Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

История [4747]
Русская Мысль [477]
Духовность и Культура [856]
Архив [1658]
Курсы военного самообразования [101]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Статистика


Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » История

    Белое Приморье в 1922 г. Приамурский Земский Собор. Попытка воплощения монархической идеи в рамках Белого Движения. Ч.5.

    Решающий бой. Гибель Приамурского Земского Края

    С 27 сентября началась подготовка частей НРА к наступлению на юг и разгрому Земской Рати. 2я Приамурская дивизия под командованием Я.З. Покуса сосредоточилась в районе Шмаковки, а 1я Приамурская дивизия находилась в резерве командующего НРА И.П. Уборевича.

    По плану основная часть красных действовала вдоль Уссурийской железной дороги, стремясь захватить раз. Краевский и ст. Свиягино. Другая часть должна была выйти к железнодорожной ветке южнее ст. Свиягино. Таким образом, предполагалось окружить части Поволжской группы и не допустить их отхода в Спасский укрепрайон.

    Наступление началось 4 октября. В тот же день, несмотря на ожесточенное сопротивление, красным удалось захватить раз. Краевский и выйти к ст. Свиягино. Ген. Молчанов принял решение перейти в контрнаступление и, остановив продвижение противника, отбросить его на исходные позиции. Но из-за численного и огневого превосходства частей НРА этому плану не суждено было сбыться. После сильного огневого боя, переходившего местами в рукопашные схватки, ген. Молчанов принял решение об отводе частей Поволжской группы в Спасский укрепрайон. Это стало возможным благодаря тому, что заградительные части задержали группу НРА, шедшую в обход железной дороги, и не позволили ей окружить Поволжскую группу.

    Еще до начала наступления НРА, 26 сентября, ген. Дитерихс подписал указ №49, в котором призывал все слои населения к жертвенности во имя Идеи, а также распоряжался призвать ратников в составе 4000 человек во Владивостоке и 700 человек в Никольске. Таким образом, призывались только представители городского населения, крестьянское население не затрагивалось вовсе. Очевидно, расчет Правителя был в первую очередь на интеллигенцию и те слои населения, которые поддержали его на Национальном Съезде в сентябре. Дополнительно к этому указом №53 в Земскую Рать призывались все казаки, находящиеся на территории Края.

    В это же самое время на фронте развернулись упорные бои за Спасский укрепрайон. Поволжская группа после отступления укрепилась в семи его фортах, построенных еще японцами в 1921 году. Наступление красных на город производилось с севера и северо-востока. Белые отбили несколько атак на форты, нанесли красным тяжелые потери, но 9 октября, потеряв пять фортов, под угрозой окружения вынуждены были отойти далее на юг.

    Тогда было принято решение дать красным решительный бой в районе Монастырища, сосредоточив туда все наличные силы.

    В это же время окончательно решился вопрос о пополнениях, средствах и оружии. Во всех этих областях Правительство потерпело поражение. В ответ на призыв Правителя о Чрезвычайном налоге Торгово-Промышленная палата Владивостока 11 октября прислала на его имя заявление: «Палата констатирует почти полное отсутствие денежных средств торгово-промышлеников, безусловную невозможность реализовать недвижимость и незначительные остатки товаров, находящиеся в городе. Реальная поддержка казначейству могла бы выразиться во взносах в самое ближайшее время текущих налогов, дополнительно промыслового, подоходного, Государственного с недвижимых имуществ. Соединенное собрание ходатайствует о приостановлении проведения в жизнь всякого вида Чрезвычайных обложений до реализации указанной выше вполне действительной срочной поддержки казначейству». [2, стр. 482]

    В ответ на призыв к интеллигенции городов дать пополнения Земской Рати во имя защиты Края, Владивосток дал лишь 176 человек из 4000. Причем среди них не было ни одного (!) представителя тех организаций, которые горячо поддержали Правителя на Национальном Съезде. Справедливо вопрошал М.К. Дитерихс в своем Указе №64: «Где же служение Идее?» [2, стр. 483] Большинство «буржуазной молодежи» предпочло скрыться от призыва в Харбине. Справедливости ради надо отметить героизм многих людей невысокого происхождения: студентов, учителей, преподавателей, ушедших на фронт по первому же призыву Воеводы. Инвалиды (!) стали создавать свои дружины, дабы освободить милицию от охраны городов и дать ей возможность сражаться на фронте. Но в целом тыл остался глух к проблемам фронта. Большинство надо было принуждать. Но М.К. Дитерихс не стал прибегать к насильственным мерам. В своем указе №64 он заявил: «Советская власть свою идею проводит насилием, террором и ужасом; поэтому-то она и антихристова, не национальна и не народна.

    Идти их путями я не могу, т.к. тогда сошел бы с путей Божественной национальной идеологии, чистоту которой я обязан сохранить, также как и участь тех немногих воинов-борцов, которые выступили на защиту Края. […]

    Повелеваю: в отношении тех граждан, кои высказали себя неспособными во имя идеи, высказанной Земским Собором, не прибегать к насильственным и репрессивным мерам.

    Им Судья – Бог». [2, стр. 483-484]

    В то же время, без поддержки тыла, оказавшись в обстановке враждебности, было решено исполнить план в отношении сражения под Монастырищем. Бои завязались 13-14 октября. В начале контратака белых развивалась успешно. Им удалось захватить ж.д. станцию и господствующую высоту, но после подхода к красным всех сил, они вновь отбили все ранее занятое и заставили часть фланговых сил отступить. В который раз, оказавшись под угрозой окружения, силы Земской Рати вынуждены были отойти. И только тогда было принято решение прекратить ставшее бессмысленным кровопролитие с обеих сторон и начать эвакуацию. Сибирская рать отступила на ст. Пограничную и там перешла границу с Китаем, предварительно сдав оружие. Сибирская Казачья рать, остатки Поволжской рати и Штаб Воеводы отступили на пограничный город Посьет, прейдя китайскую границу там. Дальневосточная рать эвакуировалась из Владивостока на кораблях Сибирской флотилии. Часть людей, в основном служащих гражданских учреждений решила остаться во Владивостоке, надеясь на «милость победителя». «Но уже через несколько дней после ухода японцев мы узнали об арестах, убийствах, расправах, регистрациях». [1, стр. 529]

    Заключение

    Итак, закончился последний период гражданской войны. Россия на многие десятилетия стала советской…

    И в то же время, Приамурский Земский Собор, уже тогда вызвал горячую дискуссию, как со стороны его сторонников, так и противников, как в Русском Зарубежье, так и в самой России.

    Естественно, что в Советской России эти события рассматривали только как «совершенные по указке японских милитаристов». Считалось, что в Земском Соборе приняли участие «крайние монархисты, белогвардейская военщина и реакционное духовенство» [12] Аналогично оценивалась и деятельность М.К. Дитерихса.

    В Европе известия о событиях на Дальнем Востоке и о Земском Соборе были восприняты несерьезно, хотя вдовствующая Императрица Мария Федоровна и Великий Князь Николай Николаевич и ответили на приветствия, посланные им Земским Собором.

    На Дальнем Востоке, в полосе отчуждения КВЖД сразу после Земского Собора стали собираться отряды, намеревавшиеся прибыть на помощь Земскому Краю. Но прибыть к развязке они не успели.

    И вообще все русское население Дальнего Востока и русские общественные организации отнеслись к Собору более серьезно. Даже идеологические противники монархического движения высоко оценили Земский Собор. В передовой статье от 11 августа конституционно-демократическая газета Харбина «Русский Голос» писала: «Тот факт, что принципы монархии в Приморье провозглашены не рейхенгалльским съездом монархических организаций, не другой какой-либо партийной группой, а Земским Собором, хотя и местного значения, совещанием сотен людей, хотя и определенных антисоциалистов, но разнопартийных, разномыслящих по многим государственным вопросам, - этот факт нельзя не занести на страницы истории, описывая, “не мудрствуя лукаво”, события текущей жизни. Можно относиться к нему с рылеевскими чувствами удивления и сомнения, но исторического значения его никто не может отрицать...
    Нашим европейским друзьям и недругам нужно отрешиться от ложного понятия, воспитанного эпохой войны, что России нужны трафаретные формы европейской государственности...
    Народ даст стальную опору русской исторической власти, он одухотворит ее, новое вино, испепелившее старые меха, найдет нарочитые внешние формы, родные духу народа, соответствующие пережитому, и нарождающиеся». [14]

    Подробное и детально изучение тех событий сейчас только начинается, но они уже высоко оцениваются многими нашими современниками. Митр. Иоанн: «Приамурский Земский Собор стал плодом усилий и молитвенных чаяний многих русских людей».[9]

    Из указа Правителя №65 (последнего)

    «Силы Земской Приамурской Рати сломлены. Двенадцать тяжелых дней борьбы героев Сибири и Ледяного похода – без пополнения, без патронов – решили участь Земского Приамурского Края. Скоро его уже не станет.

    Он как тело умрет. Но только как тело.

    В духовном отношении, в значении ярко вспыхнувшей в пределах его русской нравственно-религиозной идеологии – он никогда не умрет в истории возрождения великой Святой Руси.

    Семя брошено. Оно сейчас упало на еще неподготовленную почву. Но грядущая буря ужасов советской власти разнесет это семя по широкой ниве Матушки-России, и приткнется оно в будущем по бесконечной милости Господней к плодородному и подготовленному клочку земли Русской, и тогда даст желанный плод.

    Я верю в эту благость Господню; верю, что духовное значение существования Приамурского Земского Края оставит в народе глубокие, неизгладимые следы. Я верю, что Россия вернется к России Христа, России Помазанника Божьего. Мы были недостойны еще этой милости Всевышнего Творца». [2]

    Литература

    1. Генерал П.П. Петров. От Волги до Тихого океана в рядах Белых. Воспоминания. (1918 - 1922) Рига: издание М. Дидковского, 1930.

    2. Генерал Дитерихс. Сост. В.Ж. Цветков. Москва: "Посев", 2004

    3. Последние бои на Дальнем Востоке - М.:ЗАО Центрполиграф, 2005

    4. В.П. Аничков. Екатеринбург - Владивосток (1917 - 1922). Москва: "Русский путь", 1998.

    5. В. Цветков. Защитник Российского Единодержавия. Православное информационное агентство "Русская линия": http://www.rusk.ru.

    6. М.К. Дитерихс Убийство Царской Семьи и членов Дома Романовых на Урале т.I-II. Москва: "Скифы", 1991.

    7. Политическое завещание генерала М.К. Дитерихса. Православное информационное агентство "Русская линия": http://www.rusk.ru. Источник: ГА РФ, ф.5881, оп.1. д.298, лл.1 - 22

    8. Уссурийское казачье войско в Гражданской войне. Хабаровск: 1998

    9. Митрополит Иоанн. Русь Соборная. - СПб: " Царское дело", 1995

    10. …И на Тихом океане. 1920-1922. Народно-революционная армия ДВР в освобождении Приамурья и Приморья. Сборник документов. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1988

    11. Ю. Старк. Отчет о деятельности Сибирской флотилии 1921 -1922 годов.

    12. Шишкин С.Н. Гражданская война на Дальнем Востоке. Москва: Военное издательство министерства обороны СССР, 1957

    13. Б.Б. Филимонов. Белая армия адмирала Колчака. Москва:1996.

    14. http://sotnia.ru/ch_sotnia/t1997/ts003.htm

    15. Журнал «Дальний Восток», №5 - 2006

    16. М.Б. Смолин. Тайны Русской Империи. Москва: "Вече", 2003.

    Приложение. Примерная схема управления Приамурским Земским Краем

    [1] В Земском Соборе во Владивостоке принимали участие не только выборные от местного, Уссурийского и Амурского казачества, но и представители Оренбургского, Уральского, Семиреченского, Иркутского, Енисейского и Забайкальского казачьих войск. (Прим. авт.)

    [2] Основан в июле 1922 года. В состав комитета входили следующие организации: «Вера, Царь и народ», «Русское обновленное общество», «Русское национальное студенческое общество», «Союз домовладельцев г. Владивостока», «Союз кадровых офицеров». (Прим. авт.)

    [3] По некоторым данным Патриарх Тихон послал благословение Собору, а затем и лично М.К. Дитерихсу через епископа Петропавловского и Камчатского Нестора (участник Земского Собора). (Прим. авт.)

    [4] Икона Божией Матери Державная была явлена в селе Коломенском под Москвой 2 марта 1917 года (ст. ст.) в день отречения от престола Императора Николая II. На ней Божия Матерь изображена сидящей на троне со скипетром и державой в руках, а на голове у нее одета императорская корона. С самого дня своего явления эта икона почитается православными как защитница Русской земли и покровительница всех, кто борется за восстановление ее исторической государственности. (Прим. авт.)

    [5] Предполагалось, что именно Земский Собор станет решать все особо важные вопросы жизни края, такие как новую систему управления, избрание нового Правителя, в случая гибели М.К. Дитерихса и др. Это был временный орган, поэтому каждый раз он должен был собираться заново, и быть отдельным Земским Собором. (Прим. авт.)

    [6] Начальник штаба Земской Рати с 10 августа по 3 ноября 1922 года. (Прим. авт.)

    Кашицкий И.В.

    Категория: История | Добавил: Elena17 (27.07.2017)
    Просмотров: 884 | Теги: россия без большевизма, белое движение, даты
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2035

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru