Русская Стратегия

      Цитата недели: "Восстановление потрясённой гегемонии Русского народа в Империи, его историческими усилиями созданной, составляет теперь жгучую потребность времени. Но для этого нужно прежде всего быть достойным высокой ответственной роли, нужно быть духовно сильным и хотеть своего права." (Л.А. Тихомиров)

Категории раздела

История [1175]
Русская Мысль [213]
Духовность и Культура [232]
Архив [632]
Курсы военного самообразования [37]

Поиск

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

ПРОГРАММА "РУССКИЕ БЕСЕДЫ" НА "РУССКОЙ СТРАТЕГИИ"

ПРОГРАММА "ТОЧКА ЗРЕНИЯ"

ИСТОРИЯ СТРАНЫ МОЕЙ

СВОД. НОВОРОССИЙСКИЕ СТРОФЫ

Статистика


Онлайн всего: 5
Гостей: 4
Пользователей: 1
Elena17

Друзья сайта

ПЕРВЫЙ ПОЛК РУССКОЙ АРМИИ
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » Архив

    И.А. Ильин. О ГОСУДАРСТВЕ. 2. ЕГО ИДЕЯ
    http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/57/59/57059183_Ilin_1.jpgИтак, государство имеет некую единую и высшую цель. Оно призвано служить этой цели и находится на дейст­вительной высоте лишь постольку, поскольку оно дей­ствительно ей служит. Аристотель определял эту цель словами «прекрасная жизнь»: государство создается, го­ворил он, «ради прекрасной жизни». А мы, христиане, ска­зали бы теперь: государство призвано служить делу Божию на земле. Это совсем не есть призыв к «теократии»: ни церковь не призвана господствовать над государством, ни государство не призвано стать церковью или раство­рить ее в себе; напротив, церковь нуждается в независи­мости от государства, а государство должно служить делу Божию на земле совсем не в церковных формах*. И тем не менее смысл государства состоит именно в этом служе­нии. Как же это понимать?
     
    Неопытному и поверхностному наблюдателю всегда бу­дет казаться, что люди, занимающиеся политикой, пре­следуют множество различных политических целей: с од­ной стороны, у каждого политика имеется своя особая «политическая» цель; с другой стороны, он имеет возмож­ность и право менять свою политическую цель по собствен­ному усмотрению, политически «передумывать» и ставить себе новую, может быть, даже прямо противоположную политическую цель. Каждая из этих субъективных и от­носительных целей является «политической», совершенно независимо от ее содержания и ее достоинства — в силу одного того, что этот человек хочет достигнуть ее посредством завоевания государственной власти. При такой точке зрения понятие «политики» и «политического» опре­деляется не тем, чего именно человек хочет, не содержани­ем его цели, не ее патриотической верностью, не ее госу­дарственным достоинством или национальной ценностью, а той дорогой, которую избрал себе человек (он стремится к государственной власти), или тем орудием, которым он хочет воспользоваться (он желает действовать при посред­стве государственной власти). Согласно этому, каждая цель, сколь бы своекорыстна или противогосударственна, или преступна она ни была, окажется все-таки «по­литической» только в силу того, что нашелся политический авантюрист, который стремится захватить государствен­ную власть ради этой цели... С формально юридической точки зрения на государство и на политику такое толкова­ние будет, может быть, вполне последовательным; но в действительности она открывает настежь двери полити­ческому пороку со всеми его последствиями... Политичес­кий релятивизм, для которого «все условно» и «все отно­сительно», вводит в человеческие души один из своих са­мых опасных парадоксов.
     
    В противоположность этому здоровое правосознание утверждало с древнейших времен, еще устами Конфуция и Лаотзе, а потом устами Гераклита, Платона и Аристоте­ля, единство, объективность и безусловность государствен­ной цели и политического задания. При таком понимании дела термин «политика», «политический» указывает не просто на государственную власть как на путь или орудие, или средство, при помощи которого будет осуществляться известная цель, а на единое, высшее задание государства, на ту цель, которой должна служить государственная власть, на ту ценность, которую призвана осуществлять политическая деятельность. Конечно, люди, занимающие­ся политикой, могут преследовать самые различные цели — и своекорыстные, и нелепые, и разрушительные, и предательские, и чудовищные; но все-таки цели останут­ся в действительности совершенно противополитическими. И мы должны именно так оценивать и характеризовать их, иначе политика превратится постепенно в суетню сумас­шедших и преступных людей. Идея и слово «политика» указывают совсем не на пустую форму властвования и при­нуждения; напротив, они указуют на некоторое определенное содержание. Здоровое правосознание, настоящая госу­дарственно-политическая настроенность будут всегда вер­ны этому содержанию и этой цели. Если же душа гражда­нина изменяет этому содержанию и этой цели, то деятель­ность его вступает на вредные пути, а если оказывается, что гражданин ни к чему иному не способен, как искажать и попирать политическую идею, то его приходится при­знать политически неспособным и к политике непризван­ным. Чем больше людей, лишенных политического право­сознания, активно участвуют в государственной деятель­ности (хотя бы в форме простого голосования), тем боль­шая опасность возникает для государства. Чем большее число граждан теряет из вида единое и объективное зада­ние государства и начинает преследовать не общую цель, а множество частных целей — все равно, личных или классовых, — тем сильнее политика начинает вырождаться и разлагаться, тем слабее становится государство, тем легче оно рухнет и распадется в один непрекрасный день. Здесь обнаруживается некий рок, заложенный в самой сущности государства; и этот рок сулит беду и кару вся­кому политически неразумному вождю и всякому полити­чески ослепленному народу.
     
    В чем же состоит сущность государства? В чем его еди­ная и объективная цель?
     
    Сущность государства состоит в том, что все его граж­дане имеют и признают — помимо своих различных и част­ных интересов и целей — еще единый интерес и единую цель, а именно: общий интерес и общую цель, ибо государ­ство есть некая духовная община.
     
    Многие личные или частные интересы не исчезают; они остаются, и граждане продолжают их преследовать. У каждого из них свой интерес, каждый хлопочет о себе и для себя. При определении этих частных, эгоистических интересов многие люди могут «понять» друг друга: их ин­тересы будут похожи один на другой, но каждый из них будет действовать эгоистически и своекорыстно. Эти лич­ные интересы не будут сливаться в единый, великий и об­щий интерес, перед лицом которого все были бы солидар­ны. Люди остаются конкурентами, но не становятся со­трудниками; они выступают как частные лица, но не как граждане. Жизнь их остается частной жизнью. Они будут склонны бороться друг с другом. И внутренняя установка их душ не сделается ни политической, ни государствен­ной. Ибо политика есть солидарная деятельность ради единой и общей цели. Если эта цель еще не сложилась, если она еще не сознана или если исчезает, то государство уподобляется песчаному морю, которым ветер играет, вздымая и разбрасывая песчинки врозь. Тогда государст­во разлагается и погибает в распылении, от параллелиз­ма и конкуренции, во взаимном ожесточении и в граждан­ской войне.
     
    Без общего интереса, без всеобщей (т.е. всем общей) цели, без солидарности государство не может существо­вать. Политическая цель это та цель, про которую каждый гражданин может сказать: «это моя цель», и будет при этом прав; и про которую он должен добавить: «это не только моя цель»; и про которую все граждане вместе и сообща могут добавить: «это наша общая цель», и будут при этом правы.
     
    Сфера политического начинается там, где все хотят од­ного и того же, и притом такого, что или у всех сразу будет, или чего у всех сразу не будет. Каждый желает этого у себя в душе и по-своему, ибо психологически все люди различ­ны: «интерес», как личное переживание, остается множест­венным и различным; но интерес как желаемый предмет — един у всех и для всех; и удовлетворить его можно только посредством совместной организованной деятельности. Общность цели ведет к общности средств и путей: и вот основа политической деятельности и политики создана.
     
    Дух народа, национальная культура, родина, государ­ственное устройство, государственная власть, законода­тельство, суд, правопорядок, гражданский мир и т.д. суть такие предметы (или можно сказать — интересы, цели, блага), которые принадлежат всем сынам родины, всем гражданам совместно и сообща. Никто не может претендо­вать на них для одного себя; никто не может создать их или распоряжаться ими в одиночку. Каждый пользуется этим общим достоянием; каждый живет излучениям и этого обще­го духовного сокровища; каждый призван к участию в созда­нии и охранении этих благ. Мало того: каждый из нас вооб­ще является сыном своей родины, субъектом права и граж­данином лишь до тех пор, пока это общее достояние су­ществует. В этом смысле Аристотель и Гегель были правы, когда утверждали, что государство «предшествует» гражданину; это означало, что нет гражданина без государства; что государство есть условие бытия для гражданина; что «сначала» должно быть налицо государство, «тогда» могут быть и граждане, а после распадения государст­ва останутся не граждане, а море человеческого песку.
     
    Итак, общее достояние связывает всех между собою: каждый нуждается во всех остальных, и все нуждаются в каждом. Здесь возникает некая великая совместимость, которую можно описать так.
     
    Мы все хотим одного и того же, что является для мае общим; и мы все знаем это друг про друга и доверяем в этом друг другу — мы связаны солидарностью.
     
    Мы все нуждаемся друг в друге;   мы связаны этой нуждой друг с другом; от каждого идет нить отношений к каждому другому и, кроме того,— нить отношения к на­шему общему достоянию. Мы, что называется, соотнесены друг с другом — мы связаны коррелятивностью.
     
    Мы все обязываемся друг перед другом беречь друг друга и наше общее достояние: один за всех, все за одного; каждый за общее и общее для всех; и эта связь взаимна (мутуальна) — мы связаны мутуальностью.
     
    На этих основах — мы есмы одно мы — единая ду­ховная и правовая община, управляющаяся единой вер­ховной властью и связанная единством жизни, творчества и исторической судьбы. Мы — государство.
     
    Верно понять идею государства можно только тогда, если продумать до конца и до полной ясности эти, вскры­тые нами, основы (духовной солидарности, коррелятивной связи и мутуальных обязательств). Эти основы можно объединить и изобразить в виде учения об «общественном договоре», который якобы заключается гражданами меж­ду собою. Однако дело не в том, заключался ли такой договор в исторически известных государствах (навер­но — не заключался!), и не в том, чтобы люди, основывая государство, действительно заключали его... Дело в том, чтобы каждый человек, достигающий гражданской зре­лости, продумал и прочувствовал в своем правосознании эти основы. Важно то, чтобы у каждого из нас в правосо­знании была как бы проведена черта, отделяющая сферу нашего Общего, Солидарного, Совместного и Взаимно­го — как политическую и государственную сферу — от нашего личного, частного и эгоистического. Необходимо, чтобы каждый из нас принес в глубине души некую прися­гу — беречь эту сферу, служить ей и действовать в ее пределах государственно и политически. А это значит ут­вердить в своем правосознании не только идею государст­ва вообще, но и идею своего родного государства, своей государственно оформленной родины. Мало того: это зна­чит жизненно приступить к обновлению и возрождению со­временного государства на основах творческого и притом христианского правосознания.
    Категория: Архив | Добавил: Elena17 (18.08.2016)
    Просмотров: 71 | Теги: иван ильин, идеология | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 504

    ГАЛЕРЕЯ

    ПРАВОСЛАВНО-ДЕРЖАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

    БИБЛИОТЕКА

    ГЕРОИ НАШИХ ДНЕЙ

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru