в свете «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского»
схиархимандрита Иоанна (Маслова)
Образование, т.е. формирование человека согласно определённому образу, умственному, чувственному и духовному, означает неизменно движение по пути к Истине. Ибо человек приобретает собственно человеческие качества только на этом пути и становится вполне человеком, найдя путь к Истине. На этом нелёгком пути – самое трудное удержаться от ослепления ума, от суетных помыслов и неправды. Ибо «враг наш ум хочет сделать орудием неправды [1].
Образование ныне представляет картину непрестанного метания между правдою и ложью. Правда, свидетельствует свт. Тихон Задонский, – это то, что сохранено «от лжи, лести, лукавства и лицемерия, от чего вечная Его отвращается истина» (Симфония, с.756). В то же время ложь присуща тем, которые «иное языком говорят, и иное на сердце имеют» (Симфония, с.756). Посему человек, который «склоняет другого говорит то, чего нет у того на сердце», склоняет его ко лжи, или к пороку, происходящему от диавола (См.: Симфония, с.450). И тот, кто склоняет к такой лжи, есть слуга диавола.
Известно из притчи Иисусовой, что сеять на бесплодной земле – значит попусту тратить время. И, следовательно, небрежно относиться к Божьему дару. И это несовместно с тем, что есть верная жизнь христианская. Что есть верная жизнь христианская? Как отвечает на этот вопрос свт. Тихон Задонский? « Христиане! Наше житие не иное что есть, как брань, и брань противу различных врагов: брань противу диавола и ангелов его; брань противу плоти со страстьми и похотьми; брань противу злаго и враждебного мира; брань противу лжебратии; брань противу тайных и явных врагов; брань есть непрестанная и лютая: каким убо щитом нам от стрел врагов наших защищаться в день лют» (Симфония, с.119).
Но брань с духовными врагами рода Христова осложняется соблазнами. Свт. Тихон задонский учит, что источником соблазнов являются: «1) пастыри и начальники; 2) родители детям своим, что бо дети в родителях своих видят, того и сами научаются; 3) старые – юным» и ещё; когда люди «друг друга соблазняют» (Симфония, с.952). А в школьный практике – это «образованцы», те, которые содействуют разрушению национальной отечественной школы.
Что говорит о соблазнах Св. Писание? В Первом послании св. апостола Петра читаем: Камень Веры Христа – для верующих «драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители… камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены» (1 Пет. 2-7, 8).
Тот камень, который отвергли строители, стал во главу угла. И ныне и присно и во веки веков камнем, лежащим во главе истинного образования, будет образ Божий и Закон Божий. Формирование личности школьника по образу и подобию Божию и на основе Закона Божия и есть камертон образования. И чтобы этот камень был услышан среди бесовского воя в современном мире, должно ясно, громко, мужественно, нелицеприятно, как то делал св. князь Александр Невский, говорить правду. Нам – правду о нашей школе, о её положении, о «радетелях», которые её губят, говорить правду, не боясь ничьего гнева, помня мужество Иоанна Крестителя и Истину Христову; «не в силе Бог, а в правде»…
Современное мирское образование начинается с соблазнов вещественных. С детства маленький человек погружён в мир соблазнительных явлений и вещей. От верного отношения к этим явлениям и вещам во многом зависит результат образования и судьба человека.
Вступающий в жизнь должен верно смотреть на нерукотворные и рукотворные ценности и понимать высоту нерукотворных. Учащийся должен осознать неизмеримое превосходство Божественного творчества и мироустроения над человеческим творчеством и устройством человеческого бытия. И это первый шаг в истинном понимании мира. Этот первый необходимый шаг, как правило, сбивает с толку школьное образование. Оно обращено в целом к формированию предметно-прагматического, вульгарно-материалистического типа мышления.
Формированию такого типа мышления способствует снижение значения и роли гуманитарных дисциплин, охватывающих невещественные сферы. А также искажённый взгляд на сущность человека, который рассматривается часто лишь как психо-био-социальный феномен.
Вследствие этого мир, отражённый в сознании учащегося, «программируется» как мир предметный: предметно-нерукотворный и предметно-рукотворный. При этом последний трактуется как более совершенный и «увенчивающий» развитие Вселенной. Эта наивность небезобидна, потому что именно такой взгляд даёт установку на ложное, вульгарное восприятие фундаментальных представлений о нём. Человек изначально дезориентируется и замыкается в своём ложном представлении – на вещественности.
Такое восприятие отражается в толковании ряда естественных дисциплин, истории и проявляется во многих общих представлениях современной молодёжи, зачастую лишённой понятия о духовном мире и примитивно воспринимающей мир человеческий. Между тем задача школы состоит в том, чтобы приблизить ученика к реальности: он должен осознавать, что вещественный мир осознаётся нами по-человечески благодаря наличию в нас духовных начал…
* * *
Современное образование осуществляется в мире, где человек понимается и трактуется прежде всего как существо био-социальное, соприродное нерукотворному вещественному миру и живущее по законам, выработанным им самим (обществом) согласно «удобству», «общественным законам» и разумению человеческому.
Такой взгляд на человека в образовании по существу исключает провиденциальный подход. Между тем достаточно проштудировать книгу Л.А. Тихомирова «Религиозно-философские основы истории», чтобы, соглашаясь с автором, утверждать: «Без какого-либо представления о действии некоторой Высшей сознательной и волящей силы немыслимо искать смысла истории» [2].
Из истории России, созданной трудами кропотливых и беспристрастных историков-документалистов, настойчиво исключаются сведения, которыми насыщены жития русских святых и летописи, содержащие нелицеприятные и точные указания на события: ибо летописец (в его каноническом образе) не мог лгать, так как сознавал себя ответственным перед Богом. Это, разумеется, вовсе не исключает ошибок или неточностей, могущих попасть в летописные своды, но обязывает к новому внимательному их прочтению и осмыслению.
Современная школа в этом отношении «работает» против истины и против всего народа, ибо представления об отечественной истории, о России в её духовно-историческом развитии современный школьник получить не может. Многие существеннейшие черты русского исторического развития попросту извращены или изъяты. Основное же направление искажения русской истории состоит в развитии традиций иудо-большевистской её интерпретации, сводящей развитие народа и страны к вещественным, вульгарно-материалистическим причинам, облыжно называющей Россию «тюрьмой народов». а святого царственного мученика, человека высочайшей нравственности, «Николаем кровавым»… В школьной истории нет места положительной, творческой, созидательной роли Русской Православной Церкви, её подвижников, разъяснению значения духовного единства православного народа, православной монархии, т.е. того, что реально созидало Святую Русь и великую Россию. Фальсификация русской истории продолжается под знаменем провозглашённой «модернизации образования».
Зловещий смысл модернизации в том, что цели образования вовсе не определяются развитием личности, декларируемым «правами человека», не направляются системой знаний, умений, навыков, ориентированных на развитие личности, но устанавливаются «набором заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, коммуникативной, информационной и прочих сферах» [3]. Таким образом, так называемая модернизация образования есть циничная подмена прежних его добродетельных целей – на цели прагматические, бесчеловечные, безбожные, расчеловечивающие личность, подчиняющие её «команде» СМИ. Так вместо школы, созидающей свободную личность, которая только и может реализовать лицемерно декларируемые «права человека», предлагают обучение тому, что государство (в лице господ капиталистов и их лакеев) посчитает нужным «заложить» в сознание школьников. И первое, что оно так или иначе постарается «заложить», – это рабскую подчинённость праву, антинародным законам, слепую зависимость людей от устрояемого ныне мира, от власти капитала, то есть тоталитарную управляемость, прикрытую разговорами о «правах человека».
Чтобы объяснить, как это осуществляется, рассмотрим прежде всего современные формы духовно-информационного воздействия на сознание учащихся, молодёжи [4].
Чтобы понять, почему это чрезвычайно важно, напомним: ученик может иметь верное представление о мире, если не ущербна его человеческая сущность. Тогда знания могут быть по - человечески восприняты им и «вписаны» в контекст действительности, смогут составить основу здорового и здравого миропонимания. То есть такого отношения к миру, «при котором каждое явление входит в рамки научного изучения и находит объяснение, не противоречащее основным принципам научного искания» [5]. Такое целостное представление возможно только тогда, когда ум человека не затемнён грехами и соблазнами.
Грехи и соблазны притекают к нам незаметно. Ведь, учит свт. Тихон Задонский, «внешний вид человека, как создан, показует: но внутрь истинный есть скот и зверь, паче горший скота и зверя» (Симфония, с.232). грешник отвращается от Бога, отвергает и нарушает заповеди, уклоняется от повеленного, погружается в духовную тьму и грех его незаметен, покуда не извергнется из него. Ибо, учит свт. Тихон Задонский, «грех, доколе внутрь человека есть и совершает его, не гнушается им человек: но когда благодатию Божию избавится от него, и аки блевотину извергает из сердца своего, тогда ему мерзеет» (Симфония, с.245).
Главное же и чрезвычайно актуальное в учении свт. Тихона Задонского – это средство к избежанию греха. Это – отсечение греховных помыслов, неподчинение им, удаление от соблазнительных случает и твёрдость в неследовании дурным примерам, которые входят в наше сознание через глаза и уши, т.е. средства массовой информации в первую очередь. Отсюда одной из насущнейших задач школы является образование и воспитание, создающие личность, обладающую такими знаниями и качествами, которые обеспечивают её духовную свободу, способность и желание сопротивляться отрицательному, греховному в мире, тоталитарному «управлению», то есть насилию, грядущего века.
Чтобы этого достичь, необходимо понимать: 1) что значат СМИ для сознания школьника; 2) каким их воздействиям истинная государственная школа должна противостоять.
Школу ждёт опасность непродуманной и бесконтрольной компьютеризации. Она активно «забрасывается» в нашу систему образования, усиленно поддерживается многочисленными сторонниками инноваций и руководителями так называемых «реформ». На неё возлагают большие надежды иные радетели «прогресса», в том числе ныне бывший министр образования В.М. Филиппов. Она щедро финансируется из-за рубежа.
Наши «образованцы» не желают учиться на опыте соседей. Учитывая его, следовало бы серьёзно подумать, прежде чем широко и бесконтрольно внедрять в школы (особенно в младшие классы) работу с компьютером.
Компьютер – великое техническое достижение человечества; он может быть помощником во многих наших делах. Но при неумелом использовании в школе он становится врагом образования, тормозом творческого развития учащихся и, более того, причиной деградации личности. Об этом нельзя забывать работникам образования, методистам, учителям, детским врачам и родителям.
Доказано, что антипирены – вещества, используемые в компьютерах, способны вызывать у человека сильнейшее видоизменение нейронов. «Поражение нервной системы и заметное ухудшение памяти – это лишь немногие последствия, которыми может быть чревато присутствие в помещении ядовитых компьютеров. Наибольшей опасности подвергаются дети…» [6].
При «считывании» информации с компьютера, во-первых, очень часто вырабатывается пассивный тип общения с источником информации, снижается инициатива мысли, воображения и соразмышления. Во-вторых, сознание направляется по «программному» пути, приобретая неконтролируемую односторонность или заданность. В-третьих, всё, что при этом привносится в подсознание, принимается как должное (очевидное, неизбежное). Количество неконтролируемой «неосознанной» и «подсознательной» информации при этом значительно расширяется. Человеческое сознание становится в известной мере «механическим», легко подвергается управлению.
При многих удобствах технического свойства компьютер играет отрицательную роль и в формировании нормального типа непосредственного человеческого общения, т.е. общения без посредников. Кроме того, общение с ним несоприродно и сужено по сравнению с общением с книгой: компьютер всегда предлагает свои формы, свои рамки общения, навязывает свою систематизацию. Как посредник – он тормозит, а иногда сводит на нет эмоциональный и духовный тип общения с книгой, требующий «сокровенности» и не терпящий посредников…
Компьютеризация школ во Франции показала опасность «раннего» общения с компьютером: «дети, которые успешно осваивали информатику в младших классах, в старших классах полностью утрачивали способность совершенствования своих познаний». Однако «самое страшное заключалось в том, что они почти не в состоянии были осваивать гуманитарные предметы». Так было установлено, что «если формально-логическое мышление детей опережает развитие интуитивно-образного восприятия окружающего мира, это превращает их в роботоподобные создания, мало способные к какому-либо творческому восприятию и творчеству вообще» [7].
Компьютер способствует снижению творческого участия и соучастия в реальной жизни, «вырабатывает в потребителе стереотипы поведения (и восприятия – В.Т.), не адекватные миру реальному»; «погружаясь в моделированный мир, мы можем приобрести ущербные навыки и стереотипы, мешающие адекватному восприятию мира реального» [8].
Есть ещё один враг подростков и молодёжи – современное телевидение. Само по себе телевидение, как и компьютеры, – величайшее достижение цивилизации. В руках людей ответственных, думающих о народе, о добре и созидании, оно могло бы принести великие блага. Но, подчиняясь капиталу, оно служит орудием разрушения; сеет дезинформацию, использует звуковые и видеосредства, разрушающие нормальное восприятие и пагубно влияющие на состояние сознания и здоровье человека. Телевизор стал хозяином-деспотом во многих семьях. Он оказывается центром, вокруг которого собираются близкие. Этот центр не объединяет членов семьи, а нарушает их естественное общение; они отдаляются друг от друга: почти не говорят между собой, не обсуждают что-либо для них важное и сокровенное, но сидят рядом, отуплёно «впившись» в «голубой экран». Они прикованы к нему и не живут вне его, подчинённые его магическому миганию.
Телевизор не даёт возможности уединиться, уйти в себя, задуматься, сосредоточиться на чём-либо важном; он словно разрушает стены дома, впуская в наше жилище самых разных людей, которых мы не знаем, которых никто не звал. И наше сознание и сознание наших детей становится проходным двором, вавилонским столпотворением, толкучкой лиц, образов, событий и сюжетов.
Телевизор уничтожил все преграды на пути к информации. Он стал источником зрительного «запоя». Школьник, «подключённый» к телевизору, не в состоянии от него оторваться, как пьяница от недопитой бутылки; он не в силах выбирать и контролировать: у него возникает лихорадочная потребность видеть всё новые и новые кадры. Видеозапой – одна из страшных болезней современности.
Последствиями этой болезни становится нервное истощение, «засорение» ума, сердца и души, притупление смысловой памяти и ослабление творческих сил. Одновременно – появляется рассеянность и нервная впечатлительность, неуравновешенность и чувственная истеричность. Ибо неестественная концентрация страстей и чувственных впечатлений вызывают эмоциональную перегрузку, эмоциональные стрессы, вслед за которыми неизбежно следует эмоциональная опустошённость нервной системы. Сознание теленаркомана изнашивается, естественные чувства притупляются или искажаются.
Сгущённость сцен жестокости и преступных, безнравственных, вызывающе нескромных, вульгарных и пошлых картин – разрушает иерархию культурных ценностей, угашая культуру восприятия окружающего, делая дурное и даже преступное – обыденным и «привычным». Мысленное сопротивление телевпечатлениям постепенно падает. При этом происходит засорение интеллектуальной сферы, «нивелирование» личностного интеллекта, своеобразная унификация мышления.
За непрерывной сменой впечатлений неизбежно следует притупление внимания, теряется способность контролировать сенсорные действия, гаснут творческие силы.
Телевизор «расчеловечивает» общество, ибо отчуждает рядом живущих людей, неизбежно «перевёртывая» искусственный и реальный мир: зачастую воспринимаемое на экране кажется близким и реальным, чем действительные люди и события.
Обилие внедуховных материалов, «соблазнительных» и аномальных, катастрофически снижает духовный потенциал личности зрителей, уводя их от собственного человеческого восприятия и переживания мира и кроме того помимо сознания оказывает влияние на генетику, закладывая через подсознание в генетику потомства вредные наследуемые качества и стереотипы поведения.
Телевизор – антирелигиозен, ибо «религия – это тайна, телевизор тайну превращает в рекламу» [9]. Он формирует ложное восприятие мира и ложное о нём представление, «подключая» человека к рычагам, управляющим им, к каналам подсознательного зомбирования. Телевизор – враг человека, желающего быть свободным.
«Кривые телезеркала умышленно меняют привычные, веками складывающиеся законы национальной жизни, формируют ложные идеалы, искажают правильное с позиций добра и истины, совести и справедливости, восприятие людей и событий, создают «виртуальную реальность». «Ежедневно включая телевизор, люди подвергают себя словесному насилию, в полной мере подпадающему под статьи Уголовного кодекса Российской Федерации за принуждение, угрозу, шантаж, запугивание» [10].
Телевизор стал основным средством манипулирования сознанием, а значит, основным средством «расчеловечивания человека». Защита от телевоздействия и способы педагогического противостояния ему – одна из важнейших насущных задач русской школы. Честные педагоги по-разному пытаются решить эту задачу. И важнейшим из путей к её решению была и остаётся кропотливая просветительская работа как среди родителей, так и среди учащихся. И тем и другим необходимо постоянно объяснять, почему и насколько вреден невинный «ящик», ставший воистину ящиком Пандоры.
Незримо, но несомненно разрушается в наше время восприимчивость слуха подростков, а значит, их восприятие звучащего слова. Значительная часть современной рок-музыки, порвавшей с традициями национального искусства, «расплющивает» слух, «загоняет» психику в самые нижние, животные этажи человеческого существа. Эта музыка рабски подчиняет своему «ведущему» оглушающему ритму индивидуальную симфонию организма, сложную иерархию его ритмов, стандартизирует и «усредняет» внутреннее ритмическое богатство человеческой личности, тем самым как бы снижая её достоинство. Эта музыка, как правило, сопровождается истошными выкриками, мало похожими на звуки истинно человеческого голоса, каким его создали века разговорной и певческой культуры. Психиатрами давно доказано дегенерирующее воздействие этого звукового наркотика, выросшего на почве музыкального нигилизма и потребительской субкультуры. Однако средства массовой информации вопреки здравому рассудку (или с какой-то целью) успешно продолжают «облучение роком» нашей молодёжи. Привычка к этой музыке снижает возможности слуха, делает человека глухим к истинной музыке, в том числе к богатой музыке живой речи.
Тоталитарный прессинг СМИ, «раскультуривание» сознания путём воздействия на подсознание, через разрушение иерархии духовно-нравственных ценностей (например, смешение пошлости и святости, доброго и низменного и т.п.), через очернение отечественной истории и культуры, через утверждение (подачу) преступного и низменного как заурядного. Обыденного и т.д. – продолжается.
Всё это требует вооружить учащихся «духовным противогазом», способами индивидуального противостояния антикультуре, разврату, разврату, растлению. Речь идёт об экологии духовности, о разработке психолого-педагогических технологий противостояния «раскультуриванию» сознания школьников…
Итак, только зная, что видимые вещи и явления имеют над собой иную, духовную, реальность, ибо они воспринимаются нами по-человечески благодаря наличию в нас духовности, понимая человека не только как био-социальный, но и как духовный феномен, а историю человечества – как процесс, включающий наряду с социально-исторической деятельностью человека и общества влияние «Высшей сознательной и волящей силы», наконец, осознавая, что именно на подавление духовной сферы бытия человека и общества направлены ныне действия тёмных сил, имеющих сверхзадачей тоталитарную управляемость людей (нелицемерно прикрываемую пустыми разговорами о «правах человека»), только понимая и умея просто и убедительно объяснить всё это ученикам, – можно найти способы защиты от тоталитарного рабства «нового мирового порядка». Внедрение этого порядка активно поддерживается враждебной нам «закулисой», хитроумно использующей реформы как средство разрушения образования в России.
Сопротивление этому разрушению возможно только на основе реального, правдивого представления о мире, только при единстве формирования в школе умственных, нравственных и духовных начал личности, только с опорой на плодотворные научные, культурные и образовательные национальные традиции, только при умении школьников отличать главное от второстепенного, делать обобщения, мыслить, воспринимать явления и мир в его целостности, законообусловленности, в соотнесении с религиозной и научной истиной.
Дело это трудное. Но только преодолев эту трудность, можно надеяться, что наши потомки останутся свободными, самостоятельно мыслящими и по-человечески чувствующими, что они спасутся от тоталитарного информационного рабства и останутся победителями в ведущейся духовной брани.
Примечания
Печ. по изд.: «Русский Вестник» • № 31-33, 2001. С.8-9.
- Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. – М., 1996. С.1057. Далее страницы указаны в тексте.
- Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основы истории. – М., 1997. С.19.
- Документ «Модернизация образования» // Общество обсуждает стратегию модернизации образования. – М., Октябрь, 2000. С.17.
- Имеется в виду не та незаурядная часть молодёжи, которая в силу таланта, мировоззрения, направляемого доброй семьёй, не подвержена влиянию массовой культуры
- Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. – М., 1988. Изд.2-е. С.51.
- «Новая газета», № 8 (480), 2-8 марта 1988.
- Зайцев С.А. Виртуальная действительность и загрязнение души / Православие и экология. – М., 1997. С.345.
- Там же. С.347.
- Влияние телевизора на человеческую душу // Псково-Печерский листок. С.7.
- Миронова Т. Как из нас делают быдло. О технологии информационного террора. – М., 2000. С.15, С.16.
|