Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

История [4732]
Русская Мысль [477]
Духовность и Культура [850]
Архив [1656]
Курсы военного самообразования [101]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Статистика


Онлайн всего: 11
Гостей: 10
Пользователей: 1
Elena17

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » Русская Мысль

    В.Ю. Троицкий. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЁЖИ – ОСНОВА ЖИЗНИ И БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

    из выступления на Круглом столе в Московской областной Думе на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи Московской области: опыт, проблемы, перспективы»

     

           Обыкновенно и привычно говорят, определяя человека, homo sapiens – человек разумный. Утверждают: человек – это социальное животное. Однако животные – тоже мыслят; многие животные тоже социально организованы. Итак, названные свойства у животных и человека общие. Человек обладает лишь иной, особой степенью и иными качествами разумности и социальности.

           Мы ведём речь о признаках, присущих только человеку. Собственно человеческие свойства, которые мы должны неизменно помнить, это: 1) духовность, 2) словомыслие, 3) историческое бытие, 4) вера и 5) культура. Этих свойств у животных нет. Эти свойства необходимо чётко представить. Без этого наш разговор будет бессистемным, ненаучным, неполноценным.

           Духовность – это способность осознавать, что, кроме вещественных, прагматических ценностей в мире есть иные – духовные. По сравнению с первыми, они выше, более значительны и значимы. Любое духовное явление возвышается над обыденностью; оно надобыденно, самоценно. Это важно понять, потому что сознание наше заражено насаждаемым ныне повсюду буржуазным прагматизмом. Это трудно понять людям, поражённым духовной слепотой.

           Духовность – это способность и абсолютно бескорыстное желание стремиться к истине, добру и красоте, к высшему; это, говоря словами академика И.П. Павлова, «рефлекс идеала».

           Нелишне вспомнить, что наши предки понимали под духовностью незримую связь человека с Богом, которая возможна, ибо человек имеет бессмертную душу. «Истинно великая идея на земле лишь одна, – писал Ф.М. Достоевский, – идея о бессмертии души человеческой…» В связи с этим очевидна евангельская истина: «Не хлебом единым жив человек…»

           Итак, кроме насущного хлеба (т.е. всего вещественного, прагматического, необходимого для потребления телу), есть хлеб духовный. Человек живёт по-человечески, когда не ограничивается насущными, вещественными потребностями, а его жизнь – не потребление, а деятельное духовное бытие, творчество, когда он руководствуется любовью и стремлением к идеалу. Только в этом случае он собственно человек, существо, настроенное на созидание, а не на потребление…

     

    *   *   *

     

           Утверждение человека как личности происходит с помощью речи. Человек, лишённый слова, перестаёт существовать как человек, теряет все человеческие качества. Таким образом, слово – 1) орудие общения и мысли – ключевое средство духовно-нравственного бытия; 2) оно является: средоточием умственного, чувственного и духовного исторического опыта поколений (в том числе нравственного опыта); 3) одновременно слово – среда обитания человека; 4) оно единственное средство получить знания (образование) и памятник культуры; наконец – 5) известная и неизвестная нам энергия. Всё это необходимо предметно учесть при обсуждении проблем духовно-нравственного воспитания. Ибо состояние обыденной речи, уровень и качество освоения языка на 90% определяет нравственное состояние общества.

           Человек имеет право жить в здоровой и соприродной культурному бытию языковой среде; он должен быть защищён от принудительного отравляющего и разрушительного воздействия духовного слова и его энергетики. Мы обязаны принять меры, обеспечивающие защиту граждан в этом отношении. Необходимы соответствующие законы с чётко определёнными мерами пресечения в случае их нарушения.

     

    *   *   *

     

           Поглядим на образование. Что мы имеем сегодня? Разрушение системы обучения русскому языку в средней школе привело к серьёзной деформации языкового сознания современной молодёжи. Речь значительной её части оторвана от корней, примитивизирована, а в форме литературного языка по существу не воспринята. Эта часть молодого поколения выпадает из процесса полноценного культурного развития нации, ибо лишена умения должным образом воспринимать устную и письменную речь, отечественную классику и литературу вообще, а также не обладает способностью в той или иной мере свободно выражать себя в слове.

           Нам необходимо найти пути преодоления духовно-нравственной катастрофы, к которой привела некомпетентная, непрофессиональная, а, может быть и враждебно-профессиональная, разрушительная деятельность Министерства образования в системе отечественного школьного обучения. Следует нейтрализовать разрушительное действие «реформ образования», снизивших уровень владения родной речью школьников до уровня колониальных учебных заведений. Ведь реформирование проводилось без учёта богатейшего опыта отечественного просвещения, вне плодотворных духовных традиций отечественной науки и культуры. Следует подумать, как поправить дело в системе отечественного образования.

           Свободное владение русским языком должно повсеместно обеспечиваться узаконенным, обязательным, полноценным и бесплатным языковым обучением во всех учебных заведениях нашего Отечества. Возрождению и утверждению русского языка сможет помочь совершенное законодательство, которое будет направлено на немедленную, решительную и постоянную охрану нашего национального сокровища.

     

    *   *   *

     

           Другой признак человека – историческое бытие, т.е. наличие духовно-событийной жизни личности, семьи и народа. С ней теснейшим образом связано духовно-нравственное состояние молодёжи. В основании человеческого жития лежит духовно-созидательное движение поколений. Поэтому народ – «не только последнее поколение,.. но и те отошедшие поколения, которые строили жизнь народную… также и будущие, ещё не родившиеся поколения, перед которыми мы, их предки несём нравственную ответственность» [1]. Память об историческом прошлом безусловно необходима как предпосылка ощущения своего места в движущейся панораме поколений и для осознания нравственного долга перед прошлым своего народа и для понимания исторических обязанностей перед его будущим.

           Школьные курсы отечественной истории должны стать образцом выражения национально-государственной ответственности, уважения, любви и гордости к созидавшему Россию русскому народу. Школьники должны знать, что в основные черты русского национального самосознания входят: идея отечественного единения и согласия, гармония народного бытия («мир», «лад»); идея Великой русской земли; ощущение исторического долга и преемственности поколений (служение своей вере, государству, народу); идея семьи как частицы рода, в которой сливаются мысли и чувства о народе, Родине, долге, верности, духовной крепости и чистоте личных человеческих помыслов; идея Православия как энергии духовного единения, соборности, сострадания, богослужения (служения Высшим ценностям); идея служения и стремления к Истине («правда-матушка»); идея «чинности», «слаженности» (русский аналог гармонии) бытия; идея почитания святостроителей русской земли и жизнетворчества её народов; всечеловечность (антишовинизм, всемирная отзывчивость). В курс истории должен быть возвращён научный подход: процесс исторического развития должен освещаться в связи с аргументированными причинами этого развития, с указанием на законы истории и т.д. Только таким образом можно заложить основы формирования здоровой в духовно-нравственном отношении личности, способной быть гражданином России в прямом и полном смысле слова.

           Принижение отечественной истории в системе образования и СМИ, открытие и демонстративные надругательства над великой русской культурой, искоренение любви к ней и фактическое выведение её за рамки западно-ориентированного школьного обучения, должно быть остановлено законом. Программа школы, как и любые государственные программы, должна быть нацелена на защиту отечественной культуры. Без этого невозможно осуществить и программу содействия духовно-нравственному здоровью детей и молодёжи, программу, которая крайне необходима как путь к спасению нации в условиях информационно-психологической войны в агрессии западной проамериканской псевдо- и масс-культуры.

     

    *   *   *

     

           Вера – необходимая составляющая мироотношения человека. Без веры невозможно очеловеченное бытие. Вера по отношению к разуму – это то, что непостижимо умом, но направлено к Истине. Это энергия убеждённости, нацеленная на Истину. Это, согласно выражению св. Максима Исповедника, «истинное познание, имеющее недоказываемые начала, будучи удостоверением в вещах, превышающих ум и слово». Вера – это духовный настрой н познание сущего «через произвольное подчинение рассудка – Откровению» (В.А. Жуковский). «О вере позволительно говорить там, – писал И.А. Ильин, – где истина воспринимается глубиной нашей души…» «Верить можно только в самое главное в жизни» (И.А. Ильин).

           Вера требует от человека именно определить смысл жизни, цель существования. Без такого сознательного или бессознательного определения человек теряет один из существенных своих признаков. Человек может по-разному верить, но не верить ни во что, он не может, пока остаётся человеком. И здесь нельзя забывать: в духовно-нравственном отношении определяющее значение имеет вера, в лоне которой выросла культура народа. В России – это прежде всего Православие.

           Культура, как и коренное воззрение народа, – национальна. Она наполнена духом народа, вырастает в лоне его языка, самобытной истории и святой веры. «У народа может быть или своё воззрение или никакого, – писал К.С. Аксаков, – ибо чужое воззрение ему не принадлежит». У народа, скажем мы, может быть или своя культура или никакой, ибо чужая культура ему не принадлежит. Любая культура способна взаимодействовать плодотворно с другими культурами, только оставаясь оригинальной и самобытной. Вне культуры ни о каком духовно-нравственном здоровье не может быть и речи.

          

    *   *   *

     

           Культура – это одухотворённое бытие человека; это созидательное творчество и результат творчества, согласные с утверждением духовно-человеческих начал. Истинная культура всегда отличается творчески-созидательной и духовной направленностью. Во-вторых, ей присуща исходная и определяющая её становление иерархия ценностей: святое, доброе, обыденное, пошлое, низменное. В-третьих, культура возможно только при наследовании плодотворных культурных традиций, уважительно-бережного отношения к ним. Подлинная культура: 1) национальна-самобытна, 2) духовно-созидательна, 3) системно-иерархична, 4) воспитательно-значима, 5) бережно-памятлива. Полнотой называнных признаков не обладают ни субкультура, ни псевдокультура, ни антикультура.

           В утреждении здоровых духовно-нравственных начал мы может опираться только на подлинную культуру. И здесь следует рассчитывать не на вкус, т.е. на пристрастие, а на понимание, в частности (в искусстве) на понятие прекрасного, которое имеет ряд несомненных и определённых научных признаков.

     

    *   *   *

     

           Неотъемлемая часть культуры – нравственность. Это как бы «заземлённая» духовность. Нравственно то, что неоспоримо заслуживает традиционной похвалы. Человек знает три уровня нравственных законов: божественные (провиденциальные), гражданские (общественные) и обыденные (житейские).

           Нравственный человек убеждён: правила нравственности не нуждаются в доказательстве, однако могут иметь свою логику и логику последствий. Выше всего стоит – долг совести и неспособность к малодушному двурушничеству. Нравственный человек верен взгляду: «…никакой политический строй не может извинить попрание в себе и других нравственного начала» (А.Ф. Кони).

           Нравственность – поведение, направленное на устроение приемлемого для всех поведения, согласованного с очевидными для всех нормальных людей условностями; «добро есть высшая обязанность по отношению ко всем» (князь С.Н. Трубецкой). Обязанность эта состоит в соучастии окружающим (неравнодушии), знаках уважения и внимания и ритуала приличного поведения оп отношению к людям. Обязанность эта опирается на чувство стыда и укрепляется чувством долга.

           Нравственность – непременное условие существования всякого общества. Без преимущественной нравственной направленности сознания общества на интересы большинства и власть и подвластные становятся толпой, стадом или бандой. Тогда нарушается единство нравственных начал общества, и оно переживает нравственный кризис: «Возвышенные идеалы меркнут, цели становятся всё более и более обособленными <…> понятия, которыми двигалось нравственное развитие и достижение лучших отношений общежития… постепенно и осязательно утрачивают свои ясные очертания и заменяются суррогатами… Доброта заменяется чувствительностью, причём последняя подчас бывает весьма жестокой; чувство чести заменяется самолюбием и тщеславием; любовь и праведное негодование уступают место симпатии и уклончивому несочувствию; на место долга усаживается личный расчёт и удобство, твёрдость смешивается с бездушием и жестокостью…» [2]. Уходит стыд.

           Стыд – чувство стеснения сердца, когда оно стынет от мысли о дурном, о низком. О зле и останавливает нас на пути к греху. Со-весть – это со-ведование, со-знание, со-гласие с тем, что есть закон и с Тем, Кто дал первые законы. Неписанные законы жизни первоначальны; без них невозможно ни законотворчество, ни законоисполнение. Ибо правда, справедливость, закон, право изначально не были оформлены в писаный закон, но существовали в совести и сознании, определяя развитие жизни.

           Ныне многие провоцируют разрушение нравственной иерархии ценностей; считают «мелочами жизни» попрание чести и совести. Тем самым нарушаются генетическая («природная», Божественная), наследственная «программа» социальной нравственности. Появляется склонность к моральному безначалию, «половинчатости», склонность жить по правилам: «своя рубашка ближе к телу», «ты – мне, я – тебе», «главное – не высовываться». Это заповеди безнравственных людей, которые иногда даже считают себя порядочными.

           Почему это происходит? На этот вопрос ответил Ф.М. Достоевский. «В нынешнем образе мира, – писал он, – полагают свободу в разнузданности, тогда как настоящая свобода – лишь в одолении себя и воли своей, так чтобы под конец достигнуть такого нравственного состояния, чтоб всегда во всякий момент быть самому себе настоящим хозяином. А разнузданность желаний ведёт лишь к рабству вашему» [3].

           Это значит, что человеческая свобода и человеческие права неразделимы с понятием духовно-нравственного долга, с понятием ответственности перед людьми. Как только мы забываем об этом – начинается «расчеловечивание человека», либеральное одичание.

           Подобного рода деятель – не в состоянии осознать своего долга, ибо не имеет чести. Это понятие нуждается в наглядности. Приведу один пример.

           Всемирно известный хирург – Николай Нилович Бурденко кончал Дерптский университет по кафедре хирургии с отличием и мечтал продолжить учение при кафедре (сегодняшняя аспирантура, ранее называвшаяся местом для приготовления к профессорскому званию). На кафедру было выделено одно место. Однако одновременно с Николаем Ниловичем также с отличием закончил университет по той же кафедре племянник ректора, барона Цёге фон-Мантейфеля. «Я понял, что надеяться не на что, и стал собирать вещи», – рассказывал Бурденко. Вдруг к нему прибегают друзья, сообщают: «Коля, тебя взяли». Тот не верит ушам своим, бежит в университет. На доске объявлений висит приказ: «Оставить для приготовления к профессорскому званию лекаря Н.Н. Бурденко»,

           Далее события развивались бурно. К ректору с возмущённой петицией и требованием отменить решение в пользу своего – пришла делегация остзейских дворян. Приёмная ректора гудела от возмущённых голосов. Ректор не пригласил делегацию в кабинет, а вышел в приёмную… Хор негодований встретил его. Ректор поднял руку. Воцарилось молчание. «Господа, – произнёс он, – у вас есть честь?» Тут же возник не шум, а шквал возмущённых восклицаний… «Сам вопрос – кощунство!» - закричал кто-то… Ректор снова поднял руку, дождался тишины.

           «Господа, – произнёс он, у меня тоже есть честь. Семинарист (Бурденко кончал семинарию – В.Т.) вот на столько (он показал двумя пальцами), но выше племянника, и я (он сделал паузу) – ничего не могу сделать. Честь имею…» И все молча покинули приёмную.

           Когда заметное число наших соотечественников и прежде всего – люди власти будут обладать вот такою честью – дела в России пойдут на лад семимильными шагами. А без этого мы будем по-прежнему деградировать.

           Для того чтобы быть нравственными, нужно принимать всю иерархию нравственных ценностей. «Жизнь человека, со своей нравственно-разумной стороны, слагается из трояких отношений: к Высшему началу самой жизни, к людям, и, наконец, к самому себе. Все эти отношения тесно переплетены между собою Отсутствие связи между ними и наличность дисгармонии тяжко отражаются и на последовательности действий, и на душевном строе человека, вызывая невидимые внутренние драмы и видимые картины разлада между словом и делом, который тщетно старается прикрыться гнилою тканью компромиссов и приспособлений» [4].

           Если со стороны нравственности подойти к законотоврчеству, то прежде всего следует понять: «Чтобы преобразовать общество… нужен не только патриотизм, но и ясное сознание правды и добра, крепкая вера в высший идеал» [5].

           Так должен оцениваться всякий закон и всякая программа: они должны служить добру или быть средством общественной обороны от посягательств на органическое, здоровое развитие народа и государства…

           Закон – слово первородное; его корневые смыслы «начало», «возникновение», «завет», «вера»; оно связано со словами «искони», «начать», «начну». С закона начинается общественная жизнь. Беззаконие – это хаос, разрушение, разложение, смерть. Первородный грех – нарушение первого Закона Создателя: непослушание твори Торцу.

           Законы мертвы и неисполнимы, если забыты первоначальные установления внутренней духовно-нравственной жизни, если исчезают стыд, совесть, честь.

           Только воспитание личности, а не стандартный набор школьных знаний, может обеспечить духовно-нравственное здоровье молодёжи и будущее страны.

     

    Примечания

    Печ. по изд: «Русский Вестник» • №14, 2004. С.14.

    1. Меньшиков М.О. Народное возрождение / Меньшиков М.О. Письма к ближним. Год. XI. – СПб., 1912. С.124.
    2. Кони А.Ф. Новый суд / Кони А.Ф. Соч.: В 8 т. – М., 1966. Т.1. С. 418-419.
    3. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. – Т.25. С.62.
    4. Кони А.Ф. Указ. соч. – М., 1968. Т.7. С.339.
    5. Трубецкой С.Н. О природе человеческого сознания / Трубецкой С.Н. Сочинения. – М., 1994. С.562.

     

    Категория: Русская Мысль | Добавил: Elena17 (14.04.2022)
    Просмотров: 253 | Теги: всеволод троицкий, образование
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2031

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru