Русская Стратегия

      Цитата недели: "Отдавать судьбу интересов своего народа в чужие руки, подчинять его решению чужих держав правительство не имеет права. Это идея не государственная, а вотчинная, чуждая сознанию обязанности перед нацией и государством. Но такое правительство не может долго существовать, так как сомкнувшаяся в государство нация не допустит столь произвольного распоряжения своими судьбами." (Л.А. Тихомиров)

Категории раздела

История [1454]
Русская Мысль [235]
Духовность и Культура [266]
Архив [732]
Курсы военного самообразования [62]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

ПРОГРАММА "РУССКИЕ БЕСЕДЫ" НА "РУССКОЙ СТРАТЕГИИ"

ПРОГРАММА "ТОЧКА ЗРЕНИЯ"

ИСТОРИЯ СТРАНЫ МОЕЙ

СВОД. НОВОРОССИЙСКИЕ СТРОФЫ

Статистика


Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Друзья сайта

ПЕРВЫЙ ПОЛК РУССКОЙ АРМИИ
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » История

    Т.К. Чугунов. Деревня на Голгофе. 15. СЕЛЬСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ (2)

    Приобрести книгу в нашем магазине

    РАССКАЗЫ УЧИТЕЛЕЙ ОБ УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ

     

    Руководство

     

    Рассказывали учителя о своих районных руководителях. Заведывание районным отделом народного образования за все 24 года советской власти до германо-советской войны никогда не было доверено беспартийному учителю. На этот пост всегда назначался только партиец, часто не из учителей и даже не имеющий среднего образования.

     

    Такой же принцип осуществлялся и при назначении заведующих школами. Беспартийному учителю этот пост доверялся только в том случае, если среди учителей школы не было ни одного партийца или комсомольца. Во всех других случаях заведующим назначался коммунист, {259} хотя бы он был юным комсомольцем, только что окончил педтехникум, а среди беспартийных учителей были педагоги квали­фицированные и опытные.

     

    Коммунистов, партийцев и комсомольцев вместе, среди учителей было не больше 25 процентов.

     

    Как правило, квалификация беспартийных учителей гораздо выше, чем коммунистов. Ясно, что при этих обстоятельствах монопольное право коммунистов на руководство школами сильно обижает беспар­тийных учителей.

     

    Учителями, обычно, не руководят, а командуют, грубо и бесцере­монно. Командуют не только заведующие школами и чиновники районо, но и все местные колхозные начальники: и парторганизатор, и секретарь комсомольской ячейки, и председатель сельсовета, и пред­седатель колхоза. Каждый уполномоченный из района тоже считает себя вправе распоряжаться учителями.

     

    — Уж очень много у нас начальников, — жалуются учителя на свою горькую долю. — Кто только нами не командует?! Каждый местный начальник желает свою «образованность показать», вмеши­вается в школьные дела, командует нами и поносит нас, как «гнилую интеллигенцию»...

     

    Таким «руководством» — диктаторским командованием, грубой ру­ганью и травлей, — некоторые учителя со слабыми нервами были до­ведены до самоубийства...

     

    ***

    Труд и заслуги учителей в Советском Союзе оцениваются плохо. Зарплата их очень низкая.

     

    Долгий ряд лет эту самую многочисленную категорию интелли­генции при наградах правительство вообще обходило, игнорировало.

     

    Потом оно решило это упущение исправить и подготовить указ о награде орденами большой группы учителей. Но практически это мероприятие было проведено так, что в большинстве случаев награду получили не лучшие учителя.

     

    Некоторые учителя имели широкую известность, как лучшие пе­дагоги в государстве, но в списке награжденных их не было. Зато другие учителя, не имеющие никаких особенных педагогических талантов {260} и учебных успехов, получили ордена. Некоторые педагоги были награждены не за работу, а только за обещания, которые они в тор­жественной обстановке дали вождю советского государства, что в их школе все ученики будут «отличниками», т. е. будут иметь только от­личные и хорошие отметки. Другие директоры были награждены за то, что они записали в пионерскую организацию поголовно всех уче­ников своей школы, превратив таким образом ее в «пионерскую шко­лу»...

     

    В том районе, куда входит Болотное, орден был выдан тоже пло­хому учителю.

     

    Районные партийно-комсомольские организации выдвинули перед правительством кандидатом на награду учителя-комсомольца из сель­ской школы. Районному начальству он был известен, как пропаган­дист и активный проводник политических кампаний в селе. Но он был плохим учителем: малограмотен, груб, учительскую работу не любил, преподавал плохо. Класс его занимался неохотно, имел слабые успехи.

     

    И вот указом правительства этот учитель был награжден орденом, как лучший учитель в районе. Районные организации устроили в горо­де чествование орденоносца, учителя-комсомольца Торжественный праздник проходил почти в пустом зале: мало кто из беспартийных учителей на это собрание явился. Они считали для себя унизительным участвовать в чествовании такого «орденоносца». На торжественном заседании некому было сказать орденоносцу приветственного слова от учителей школы, которой он заведывал: там-то его знали лучше всего, и на праздник ни один из его коллег по школе не явился...

     

     Голодные школьники

     

    Ненормально не только руководство сельскими учителями. Условия жизни школьников тоже очень неблагополучны.

     

    Школьники оборваны, нищи, голодны. А могут ли хорошо учиться голодные дети? Старая пословица говорила: «Сытое брюхо к ученью глухо». Эта пословица подразумевала или только определенный пе­риод времени — после сытного обеда, или людей, которые едят черес­чур много и тем сосредотачивают энергию организма только на про­цессе пищеварения, отвлекая ее от мозга.

     

    {261} Сельские учителя заметили на колхозных школьниках новую за­кономерность: «Голодное брюхо к ученью глухо»...  Организм голод­ных детей слаб и быстро утомляется. В особенности скоро утомляется нервная система. Она у голодного ребенка повышенно возбудима. Внимание возбужденного школьника легко отвлекается всякими внешними посторонними факторами: в классе, в школе, на улице.

     

    Кроме того, он постоянно отвлекается от уроков своим внутренним состоянием, обусловленным чувством голода. Внимание такого школьника все время отвлекается от урока ассоциациями голодного:

     

    «Голодной куме — все хлеб на уме»... Оно постоянно занято спе­цифическими мечтами и заботами, ибо голодный всегда находится, говоря словами чеховского персонажа, «... в рассуждении, чего бы покушать...» Поэтому колхозные школьники часто бывают невни­мательны, рассеянны. Они, «присутствуя, отсутствуют»... И многое на уроке пропускают.

     

    А то, что услышат, голодные школьники нередко воспринимают односторонне и убого.

     

    — Однажды на уроке, — рассказывал учитель колхозной школы-семилетки, — в седьмом классе мы читали повесть Гоголя «Старо­светские помещики». Когда там многократно упоминалась обильная еда, то голодные школьники, глотая слюнки, перемигивались и бро­сали реплики: «Вот была обжорка-то!... » «Хошь бы один разок так пожрать...» А возглас писателя: «Скушно жить на этом свете, гос­пода» ученики встретили бурными, негодующими восклицаниями:

     

    «Так лопали — и им... скушно...» «В колхоз бы вас: тут бы вам стало жить веселей! .. » Пересказ повести Гоголя голодными школьниками свелся к подробному изложению меню Афанасия Ивановича...

     

    Психологию голодных и больных хорошо охарактиризовали на­родные пословицы: «Голодной куме — все хлеб на уме»; «У кого что болит, тот о том и говорит»...

     

    Если старая пословица говорила о том, что «сытый голодного не разумеет», то сельские учителя убеждаются теперь и в обратном:

     

    «Голодный сытого не разумеет»...

     

    Так голод затрудняет ученье в колхозной школе.

     

    А дома заниматься подготовкой уроков школьникам некогда. Роди­тели их целый день, от темна до темна, заняты на колхозной работе. Поэтому школьникам приходится очень много работать по дому. Они {262} должны работать на огороде; топить печку и варить пищу; ухажи­вать за малышами; рвать траву для коровы; пасти на пустыре поро­сенка, теленка; разыскивать топливо и т. д.

     

    Кроме того, сельское начальство часто привлекает школьников к колхозной работе, «мобилизует» их во внеурочное время: на про­полку полей, колхозного огорода, на уборочные работы — полевые, луговые, огородные, на молотьбу; на ремонт дорог, в качестве посыль­ных и т. п.

     

    Нередко школьников «мобилизуют» на колхозные работы и в урочное время: целыми классами или даже всю школу. Причем, на­чальство «забывает» записать школьникам трудодни или покормить голодных детей за их работу...

     

    Из-за всех этих обстоятельств школьникам, по наблюдениям ста­рых учителей, в колхозе учиться стало теперь гораздо труднее, чем в условиях доколхозной, более или менее нормальной, жизни — в дореволюционной или нэповской деревне.

     

    А учителям тоже труднее стало работать в колхозной школе уже из-за одного того, что их ученики живут в голоде и нищете.

     

    Общий результат труда учителей и школьников, учебная успевае­мость, при таких условиях неминуемо снижается. Это огорчает учи­телей.

    Категория: История | Добавил: Elena17 (05.08.2017)
    Просмотров: 46 | Теги: раскулачивание, преступления большевизма, россия без большевизма, книги | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 545

    БИБЛИОТЕКА

    ГЕРОИ НАШИХ ДНЕЙ

    ГАЛЕРЕЯ

    ПРАВОСЛАВНО-ДЕРЖАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru