогда в детские годы в отечествен­ных школах. И что это были за люди! Невольно вспомнишь лермонтовское: «Богатыри - не вы!..» Откуда в тех такая спо­собность служить Родине, народу, человечеству? Ответ очевиден. Ведь «строй ума у ребенка, которого первые слова были Бог, тятя, мама, будет не таков, как у ребенка, которого первые слова были деньги, наряд или выгода... Отец или мать, которые предаются восторгам радости при получении денег или семейных выгод, устраивают жизнь своих детей иначе, чем те, которые при детях позволяют себе умиление и восторг только при бескорыст­ном сочувствии с добром и правдою человеческою»[4]. Так справе­дливо думал А. С. Хомяков, выражая взгляд на русскую семью.

    Да, важнейшая задача нашего образования, содействовать все­ми силами национальному семейному воспитанию, восстановле­нию традиций русской семьи. Именно этому открыто противосто­ят сегодня средства массовой информации, внедряющие торга­шеский, продажный, расхристанный стиль даже во внешние формы личных человеческих и семейных отношений.

    Главное же трагическое обстоятельство - это сиротское поло­жение наших детей. Большинство из них воспитывается при мате­рях, вынужденно отдающих себя труду вне семьи. Там, на сторо­не, расплескивают и расточают эти матери свои силы и чувства, и, как правило, недодают детям ничем не восполнимой материнской ласки и внимания. Дети не получают того, что ранее легко формировалось в русских семьях, - естественной и безусловной способности решительно отличать добро от зла. И в этом - одна из коренных причин трагического развала в нашем просвещении.

    Русская школа должна начинаться с русской семьи, и при этом «чисто семейному воспитанию должны быть возвращены права, которых оно теперь лишено»[5]. Эта семья - не просто семейный союз двух россиян, но союз освященный, проникнутый в быту духовными традициями русского национализма. Так должно быть, так и будет...

    Не менее важная задача - восстановить первенство «душевно­го строения» в школе, положить в основу современного образова­ния духовные начала русского национализма.

    Сегодня нам навязывают иной путь: стремятся подготовить нас к внедрению в отечественную школу вненационального колони­ального сознания. Заграничные «благодетели» действуют при этом достаточно открыто. То завлекают молодежь идолом западной моды, внушают всеми средствами тягу к привлекательным побрякушкам, духовным и материальным наркотикам, а иногда в «изящной форме» призывают чтить и обожать работодателей, как это сделано на одной из последних страниц чудесно оформлен­ной книжки «Как воспитать в себе внимательность» (кн. 1), выпу­шенной в США на русском языке и распространяемой в России.

    Доморощенные ревнители колониального сознания в свою оче­редь сделали значительные шаги в своем разрушении нации. Язык межнационального общения и взаимодействия культур народов России - русский язык - с подачи Российской академии об­разования - фактически отодвину г из программ всех российских школ замаскированной подстановкой названий: «родной язык», «второй язык». Так сделан откровенный шаг к духовному развалу и культурной деградации в России. Так совершается движение к утверждению на ее разделяемой всяческими способами тер­ритории - колониальной политики. Это - государственное пре­ступление против народов России. Будем же ему сопротивляться!

    Невежественно умаляется в программах нашей школы русская литература - наша гордость, наша духовная родина. И это тоже государственное преступление, ибо русская литература - не толь­ко важнейшая часть культуры Российского государства, но и скре­пляющий состав нашей духовной жизни: в ней - и культура, и история, и средоточие наших духовных святынь.

    Ревнители антинародного образования наносят еще один удар по нашему будущему: они хотят отлучить русских от их истории, постыдно искажают и очерняют ее и одновременно готовятся постепенно «растворить» отечественное прошлое в некоем общем школьном курсе человеческой цивилизации.

    Но только на основе духовных начал национальной идеи можно воспитать гражданское и патриотическое сознание личности. По­этому-то и боятся ее проповедники колониального сознания.

    Не того хотят колонизаторы. Мечтается им (хоть и не призна­ются в том) могучий физически, узколобый, не помнящий родства и не ведающий России Иван, бессмысленно жующий жвачку. Им забыты родные песни. Ноги и руки его дергаются от привычных звуков уже засевшего в его мозгу «рока» Равнодушный ко всему, кроме собственного брюха, пьющий взасос баварское пиво, рыга­ющий, сально улыбающийся при виде любой юбки, он готов за доллар на любую работу, а за 30 - на любое преступление...

    Не бывать этому, господа. Выдюжим. Останемся самими собой. Найдем противоядие против вашей духовной заразы. Справимся. Есть в нашем народе дух Божий, есть здравый смысл и память!

    Нелегко будет. Тяжкие испытания готовят нам тайные и явные защитники колониального воспитания, притворяющиеся иной раз «друзьями народа», однако практически поддерживающие сти­хийное развитие процессов, проистекающих из своеволия и безответственности.

    Одна из важнейших, если не самая важная задача нашей школы - выпестовать самобытные личности, т. е. людей высоконравст­венных, образованных, духовно богатых, способных стремиться к доброумному бытию, обладающих чувством гражданского дол­га и любовью к Родине.

    Такой личностью может быть только человек с чувством наци­онального достоинства, опирающийся на национальные идеалы, способный хотя бы прикоснуться к идее о высшем смысле жизни. Достичь этого можно, лишь узнав и полюбив свою страну, ее историю и ее язык. Это давно известно.

    Обратимся вновь к мудрому прошлому. Сколько раз повторя­ли наши национальные светочи, наши мудрецы этот совет. А все не в прок. Взывал великий Гоголь:

    «Чтобы узнать, что такое Россия нынешняя, нужно непременно по ней проездиться самому. Слухам не верьте никаким [...]. Вели­ко незнание России посреди России. Все живем в иностранных журналах и газетах, а не в земле своей!.. Очнитесь! Куриная слепота на глазах ваших! Не залучить вам любви к себе в душу. Не полюбить вам людей по тех пор, пока не послужите им [. ] Потому и любимо дитя матерью, что она долго его носила в себе, все употребила на него и вся из-за него выстрадалась. Очнитесь! Монастырь ваш - Россия»[6].

    «Мы положительно убеждены, - писал великий наш педагог К. Д. Ушинский, - что плохое состояние наших финансов, ча­стью неуспех наших больших промышленных предприятий, не­удача многих наших административных мер [...], наши непроходи­мые проезжие пути, наши лопающиеся акции, пребывание ученых техников без всякого дела, нелепые фантазии нашей молодежи и не менее нелепые страхи, которыми так ловко пользуются люди, ловящие рыбу в мутной воде, - все эти болезни и многие другие сильно поуменьшилось бы, если бы в России поднялся уровень знаний о России...»[7].

    Знание России - основа нашего школьного дела. Три предмета, как три столпа образования, составляют его русский язык, рос­сийская история и отечественная литература. Основою же их восприятия должна быть духовность[8].

    Однако здесь не все еще сказано. Именно: это - русский язык, преподаваемый широко, с любовью к живому русскому слову; это российская история, проникнутая любовью и бережным от­ношением к прошлому своего Отечества; это - русская литерату­ра, рассмотренная, поданная со стороны ее национальных ду­ховных ценностей и идеалов.

    И все это должны делать русские учителя. Великая ответствен­ность ложится на них сегодня. Готовы ли они к своей высокой миссии? Наверное, во многих случаях - не готовы... Но Россия не спрашивает, она требует... Она имеет право надеяться, что все силы учительства будут отданы искоренению невежества и полу­знания (иногда - сначала - в себе), и все будет отдано благому делу сеять в России, в умах и сердцах ее молодого поколения «умное, доброе, вечное», все то, что основано на духовности русского национализма.

    Это может сделать только русский учитель. И пусть негодуют на эти слова лицемерные радетели «вненациональной» дружбы народов, пусть облыжно считают они едва ли не шовинизмом естественную мысль, что в русских школах должны быть русские учителя. Конечно же, эти радетели умышленно толкуют все по-своему, подставляя (в уме) вместо «русские» - «только русские» и имея в виду, конечно же, представить дело так, что речь идет о чистоте крови.

    Жалкая ложь! Речь идет о том, что учителя в национальных школах должны быть носителями национального сознания, чув­ствовать и от сердца любить страну, народ, который они вос­питывают, искренне и сокровенно приобщать его к истокам род­ного им национального духа, чтобы затем двигаться к воспри­ятию духовных ценностей других народов.

    Национальное воспитание - единственно верный путь честного служения на ниве просвещения своему народу и человечеству.

    Этот путь открыт честным работникам русского просвещения, любящим Отечество. Вперед же, люди добрые. Не дадим застить светлый взгляд нашего народа, не дадим отравить его ум, ожесто­чить его сердце.

    Будем с народом, люди добрые, учителя, коллеги мои! Будем творить свое светлое дело воспитания русского человека, граж­данина России, достойного великих предков наших: святых под­вижников, подобных Сергию Радонежскому, проповедников, по­добных митрополиту Илариону, полководцев, воинов-защитни­ков, подобных Дмитрию Донскому, Суворову и Кутузову, умель­цев-строителей, подобных Коню, Барме и Постнику, ученых, словно Ломоносов и Вернадский, композиторов и музыкантов, таких, как Глинка, Чайковский, Рахманинов, Шаляпин, худож­ников, таких, как Рублев, Тропинин, Поленов, Нестеров, Корин, писателей, таких, как Державин, Пушкин, Гоголь, Тургенев, Ле­сков, Л. Толстой, Достоевский - всех, кто служил России верою и правдою во все века ее многострадальной истории.

     

     

     

    [1] Достоевский Ф.М. Указ. изд. Т .25. С. 23.

    [2] Достоевский Ф.М. Указ. изд. Т. 25. С. 20.

    [3] Ключевский В.О. Два воспитания//Ключевский В.О. Указ изд. Там же. . 9.

    [4] Хомяков А.С. Об общественном воспитании России//Русский архив. 1819. №1. С. 114.

    [5] Там же. С. 117.

    [6][6] Гоголь Н.В. Нужно проездиться по России (из писем к гр. А. П. Т … му)//Гоголь Н.В. Указ. соч. С. 139, 145.

    [7] Ушинский К.Д. О необходимости сделать русские школы русскими//Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т. II. М. 1954. С. 285-286.

    [8] Эта идея лежит в основе Гуманитарной концепции среднего образования («Лите­ратура в школе» №3, 1991) и Концепции литературного образования в средней школе («Русский вестник» №13 за 1993 г. «Словесник» № 1-2, 1993 г.), разработанных Комиссией по вопросам преподавания русского языка и литературы при Отделе­нии литературы и языка Российской академии наук.

     

    Категория: Русская Мысль | Добавил: Elena17 (28.10.2021)
    Просмотров: 364 | Теги: всеволод троицкий, образование
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2034

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru