В обоих вариантах хвата в базовой стойке ось ствола оружия должна быть параллельной горизонту и является нулем отсчета углов для управления оружия по высоте (поэтому и называется «нулевым уровнем»). Выработка исходной стойки с оружием в «нулевом уровне» – наиболее трудоемкая и скучная часть обучения системе тактической стрельбы. Но без этого невозможно все остальное. На этом этапе,когда требуются регулярные повседневные тренировки в работе с собственным телом для формирования навыка однообразной постоянной стойки с оружием, очень хорошо помогает лазерный тренажер пистолета, дающий возможность тренироваться в любых условиях – дома, в офисе, даже в вагоне.
Формирование базовой стойки и хвата можно считать завершенным, когда серия выстрелов ложится в круг диаметром не более 10–15 см на дистанции 6–8 м для первого варианта стойки (от бедра) и 10–12 м для второго варианта стойки (с двух рук). После этого можно переходить к отработке переноса точки попадания по направлению и высоте.
Ключевой момент здесь – управление оружием осуществляется не руками – руки зафиксированы относительно корпуса в положении базовой стойки – а разворотом корпуса, причем разворот этот выполняется, условно говоря, вокруг оружия. Такое построение управляющих движений значительно увеличивает их амплитуду, обеспечивая за счет этого достаточную точность управления на основе тактильных ощущений без участия глаз. Управление оружием осуществляется за счет движений корпуса, задаваемых перемещениями таза.
Смещение точки попадания по горизонтали (наведение по направлению)
осуществляется движением таза в горизонтальной плоскости в сторону, противоположную направлению смещения точки попадания. Этим движением в направлении цели разворачивается стопа правой ноги и зафиксированная относительно корпуса рука с оружием.
Разворот оружия осуществляется вокруг вертикальной оси, проходящей через оружие при «выключенном» запястье, величина управляющего движения в зависимости от положения предплечья относительно бедра в несколько раз превышает величину необходимого смещения ствола (в классической огневой подготовке она в 2–3 раза меньше). Разворот на небольшие углы (до 100) выполняется движением таза, на большие углы – шагом с подшагом вокруг оружия.
Для смещения точки попадания по высоте используются движения таза в вертикальной плоскости. Чтобы поднять точку попадания, таз движется вниз-вперед, под оружие. Колени при этом смещаются вперед, обеспечивая сохранение равновесного положения тела. Опускание точки попадания осуществляется наоборот: таз движется назад-вверх, колени назад, на выпрямление.
Методика отработки навыков управления оружием построена на тех же принципах, что и формирование базовой стойки и хвата оружия. Сократив на 30–50% дистанцию, освоенную при «настреле нулевого уровня», обучаемые отрабатывают навык переноса огня сначала по вертикали, затем по горизонтали. Сначала по одной мишени, затем по группе мишеней (для увеличения угла разворота при переносе). По мере формирования навыка управления оружием задача обучаемых усложняется постепенным увеличением дистанции, совмещением переноса по направлению и высоте, небольшими перемещениями по фронту.
Все управляющие движения выполняются вокруг оружия, мягкими текучими движениями, аналогичными перемещениям в русском рукопашном бое. Перемещения выполняются шагом с подшагом, скользящим над поверхностью.движением. Ключевой момент здесь – удержание проекции вектора веса на плоскость опоры вблизи центра опорной площадки. Движение выполняется без
переноса веса на одну ногу. Разгрузка перемещаемой ноги осуществляется волновым движением от стопы к тазу, как бы приподнимающим таз. В момент передачи импульса на центр масс нога «проскальзывает» по поверхности в нужном направлении – это шаг. Величина перемещения, как правило, не превышает длину стопы. Аналогичным движением подтягивается задняя по отношению к направлению перемещения нога – это подшаг.
Такая система движения с динамической разгрузкой опор обеспечивает мягкое текучее перемещение с сохранением практически неизменной устойчивости и готовности к развороту в любом направлении. В ней отсутствуют неустойчивые положения и неудобные для разворота направления. Кроме того, поскольку все перемещение выполняется за счет работы ног и таза, без передачи колебательных движений на корпус, обеспечивается стабилизация верхней части тела, в том числе рук с оружием, что делает возможным эффективную стрельбу непосредственно в движении, без остановок.
Для отработки описанной техники перемещений можно рекомендовать несколько простых, но эффективных приемов, позволяющих проводить попутные тренировки практически в любых условиях и в любое свободное время.
Самый эффективный способ поставить технику перемещений – работа с лазерным тренажером. На стенке на высоте нулевого уровня закрепляется бумажный кружок – мишень, обучаемый приводится в базовую стойку, производит «выстрел» в этот кружок и, не отпуская спусковой крючок ЛИСа, начинает перемещаться влево, вправо, вперед, назад, стараясь удержать лазерную метку в пределах бумажного круга.
Для тренировки достаточно дистанции в 5–6 м, что можно обеспечить в большинстве жилых и офисных помещений. Диаметр круга-мишени на такой дистанции – 15–20 см. Если помещение маленькое, размер мишени уменьшается пропорционально сокращению дистанции. Уменьшение размера мишени также используется и в качестве усложняющего элемента по мере выработки навыков перемещения шагом с подшагом.
Второй способ отработки техники перемещений – с использованием емкости с водой. Обучаемый приводится в базовую стойку, вместо оружия в руке небольшая емкость с водой. Обучаемый тренирует перемещения, стараясь сохранить неподвижным уровень воды в емкости. На начальном этапе уровень воды в емкости наливается на 3–4 мм ниже края. По мере наработки навыка уровень поднимается. Достоинство этого способа – его абсолютная доступность, недостаток – отсутствие цели.
При работе с ЛИСом нарабатывается весь комплекс навыков работы с оружием, в том числе – контроль цели, здесь цель отсутствует, кроме того внимание концентрируется на собственной руке, отключаясь от окружающей обстановки.
На всех этапах освоения системы тактической стрельбы должна обеспечиваться равномерная загрузка обучаемых, причем в режиме постоянного легкого цейтнота. Для равномерной.загрузки обучаемых группа распределяется.на три учебных точки.
Первая учебная точка – огневой рубеж. На ней ведется практическая стрельба и отрабатываются под непосредственным руководством и наблюдением руководителя стрельб упражнения и задачи.
Вторая учебная точка – исходный рубеж. На ней под контролем начальника пункта боепитания обучаемые получают дополнительные магазины, боеприпасы и, ведя наблюдение за работой смены на огневом рубеже, отрабатывают упражнение по снаряжению магазинов.
Третья учебная точка – в тыльной части тира. На ней обучаемые отрабатывают упражнения, обеспечивающие освоение техники действий при оружии.
http://voenchel.ru/index.php?newsid=2575 |