Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

История [4866]
Русская Мысль [479]
Духовность и Культура [908]
Архив [1662]
Курсы военного самообразования [101]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Статистика


Онлайн всего: 62
Гостей: 62
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » Русская Мысль

    В.Ю. Троицкий. ВЕЛИКОЕ НАСЛЕДИЕ В ОПАСНОСТИ. Ч.1.

    1

     

           Истинное слово – средоточие силы человеческой мысли, чувства и энергии духа, ключ к постижению мира и человека.

           Ныне слово теряет силу. Это знамение времени не миновало и русского слова: сознание части наших соотечественников перестало его вмещать. Тому способствует прогресс нашего века: обилие информации приводит к утрате того, ради чего информация осваивается – Истины. Ум погружается в пучину информационной тьмы (массы впечатлений и сведений), отторгается от мыслящего сердца и души. В восприятии говорящего слово теряет усвоенную веками полноту смысла, лишается духа, начинает проскальзывать сквозь слух и взгляд мимо сознания, запечатлевается лишь как «информационная справка». И весь мир становится для такого сознания справочником обо всём и ни о чём.

           Подобное восприятие свидетельствует о повреждении разумения говорящей массы, ибо она воспринимает информацию как цель. Но информация – лишь средство и дорога к цели; цель всегда – Истина.

           К Истине ведёт – смысл. К смыслу, который чреват Истиной, можно придти только в размышлении, в освоении разных смыслов информации и осознании её целостности. Здесь дόлжно опереться на культурную традицию. Лишь она может спасти заблудившийся ум: только на древе культурных традиций вырастают истинные мысли и знания

           Традиция – путь естественного наследования человеческого опыта через признание абсолютных ценностей, увековеченных представлений, через полноту безусловных духовно-нравственных начал. Она есть созидательный обычай, соприродный жизни порядок человеческого отношения к миру; она предстаёт на практике как духовная дисциплина, созидательная организованность и живительная строгость миросознания.

           Общее направление к спасению нашего языка, а значит, и нашего народа, и, наверное, человечества в том, чтобы найти противодействие поверхностному восприятию слова. Найти путь к слову, сохранившему первородный смысл, к слову, вмещающему исторический опыт поколений, освящённому личностным, сердечным и ответственным движением к Истине.

           Нормальная жизнедеятельность человека и общества соприродна их языковому состоянию. Язык, как воздух: им все дышат, но вполне знают его состав, свойства и цену лишь специалисты. Дыша воздухом, смешанным с угарным газом, человек умирает; язык с примесью словесных нечистот губит человека как личность. Недостаёт воздуха – мы задыхаемся; обедняется и засоряется словесным мусором наш языковой запас – непременно усыхает и тускнеет сознание.

           Русский язык – вечное сокровище, духовная родина, любовь и боль наша.

           Сокровище – ибо нет ничего более дорогого и сокровенного как то, чем строится и в чём открывается нам жизнь и Творец.

           Родина – потому что только родное слово может стать пристанищем самобытной мысли и сокровенного чувства; только оно может вместить целиком всё родное, всю душу до самых её глубин.

           Любовь – ибо через язык приобщаемся мы к родному в жизни, ко всему любимому, прекрасному, святому.

           Боль – потому что униженное положение нашего языка есть откровенное унижение всего народа и каждого, кто считает себя его частью.

           …Слово видится мне: стройная, с ясными лучистыми голубыми глазами, удивительно ладная во всём, она словно плывёт, и, кажется, тихо покачивается на волнах, упруго, будто на взлёте, преодолевая пригорки. В ней, прекрасной, словно слились Божественная энергия, девичья краса и благодатное обаяние. Стан её облегает простой, удивительно идущий к ней сарафан; на плечи, покрытые как туманом, лёгким кисейным платком, падают тяжёлые русые косы. Диво дивное, чудо чудное!..

           Издали видно, как сгибаются под её поступью полевые травы и цветы и как мелькают иногда тёмные от глинистой земли стопы её ног. Боже! Какая красота!

           Но вот приближаются люди со стороны; в них чувствуется что-то враждебное, чужое. «Эй, ты!» – кричит один и, догоняя её, пытается схватить сзади… «Не замай!» – говорит она величественно-спокойно. «Гордая!» – бурчит другой. «Таки-себе, подумаешь», – бросает третий. Она оборачивается лицом к ним. На минуту они невольно замирают, поражённые величавым спокойствием её красоты. «Ну, ты… – ещё тихо, но развязно хрипит первый, – иди к нам…» «Ненадобно!..» – отвечает она и продолжает путь.

           И тут сзади к ней подскакивают эти самые, чужие, и один хватает её за одежду. Она сопротивляется сильно и ловка; один удар свалил первого. Он встаёт, пошатываясь, и плюёт ей в лицо. Остальные остервенело бросаются к ней…

           Я бегу, кричу, а голоса нет и нет сил помочь…

           Такая картина представляется моему мысленному взору, когда подумаю о русской речи. Над ней измываются, а мы молчим, у нас нет голоса.

           Уличные СМИ, бульварные газетёнки, вроде «МК», засорены гнилыми словами лжи, празднословия и пустой болтовнёй жалких писак, людей подлого ума и чёрной совести или просто чужих по духу бесчинственников, ищущих остолбенить читателя мерзостью, двусмысленностью, сальностью, гнилым, бранным или тюремным словом. Теперь это называют его «свободой».

           Ни в чём в России оскорбление народа не проявляется так откровенно, как в отношении к его языку. Чистый родник русской речи публично оскверняется постоянно и бесстыдно. В невежестве своём иные не видят, что это осквернение – вызов каждому честному русскому человеку.

           Отрекаясь от чистоты родного слова, мы отрекаемся от данной нам благодати истинной и торжествующей мысли, от светлого человеческого чувства и духовной проницательности. Оскверняя свою речь непотребными словами, мы оскверняем духовный труд благочестивых предков наших, создавших наш удивительный язык… Только чистая речь сегодня не оскорбительна. Чистая – значит правдивая, не ложная, не лукавая, ясная, достойно произнесённая, проникнутая светом истины и любовью, пониманием человеческого, национального долга.

           Истинное слово – правдою строится. Не в силе Бог, но в правде. В вечной правде Божьего слова, наставляющего на благодеяния в жизни, на очищение души, на прозрение и исцеление человека, а значит – на защиту живой, мудрой, ясной русской речи.

           Впору подняться нам, поклониться родному слову, покаяться перед ним, ощутив через него своё счастливое первородство, свою славную историю, в которую вписаны золотые страницы всемирно чтимой русской словесности. Впору поднять головы нам, истинным наследникам русского языка, окинуть взглядом наше великое и трагическое прошлое, вспомнить светочей нашей речи: М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина, А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, Н.Г. Гоголя, Ф.И. Тютчева и И.С. Аксакова, Н.С. Лескова и Г.И. Успенского, И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и А.П. Чехова, Ап.Г. Майкова и С.А. Есенина, М.А. Горького и М.А. Шолохова, М. Шукшина и Н.С. Рубцова. Вспомнить и здравствующих: Валентина Распутина, Василия Белова, Юрия Бондарева, Владимира Крупина и ещё многих других, не менее достойных нашего трепетного почтения.

     

    2

     

           Наследники великого языка, данного русскому народу на размышление и создание, мы не осознаём, как должно, ответственности за его судьбу.

           В русском слове таинственно запечатлена мудрость поколений, философия бытия, представления об укладе народной жизни, опирающейся на духовное единство и соборность, на способность сострадания, служения и стремления к Истине, на чувство красоты и всемирную отзывчивость русского духа…

           На нём создана непревзойдённая по художественной значимости литература. Русский язык и литература «сформировали «соборную личность» русского народа, лучшие черты его национального характера» [1]. Всё это по достоинству не ценится нами, ибо мы невежественно воспринимаем язык только как средство общения. Большинство говорящих считает такой взгляд безусловной, полной и завершённой истиной. Остальные важнейшие свойства языка чаще всего не осознаются, и в этом небезобидная ущербность современных представлений.

           Слово – не только – орудие общения. В его мыслеобразах, в его понятиях сосредоточен огромный умственный, чувственный, духовно-нравственный и практический опыт народа. Вся сознательная жизнь человека осуществляется посредством языка. А потому он в сущности основной способ духовного бытия, главный инструмент освоения окружающего мира, школа мысли и единственное средство получения знаний. В высших своих проявлениях язык – памятник культуры, духовное достояние и святыня народа. Вместе с тем язык – среда обитания человека и народа и форма духовной энергии, проявляющейся зачастую непредвиденно и неожиданно… Всё это необходимо предметно учитывать при обсуждении проблем образования, духовно-нравственного воспитания, социологии, законотворчества и проч. и проч.

           Язык как духовная ценность неизменно опирается на преемственность, на плодотворную традицию, без которой невозможно представление о культуре. Традиция – непременный признак культуры и здорового органического развития любого явления. Она придаёт человеческому бытию, человеческой истории истинный толк, высокое значение, нравственный смысл и обеспечивает созидательную устойчивость и соприродный жизни порядок различных сфер человеческой жизни.

           Да и само слово – это традиция. Всякое же нетрадиционное его значение и употребление – это удаление от его коренного смысла или какой-то дополнительный штрих к нему. Нужно помнить, что наш язык «неразрывно сросся с глаголами церкви», что наша литература неразрывна с русской православной духовностью, с теми надобыденными представлениями об истине, добре и красоте, о человеческом в человеке и об идеале, о вечности, о правде-истине, справедливости и добре, которые коренятся в самой сущности русской речи.

           Возьмём коренное слово – род. С приставкой «на», означающей высшую степень качества и стремление ввысь, оно значит: народ, тех, кто народился и составляет единство по языку, истории, духу и мировосприятию коренных начал. Родимый – дорогой, близкий сердцу. Родина – дорогая, родная и близкая сердцу страна… Но стоит нам взять приставочки, означающие отвержение содержания корня: «вы», «от» – получаются с тем же корнем бранные слова: отродье, выродок. Это же философия!..

           В языке запечатлено отношение к миру, коренная идеология жизни. Язык в значительной мере определяет и характер культуры как в широком, так и в насущном смысле. Как средоточие природного и социального опыта поколений, как генофонд мысли нации – он не только достояние русской и мировой культуры, но источник духовной сопричастности исторического развития для всех граждан нашего великого Отечества. Поэтому полноценное овладение государственным языком Российской Федерации является важнейшей основой единства и безопасности народа, а деформация языкового сознания носителей русской речи представляет собой очевидную угрозу информационной безопасности страны. Здесь важно всё: и содержание, и форма речи, и письменный, и звуковой облик слов.

           Язык и отечественная словесность составляют тот арсенал, в котором сосредоточиваются внутренние силы народа и основные начала возрастания национального самосознания личности и гражданина России. В слове – дыхание жизни нации, оно – духовный плод вещественной деятельности, предопределяемый творчеством Духа и человеческой способностью к выражению «очеловеченного мира». Этот вещественный мир соосознаётся в слове и оглашается им, что как бы завершает его становление. Через словесное именование вещи или действия осуществляется духовно-материальная целостность мира и обретается «очеловеченная» форма его обратной связи с Творцом.

           Слово означает и учение и знание, то есть способ передачи духовно-практического опыта в жизни, Божественной Истины, информации, развёрнутой во времени от мгновения до вечности. В слове знание, сила и духовный смысл прошлого опыта. Поэтому, как точно заметил Вяч. Иванов, стоит только народу «заговорить по-своему, по-русски, чтобы вспомнить и мать-сыру землю с её глубокою правдой и Бога в вышних с Его законом!» [2].

           Иными словами: через полноценно воспринятое слово является человеку вся жизнь, «и неба содроганье, и горний ангелов полёт, и гад морских подводный ход, и дольней лозы прозябанье» (А.С. Пушкин).

           Именно эта полнота знания жизни и делает человека свободным, имеющим власть сознавать, способность чувствовать и мыслить истинно. И эта способность, этот великий дар утверждает его духовно непобедимым и готовым к противостоянию злу, неправде, несправедливости и насилию.

           Национальный язык – хранитель и зиждитель народного духа. Степень владения им – в целом определяет уровень мышления. Совершенство речи в сущности определяет и совершенство культуры человека. Состояние речи – это состояние мысли, состояние мысли – это состояние сознания, состояние сознания – это предпосылки поступков, поступки – это сущность поведения людей, сущность поведения людей – это судьба народа.

           Поэтому ныне, присно и во веки веков должны все мы исполнять свой человеческий, гражданский, национальный долг: стоять на страже своей духовной родины, нашей речи, укоренённой в великом, могучем и свободном языке нашем.

    Категория: Русская Мысль | Добавил: Elena17 (21.06.2022)
    Просмотров: 336 | Теги: всеволод троицкий, образование
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2055

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru