Русская Стратегия

      Цитата недели: "Кто не знал ещё недавно, что наше государство есть государство Русское – не польское, не финское, не татарское, тем паче не еврейское, а именно Русское, созданное Русским народом, поддерживаемое Русским народом и не способное прожить полустолетия, если в нём окажется подорвана гегемония Русского народа? Теперь эту азбучную истину забыли чуть не все." (Л.А. Тихомиров)

Категории раздела

История [1658]
Русская Мысль [241]
Духовность и Культура [309]
Архив [813]
Курсы военного самообразования [71]

ЭЛЕКТРОННЫЕ КНИГИ ЕЛЕНЫ СЕМЁНОВОЙ. СКАЧАТЬ!

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

ПРОГРАММА "РУССКИЕ БЕСЕДЫ" НА "РУССКОЙ СТРАТЕГИИ"

ПРОГРАММА "ТОЧКА ЗРЕНИЯ"

ИСТОРИЯ СТРАНЫ МОЕЙ

СВОД. НОВОРОССИЙСКИЕ СТРОФЫ

Статистика


Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

Друзья сайта

ПЕРВЫЙ ПОЛК РУССКОЙ АРМИИ
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » Русская Мысль

    Лисовский Ю.А. Мифы и реальности экономики России
    Начиная с  90-х годов официальными целями преобразования России являлось построение демократического правового государства и многоукладной,  эффективной, социально ориентированной экономики. В реальности пришедший к власти крупный капитал и бюрократия на приоритетное место поставили собственные интересы. Они сделали ставку на создание криминализованной клановой сырьевой экономики с «быстрой» прибылью и минимальными инвестициями в основной капитал. lisovskij_3.jpg

    В результате произошла деградация промышленного потенциала и распад научных коллективов во всех отраслях экономики страны, потеря финансовой независимости страны. Россия перестала быть самодостаточной: она слишком сильно зависит от нестабильного углеводородного рынка, от глобальной экономики и импорта высоких технологий.

     

    При создании новой системы существовавшая ранее плановая экономическая система были разрушены. Но введение права частной собственности и самостоятельной экономической инициативы, которые следует отнести к числу достижений, не ведут автоматически к успеху в развитии экономики. На смену социалистической системе пришла не многоукладная и даже не рыночная экономика, а некая смесь бюрократического и псевдорыночного регулирования экономической деятельности, всесилья кланов, региональных феодалов, глав госкорпораций и олигархов.

    Основной итог прошедшего, провального в экономическом плане, 25- летнего периода – Россия снова стоит перед выбором: «Что делать с экономикой?».

    Пришедшая в нулевые годы к власти новая генерация управляющих элит подтвердила приверженность внешне разумным общепринятым целям развития экономики: «России нужна экономическая система, которая конкурентоспособна, эффективна, социально справедлива, которая обеспечивает стабильное политическое развитие»[1].

    В действительности не удалось реализовать ни одного из трёх основных требовании к нормальной экономике:

    1.  Экономика должна быть основана на легитимной базе. Состояние должно быть получено не криминальным способом.

    Реальная ситуация в России такова: на смену криминальной приватизации 90-х пришла теневая экономика, тотальная коррупция и криминальный вывоз капитала.

    Тотальная коррупция сохраняется на уровне почти $300 млрд. в год[2],[3],[4],[5], объём оборота теневой экономики (неконтролируемые обществом производство, потребление, обмен и распределение материальных благ) составляет 40 - 50% от ВВП[6],[7], чёрного рынка 11,8 % от приходной части госбюджета[8],  хищения при госзакупках измеряется  триллионами рублей[9], [10], а годовой вывоз капитала достиг $151,5 млрд. (2014 г.).

    По уровню организованной преступности  Россия занимает 101 место (чем выше коррупция, тем больше место) в мире (2014 г.)[11].

    В составе российских министерств - 18 «воров в законе»,  в администрации Президента РФ - два криминальных «авторитета» (2001 г.)[12].  В нулевые годы на смену коронованным ворам в законе во власть пришли долларовые мультимиллионеры и миллиардеры (в ГД V созыва и СФ РФ было более 40 депутатов), что также не увеличивает авторитет и легитимность власти (согласие народа с властью).

    Доля экономики, контролируемая организованной преступностью, составляет до 20 % от объёма экономики[13] и 40 - 60% от числа предприятий [14]. Доля фирм, платящих криминалу 78%[15].

    По эффективности правовых рамок в урегулировании экономических споров Россия занимает 110 место в мире[16].  Утверждение, что в 2014 г. в России было куплено 400 тыс. бейсбольных бит и 2 бейсбольных шарика отлично иллюстрирует этот факт.

    2.  Экономика должна быть эффективной. Она должна обеспечивать производство необходимого для нормальной жизни количества материальных благ и услуг при минимальном негативном влиянии на Природу.

    В реальности более 50% предприятий (без малого бизнеса и бюджетных учреждений) являются убыточными.

    По расточительности государственных расходов Россия занимает 87 место в мире.

    Страна живёт за счёт экспорта  нефти, нефтепродуктов, газа и угля. Их доля в общем экспорте составляет 76,4% (2014 г.).

    По конкурентоспособности экономики в целом Россия занимает 68 место в мире из 152[17]. По конкурентоспособности в области IT технологий – 46 место из  66[18].

    Россия в пересчёте на душу населения обладает колоссальной  природной составляющей национального богатства: в 6 раз больше, чем в США, и в 20 больше, чем  в Германии, Великобритания или Франция[19], но занимает 69 место по душевому ВВП[20]. Расходная часть бюджета на душу в России меньше, чем в Италии – в 6,7;  Франция – в 8,65,  США –  в 4,2 и даже Греции – в 5,3 раза[21].

    На территории России продолжает ухудшаться экологическая ситуация[22],[23]. Уровень промышленного загрязнения воздуха, воды и почвы ежегодно растёт. Эмиссия углекислого газа за 2001 -2011 г.г. выросла на 18 % (с 10,7 до 12,6 т на человека). Средняя скорость роста концентрации CO2 на территории РФ составляет 0,5 % в год.

    Качество атмосферного воздуха в городах является неудовлетворительным (2014 г.).

    ·      В 21 % городов отмечены максимальные концентрации примесей выше 10 ПДК.

    ·      В 69 % городов средняя за год концентрация какой-либо примеси превышала 1 ПДК.

    ·      В 2014 г. участки, почва которых загрязнена пестицидами выше установленных гигиенических нормативов, обнаружены на территории 9 субъектов РФ.

    ·      На большинстве водных объектов РФ в 2014 г. по ряду ингредиентов наблюдалось превышение ПДК от 10 до 100 раз.

    3.  Экономика должна быть справедливой. Это значит, что она действует в интересах большинства общества, поддерживает функции социального государства, гарантирует  равенство граждан в распределении ограниченного ресурса и обеспечивает соответствие прав и обязанностей, труда и вознаграждения.

    Но в России децильный коэффициент достиг 16,8 – это вдвое больше необходимого для социальной стабильности.

    Величина прожиточного минимума 10017 руб. (2 кв. 2015 г.). При этом минимальный размер оплаты труда (5965 руб.), средний размер социальной пенсии (6446 руб.) и даже  назначенных пенсий (10030 руб.) в принципе не могут обеспечить достойную жизнь граждан[24].

    Доля населения, проживающего ниже национального уровня бедности, составляет 11,2 % (2014 г.)[25].

     

    В чем причина неудач?

    Число экономистов и политологов в стране зашкаливает, но продолжает отсутствовать единое понимание того, как надо преобразовать страну. Значительная часть властных элит вместо комплексного анализа стратегий развития занимается демагогией, популизмом и личным обогащением.

    Даже в нынешний период обострения отношений с Западом, правительство «уверенно» продолжает идти прежним курсом, объявляя при этом экономические провалы успехом. Как иначе оценить выступление  премьера Медведев на «Гайдаровском форуме» в начале 2015 г.: «Все сегодняшние проблемы не являются результатом ошибок прошлого…. Напротив, они являются следствием успешной реализации достаточно успешной политики последних 10- 12 лет»[26].

    При определении стратегии развития власть России так и не смогла освободиться от догм и мифов экономических и политических теорий.

    Миф 1. Экономика, основанная на частной собственности, является более эффективной, чем основанная на государственной собственности

    В действительности, ответ на вопрос: «Какая форма владения активами, частная или государственная, более эффективна и справедлива», зависит от целей деятельности управляющих элит и имеет не только экономический, но и политический аспект.

    Понятие абстрактной эффективности частной и государственной собственности, в отрыве от целей регулирования, лишено смысла, поскольку эффективность всегда необходимо рассматривать с позиции владельца, наёмного работника или общества в целом.

    Например, закрытие социально значимых предприятий хорошо с точки зрения бизнеса, поскольку они не эффективны или не приносят прибыли. Но не с позиций общества.

    Вопрос о справедливости экономической системы, основанной на частной или государственной собственности, сводится к вопросу: «На кого работает собственность?»

    ·      При государственной собственности соответствие труда и вознаграждения определяется бюрократией.

    ·      При частной собственности -  определяется хозяином собственности.

    В обоих случаях работает так называемая «распределительная экономика» – вознаграждение определяется директивным путём и слабо зависит от результатов труда. Наёмный работник в условиях и частной, и государственной собственности фактически не влияет на соотношение труда и вознаграждение за него.

    Например, частная компания «Базовый элемент», принадлежащая миллиардеру Абрамовичу, служит его обогащению (только одна из трёх его яхт стоит стоит $1,2 млрд.). Точно так же, как  государственная компания «Роснефть», обогащает её главу Сечина, установившего себе «справедливую» зарплату 6 млн. руб. в день[27]. Причем зарплата руководителя никак не связана с эффективностью работы компании и «эффективный менеджер» одновременно с повышением своей зарплаты считает моральным обратился в правительство с просьбой предоставить финансовую помощь компании из Фонда Национального Благосостояния в размере 1,5 трлн. рублей, что больше суммарных затрат федерального бюджета на здравоохранение, образование и ЖКХ в 2014 г. (1,244 трлн. руб.)[28]

    Поэтому, прежде, чем начинать национализацию необходимо понять – в чьих интересах она проводится. Национализация  не будет соответствовать интересам большинства граждан, если отсутствуют реальные механизмы влияния на экономическую и политическую деятельность управляющих элит со стороны общества.

    Сегодня такие механизмы отсутствуют. Для их выработки необходимо развитие самоуправления, переход к сетевой политической демократии и к экономической демократии

     

    Миф 2. Рынок является идеальным регулятором экономики

    Рынок представляется как некая божественная сущность, всё ведающая и всемогущая. Он лучше нас знает, что нам надо и как этого достичь. Он никогда не ошибается и вмешательство государства, согласно либеральным теориям, разрушает идеальный рыночный механизм регулирования, нарушает эффективность и справедливость.

    В действительности построить стабильную экономическую систему на основе регулирования через положительную обратную связь (рост прибыли) принципиально невозможно. Подтверждение этому – кризисы, которые всегда сопровождают экономические циклы.  По какому бы параметру (индикатору) мы не оценивали состояние рыночной экономики, она всегда  принципиально нестабильна, что связано с неспособностью рынка эффективно регулировать экономическую систему.

     

    Миф 3. Роль идеального регулятора экономики может выполнять абстрактное государство

    Не лучше ситуация и у экономистов, которые предлагают построить экономическую систему, основываясь на другом мифе – роль идеального регулятора экономики может выполнять абстрактное государство. Ему приписывается роль всё ведающей и всемогущей регулирующей сущности, определяющей для нас план экономической деятельности и правила оптимального и справедливого  распределения.

    Именно эта цель была на знамёнах социализма. В действительности реальному социалистическое общество жило по авторитарным декретам и по неписаным правилам, которые определяла партийно-административная номенклатура, преследующая вполне земные цели.

    Предполагается, что государство, от имени которого выступает бюрократия или партийно-административная номенклатура, которая не ошибается и не нуждается в каких либо внешних механизмах корректировки. Но мы хорошо помним, сколько ошибок допустило государство.

    Принципиально, что в обеих системах общество является лишним за столом, где определяются правила работы экономической системы. Наёмные работники на частном предприятии, как и на государственном, полностью отчуждены от возможности влияния на организацию труда и распределение его результатов.

    Преодолеть это отчуждение в условиях как государственной, так и частной собственности можно только одновременным влиянием и на политику (через механизмы политической демократии - народовластия) и на экономику (через механизмы экономической демократии).

     

    Миф 4. Бюрократия (или партийная номенклатура) управляет государством  по поручению народа, от имени народа и в интересах народа.

    Этого мифа (в различной редакции) придерживаются сторонники как капитализма, так и социализма.

    Бюрократия, как и партийная номенклатура, управляет государством от имени народа, но отнюдь не в интересах народа. Система имитационной демократии позволяет власти принимать практически любые решения в корыстных и амбициозных интересах бюрократии, крупного капитала или номенклатуры.

    В действительности понятие «власть народа» лишь запутывает тот факт, что и при капитализме и при социализме управление экономикой и политикой идёт от имени абстрактного народа, который якобы формально является высшей властью и якобы управляет государством через систему политической демократии.

    Демократия действительно может являться эффективным способом согласования интересов различных слоев общества. Однако реальные «демократические» механизмы весьма несовершенны и сильно зависят от административных, информационных и финансовых ресурсов. Следствием этого является формирование управляющей элиты (суррогата элиты), абсолютно независимой от общества. Это ведёт, при любом из рассмотренных выше экономических укладов, к возникновению т.н. «имитационной демократии», системы, в  которой интересы большинства членов общества не учитываются.

    Ограничение прав народа создаёт предпосылки для формирования паразитической экономической системы - получение денег из воздуха за счёт финансовых спекуляций, процентной и виртуальной экономики, за счёт коррупции и криминала. В результате раздел результатов труда не определяется реальным участием в производительном труде.

    Интересы народа учитываются лишь в той степени, чтобы не вызвать социального взрыва.

     

    Миф 5. Политическая демократия может быть реализована без экономической демократии

    Политическая демократии не может быть реализована без экономической демократии. Сейчас вес в политической системе одного олигарха не сопоставим с весом  рядового гражданина, формально имеющего право одного голоса.

    Экономическая демократия - материальная основа для развития других форм демократии. Экономическая демократия может развиваться как на микроуровне - через участие трудящихся в управлении предприятиями (как частными, так и государственными), так и на макроуровне - в масштабах экономики страны в целом.

    Экономическая демократия может воспрепятствовать бюрократизации хозяйственной сферы при государственном регулировании экономикой и является  альтернативой рыночному хозяйству, которое исключает рядового труженика из сферы принятия решений экономического характера.

    Главным препятствием для утверждения экономической демократии является высокая концентрация экономической власти в руках государственной бюрократии, олигархических  групп, преступных кланов. Нынешняя ситуация в России характеризуется крайним экстремальным  распределения экономической власти. На долю 1% самых богатых россиян приходится 71% всех богатств. В США  эта величина составляет 37% всех богатств,  в Европе - 32%, в Японии - 17%[29].

    В этой ситуации особенно актуален не только переход от имитационной политической демократии к реальной (приобщение народа к политической власти), но и переход к экономической демократии (приобщение народа к экономической власти).

    При отсутствии политической и экономической демократии идёт формирование управляющих элит, работающих исключительно на удовлетворение эгоистичных корыстных и амбициозных интересов.

     

    Миф 6. Успех развития страны зависит от успешного перехода на траекторию развития Западной цивилизации

    Продолжает оставаться популярной позиция, что не надо «умничать» и следует просто скопировать «успешную» Западную политическую и экономическую систему.

    При этом умалчивают, что эта система основана:

    ·      на паразитизме развитых стран по отношению к внешнему миру;

    ·      на паразитизме национальных элит по отношению к собственным гражданам;

    ·      на паразитизме людей по отношению к Природе и к будущим поколениям;

    ·      на столкновении интересов национального развития отдельных государств.

    Серьёзные проблемы создаёт и цель развития: строительство общества потребления.  

    В замкнутой системе, какой является Земля, неограниченный рост потребления не может являться основой развития экономики. Уже сегодня нарушено равновесие между потреблением людьми природных ресурсов и способностью Земли к регенерации, к восстановлению ущерба, причиняемого планете техногенной деятельностью человека. Мы уже потребляем в 1,5 раза больше ресурсов, чем может дать Земля.

    Под угрозой уже оказались биоразнообразие природы, запасы чистой воды, атмосфера, качество с/х земли, не возобновляемые природные ресурсы, климат. Мир производит в 1,5 раза больше пищи, чем это необходимо, но, по данным ФАО (ООН),  в состоянии хронического голода находится 870 млрд. человек (2014 г.). 

     

    Выводы

     

    1.   Работники на частном предприятии, как и на государственном, полностью отчуждены от влияния на организацию труда и распределение его результатов. Преодолеть это отчуждение в условиях как государственной, так и частной собственности можно только одновременным влиянием и на политику (через механизмы политической демократии - народовластия) и на экономику (через механизмы экономической демократии).

    2.   Для выхода страны из нынешнего экономического и политического тупика необходимо ограничить политическую власть крупного капитала и коррумпированной бюрократии. Одним из шагов в этом направлении является национализация стратегических природных ресурсов, введение социального пая, самоуправление, создание новых механизмов выборов и контроля власти.

    3.   Национализация - это лишь предпосылка для вывода части  финансового ресурса из-под  контроля олигархических групп. Она будет соответствовать интересам большинства граждан, только если будут созданы реальные механизмы контроля общества за деятельностью управляющих элит: самоуправление, политическая и экономическая демократия.

    4.   Корректно проведённая приватизация также может способствовать укреплению реальной демократии, если она выводит экономическую власть из-под контроля бюрократии, но не передаёт активы в руки крупного капитала.

    5.   Если мы не найдём способа приобщения общества к управлению экономикой, то ситуации станет социально нестабильной, чем могут воспользоваться силы, заинтересованные в дезинтеграции России, что приведёт к власти ещё более опасные для страны элиты.

     

     

    [1] В. Путин. Первое послание Президента РФ Федеральному Собранию (2000 г.) http://archive.kremlin.ru/text/appears/2000/07/28782.shtml

     

    [2] Коррупция за 4 года: исследования Фонда ИНДЕМ. http://www.anti-corr.ru/indem/2005diagnost/2005diag_press.doc

     

    [3] Александр Буксман. Первый заместитель Генерального прокурора России. Интервью "Российской газете". http://anticor.wildfield.ru/analit/kortov.html

     

    [4] Коррупция в России как система "распилки" ВВП. 2010. http://newsland.com/news/detail/id/580475/

     

    [5] Transparency International’s Corruption Perceptions Index. 2014. http://www.transparency.org/cpi2014/results

     

    [6] Теневая экономика в России. Центр управления финансами. http://center-yf.ru/data/economy/Tenevaya-ekonomika-v-Rossii.php

     

    [7]Global Financial Integrity (GFI). 2013.  Цит. по Форбс. Теневую экономику России оценили в 46% ВВП. http://www.forbes.ru/news/234247-tenevuyu-ekonomiku-rossii-otsenili-v-46-vvp

     

    [8] "Black Market Products Index". Havocscope. Retrieved 2013-01-10.  http://www.havocscope.com/country-profile/

     

    [9] Медведев оценил воровство в системе госзакупок в триллион рублей в год. 2010. http://lenta.ru/news/2010/10/29/punish/

     

    [10] Е. Письменная. «Медведев: воровство при госзакупках превышает триллион рублей». 31.10.2010.

    http://www.zahvat.ru/show/news/medvedev-vorovstvo-pri-goszakupkax-prevyshaet-trillion-rublej

     
     

    [12] Ильин, О. С. Некоторые аспекты состояния организованной преступности в политической сфере жизни общества. 2002. Цит. по Репецкая А.Л., профессор, доктор юридических наук. «Российская организованная преступность в постсоветский период: основные тенденции динамики состояния и структуры». http://sartraccc.ru/i.php?oper=read_file&filename=Pub/repezkaya%2818-12-05%29.htm#_ftn13

     

    [13] Репецкая А.Л. Профессор. «Современные разновидности российской и мировой преступности: состояние, тенденции, возможности и перспективы противодействия». Сборник научных трудов под ред. д.ю.н., проф. Н.А. Лопашенко. Саратов, Саратовский Центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции. 2005. http://sartraccc.ru/i.php?oper=read_file&filename=Pub/repezkaya(18-12-05).htm%23_ftn1

     

    [14]  Музалевская Е. А. Коррупция в системе государственной службы в России: истоки и тенденции (1992-2005 гг.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Москва. 2006.  http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/abstract/Muzalevskaja_EA/

     
     
     

    [17] Global Competitiveness Report 2012-2013.  World Economic Forum. http://www.weforum.org/reports/global-competitiveness-report-2012-2013

     

    [18] The IT Industry Competitiveness Index. 2011. http://globalindex11.bsa.org/country-table/

     

    [19] Д. Львов. Академик РАН. Контуры будущей России. Из доклада на секции экономики РАН. 14 ноября 2006 г.     http://www.zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/06/679/31.html

     
     
     

    [22] Минприроды РФ. Обзор состояния и загрязнения окружающей среды в РФ за 2014 год. http://www.meteorf.ru/upload/iblock/4c0/Obzor_2014.pdf

     

    [23] РОСГИДРОМЕТ. Обзор состояния и загрязнения окружающей среды в российской федерации за 2014 год. http://www.meteorf.ru/upload/iblock/4c0/Obzor_2014.pdf

     
     
     

    [26] Медведев: Сегодняшние проблемы не являются результатом ошибок прошлого. http://maxpark.com/community/13/content/3219741

     

    [27] Бюджетники, получающие зарплату в 6 миллионов рублей в день, кто они? http://www.informdetox.com/?p=11410

     

    [28] Игорь Сечин просит о помощи из-за санкций. http://www.vedomosti.ru/business/articles/2014/08/14/igor-sechin-prosit-deneg-iz-buduschego

    [29] Credit Suisse Research Institute. The 2013 Credit Suisse Global Wealth Report. https://publications.credit-suisse.com/tasks/render/file/?fileID=BCDB1364-A105-0560-1332EC9100FF5C83

    Категория: Русская Мысль | Добавил: Elena17 (16.03.2016)
    Просмотров: 183 | Теги: экономика, стратегия, юлий лисовский
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 608

    БИБЛИОТЕКА

    ГЕРОИ НАШИХ ДНЕЙ

    ГАЛЕРЕЯ

    ПРАВОСЛАВНО-ДЕРЖАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru