Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

История [4866]
Русская Мысль [479]
Духовность и Культура [908]
Архив [1662]
Курсы военного самообразования [101]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Статистика


Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » История

    Лидия Сикорская. Экклезиология иосифлян по трудам представителей иосифлянского движения. Ч. 1.

    Лидия Сикорская. Экклезиология иосифлян по трудам представителей иосифлянского движения. Ч. 1.

    Мы же в заключение приведем лишь некоторые примеры поразительного  единодушия церковных деятелей за рубежом и в угнетенной богоборцами России. Их выводы  по отношению к сергианской церкви порой даже дословно совпадают[15]. Самый характерный пример – труды Ивана  Михайловича Андреевского (Андреева). Непосредственный участник иосифлянского движения в Петроградской епархии, (член Петроградской делегации к митрополиту Сергию в декабре 1927 года, оставивший запись этой исторической встречи), он сам, будучи живым  носителем и продолжателем иосифлянской традиции в зарубежье, и в своих трудах всегда четко и ясно выражал экклезиологические воззрения иосифлян:

    «Советская церковь нарушила не только св. каноны. Она попрала основной догмат Православия – ДОГМАТ о ЦЕРКВИ. Ведь разве к Советской церкви, после всех ее “дел” и “слов” (а слова церкви это ее дела) применимы слова св. догмата: “Единая, святая, соборная и Апостольская Церковь?” Не звучит ли это теперь кощунством? Ибо нет в ней  ни единства, ни святости, ни соборности, ни Апостольского духа.

    Не целостное единство, а суммарный конгломерат, не духовный организм “тела Хри­стова”,  а лишь формальная церковная организация, в которой нет и намека на святость (ибо святость и принципиальная ложь – несовместимы), ни главное, Апостольского духа любви и ревности к чистоте и правде – вот что собою представляет понятие нынешняя “советская церковь”.

    Эта церковь совершила  нечто более страшное, чем нарушение канонов и догматов: ОНА ИЗМЕНИЛА СВ. ДУХУ, солгав пред всем миром, что в России, именуемой теперь СССР, владычествует не богомерзкое правительство богоборческого самовластия антихри­стова духа, ненавидящее и гонящее Христа и верную Ему до конца истинную Православную Церковь,  а “избранник Господень, ведущий наше отечество к благоденствию и славе”»[16]

    Догматическое  отступлении сергианской церкви  подчеркивал архиепископ Виталий (Максименко): «Патриархия нарушила существенный догмат о Церкви Христовой,  отвергла Ее существенное назначение – служить обновлению людей и  заменила   противоесте­ственным для Церкви служением безбожным целям коммунизма.  Это отступление горше  всех прежних арианств, несторианств, иконоборчества и прочих. И это не личный грех того или другого иерарха, но коренной грех Московской патриархии, утвержденный, провозгла­шенный, связанный присягой  пред всем светом. Это так сказать догматизированная апоста­сия»[17].

    «Церковью лукавнующих» называл Московскую патриархию  в своих проповедях и статьях  Архиепископ Аверкий (Таушев). (Такие же суждение высказывал неоднократно и  святитель Филарет (Вознесенский) и ряд других архиереев[18]).  Приравнивая сергианство к живоцерковничеству и обновленчеству, ставящим себе идеей примирение христианства с миром сим, во зле лежащим,  владыка Аверкий подчеркивал, что «все это есть по существу уже отпадение от истинной Церкви. Может ли быть Церковью организация, которая призывает к ''лояльности'' служителям сатаны? Это конечно, уже не Церковь,  а лже-церковь или «церковь лукавнующих», по выражению Слова Божия (Псал. XXV)  и состоять в такой «церкви» не только не спасительно,  а наоборот – губительно».

    «Эта “церковь лукавнующих” в настоящее время, хитроумными происками врага че­ловеческого рода, не безуспешно стремится подменить собою и совсем заменить для верую­щих истинную Церковь – подлинную Церковь Христову»[19].

    Одну из самых подробных разработок темы «лжецеркви» представил в своей  книге[20]  и статьях протоиерей Борис Молчанов. Он  различал две  лжецеркви,  возникающие  в эпоху апостасии:  «церковь лукавнующих» и «церковь-блудницу»; их составляют «церковные иерархи со своим клиром и паствою, порвавшие связь с Христовой Истиной, но продолжающие лицемерно выказывать себя членами истинной Церкви». Характерной чертой первой лжецеркви – «лукавнующих» будет то, что она  постарается «всячески затушевывать какую-либо разницу между собою и истинной Церковью, постепенно вводя свое ложное учение – под самым высоким лицемерным поводом – в недра истинного православного учения».  «“Церковь-блудница” будет возрастать наряду с “церковью лукавнующих”, она не будет изменять вероучения, но вступит в тайный союз с богоборческой властью»... 

    Протоиерей Борис, приводя стихи из 17-й главы Апокалипсиса, обращался к тем же апокалиптическим образам Церкви, что и новомученик Михаил Новоселов, и далее почти его же словами (см. выше: «Письмо к другу») давал им следующее толкование: «Да и как было не дивиться св. Тайнозрителю, когда он вместо истинной Церкви первохристианской – вместо “Жены, облаченной в солнце”, вместо “Чистой Девы”, “Невесты Христовой”, убегающей в пустыню от зверя (в нелегальном положении спасающейся в катакомбах и пустынях от преследования власти), в дали времен узрел жену – “великую блудницу”, сидящую на звере (см. Откров. 12, 17-18). Это усаживание жены на зверя или отпадение Церкви от брачного союза со Христом и вступление ее в незаконный “любодейный” союз  с Антихристом или его предтечами – в Св. Писании уподобляется нарушению брачной верности. Поэтому и та часть Церкви, которая изменила Христу, вступила в тайное соглашение с властью зверя, на языке Св. Писания называется “церковь-блудница”».

    «На появление “церкви-блудницы” в мировом масштабе можно смотреть как на завершение эпохи апостасии, выводящей на мировую арену Антихриста»...

    «Имея зарождение “церкви лукавнующих” в виде всех стараний Всемирного объеди­нения христиан не в Церкви, а на почве отвлеченного христианства, мы имеем и зарождение “церкви-блудницы” в лице Советской церкви, вступившей в деловой союз с “красным зве­рем”, преисполненным “именами богохульными”»[21].

    И в других своих статья протоиерей Борис постоянно подчеркивал это отпадение сергианской церкви и разоблачал стремления некоторых околоцерковных авторов объединить подчинившихся богоборцам и сохраняющих духовную свободу исповедников в одну «Плененную Церковь» (См. его   отклик на очерк Глеба Рара  «Плененная церковь», 1954 г.) [22].

     «”Советская Церковь” не плен Церкви, не угнетение Церкви, не гонение на Церковь, а нечто существенно иное, – писал в это же время  многолетний редактор «Православной Руси» архимандрит Константин (Зайцев). –  Все это было и осталось, но все это уже достигло результата, который надо иметь мужество  видеть. То, что именуется “Советская Церковь” служит Советской власти, а так как эта власть воинствующе безбожная власть, то и “Совет­ская” Церковь уже не Церковь; одновременно служить Богу и Велиару нельзя»[23]

    Замечательный духовный писатель и мыслитель, исполненный эсхатологических переживаний, подобно своему земляку, петроградскому исповеднику Феодору Андрееву, ар­химандрит Константин разделял и его взгляды на сергианство и судьбы Церкви, о чем свидетельствуют журналы «Православная Русь» а также ежемесячные и ежегодные приложения («Православная жизнь» и «Православный путь»), которые архимандрит Константин  редактировал с 1949 до 1974 годам.  Досточно перелистать страницы этих изданий, чтобы в этом убедиться. Таким образом  официальные  печатные органы Русской Православной Церкви за границей, являясь выражением ее соборного голоса, в  то же время,  по крайней мере, на протяжении четверти века, когда их редактировал архимандрит Константин,  выражали именно иосифлянские взгляды в отношении сергианского отступления.

     Из редакционной статьи 1953 года:

    «Особенность нашего времени заключается в том, что темные силы ополчились не против того или иного учения Церкви,  а против самого явления и понятия Церкви, против догмата Церкви и это, при том, не в образе отвлеченного колебания этого догмата, а в образе подмены Церкви как живого явления ее фальсификацией. Самый, так сказать, аппарат Церкви становится гнездилищем неправды, тем заставляя верных отрекаться от этой «подмененной» Церкви как от Лжецеркви, как от «анти-Церкви» —  и уходить в пустыню, унося с собою туда Историческую Церковь. Мы наблюдаем страшный процесс внутреннего перерождения нынешней плоти Церкви, совлекающего с нее благодать Духа Святого — нечто ранее неслыханное и свидетельствующее о том, что мир переходит в новую стадию своего бытия.

    Непредставимое произошло с Русской Православной Церковью. На месте святе водворилась — в духовном смысле — настоящая мерзость запустения. Там, где благоухала Церковь Истинная, отраву источает ныне “Церковь лукавнующих”»[24].

               

                Свидетельство архимандрита Константина  об отношении к Советской церкви в харбинский период (во время Второй мировой войны) — из статьи о прозорливом  харбинском старце схимнике о. Игнатии: «Писал я в те годы  историю Русской Церкви в ее подсоветском существовании. Знакомил с ходом моих мыслей и с выводами,  к которым приходил, и старца. Тут выяснилось  его категорическое суждение о природе так называемой  Советской церкви. Формула его была кратка и безапелляционна: “Священство не священство и таинство не таинство”. Я вполне понимал эту точку зрения и ее формально разделял, но не в такой безапелляционной форме. Я принципиально стоял на той же точке зрения, но я допускал возможность таких явлений в жизнедеятельности Советской церкви, когда по милосердию Божию, даже  в условиях этой заведомой Лжи, способна была обнаруживаться Божия благодать, преодолевающая порочность Советской церкви как таковой. Не знаю, как воспринимал это старец – мы не дебатировали на эту тему. Я только высказывал слагаю­щийся у меня взгляд на вещи. Он же оставался при своей формуле, которую, кстати сказать, в той же редакции самостоятельно выработал для себя и митрополит Мелетий…»[25]

     

    Приложение

     

    В заключении своего известного «Письма к другу» новомученик Михаил Новоселов приводит слова одной блаженной, которой по-видимому сказали, что митрополит Сергий не погрешил против канонов, что он не еретик. «Что же, что не еретик! – возразила блаженная. – Он хуже еретика: он поклонился антихристу, и если не покается, участь его в геене вместе с сатанистами».

    «Все это вместе взятое, - пишет Михаил Александрович, -  и многое другое, видимое и  слышимое, и заставляет живые верующие души настораживаться и внимательно всматри­ваться в развертывающуюся перед нами картину усаживания жены на зверя. Эти души чув­ствуют новую, небывалую опасность для Церкви Христовой и, естественно, бьют тревогу. Они в большей части своей, не спешат с окончательным разрывом с церковными «прелюбо­деями»,  в надежде, что совесть их не сожжена до конца, а потому возможны покаяние и ис­правление, т. е. отвержение начатого ими темного дела. Сбудется ли это чаяние?! От души го­ворю: подай Господи! Но в самой глубине его нахожу сомнение и, однако пока не ставлю точ­ки над i. Пусть поставит ее время, а точнее сказать, Владыка времен! Он же да сохранит нас как от легкомысленной поспешности, так и от преступно равнодушной медлительности в том страшно ответственном положении, в которое мы поставлены Промыслом Божиим!»

    Это было написано в октябре 1927 года. Спустя два месяца  Михаил Александрович и протоиерей Федор Андреев  вместе  с другими иосифлянами свои исход совершили.  Для других даже единомысленных с ними потребовалось время.  Даже при осознании той глуби­ны падения и последствий сергианского компромисса, некоторые ревнители Православия не сразу прерывали каноническое общение с митрополитом Сергием. Так, и в известном сочи­нении «Что должен знать православный христианин», широко распространяемом в церков­ных кругах, как антисергианской оппозиции, так и  сочувствующих,  при всей его крайне «антисоветской» направленности и непримиримости по отношению к богоборческой власти и понимании ее антихристовой сущности и причин гонений[26]  еще только ставится  вопрос: «Когда   можно прекратить каноническое и молитвенное общение с м. Сергием?» (Так что  совершенно необоснованно приписывание авторства этого сочинения о. Феодору Андрееву и М. А. Новоселову. Скорее всего написаны они были в Ярославской епархии, где было сильно движение непоминающих, но сохраняющих еще общение с митрополитом Сергием).

    Некоторые архиереи, которые были согласны с иосифлянам  в оценке деяний митропо­лита Сергия, также  первое время  не решались на полный канонический разрыв, предпочи­тая  разрыв «братского общения». Это прежде всего митрополит Казанский Кирилл (Смир­нов) и близкие ему архиереи, или как принято сейчас говорить «круг его ближайших после­дователей».   Они  понимали, что их несогласие с митрополитом Сергием гораздо глубже, чем спор о канонических нарушениях административного характера. Так, епископ  Дамаскин (Цедрик) в третьем письме священнику Иоанну Смоличеву в 1929 году (еще до разрыва «братского общения» с м. Сергием) хотя и отмечает, что разрыв канонического общения с м. Сергием митрополитом Иосифом, епископом Виктором и другими несколько преждевреме­нен, но пишет именно о сути своих экклезиологических разногласий с Сергием:

    «Разница между нами и Сергианами совершенно ясна и уже определилась, заключается она чисто в идеологическом понимании сущности Христовой Церкви и проистекающих из сего обязанностей христианина и пастыря. Те стремятся во что бы то ни стало сохранить ви­димую структуру Церкви, ее управления, и ради сего нарушили, исказили внутреннюю Прав­ду Христовой Церкви. Исповедание Истины Евангельской заменили человеческой диплома­тией, ведут к обмирщению и поставляют ее таким путем в качестве орудия для целей бого­борцев. Исказивши догматы, основу Церковных правил, оправдывают свои беззакония тем, что не нарушили внешней формы церковных правил. В противность Христову слову (Мф. 6, 24) думают служить Христу, держась за хвостик Сатаны»[27].  

    В 1934 году в письме архиепископу Серафиму (Самойловичу) епископ Дамаскин  пи­сал: «Путь митрополита Сергия — путь несомненной апостасии. Отсюда и отщетение благо­дати у него несомненно. Несомненен отход от благодати и всякого сознательно внедряющего в жизнь план "мудрейшего"».

    Далее владыка Дамаскин размышлял над вопросом о благодати, но это отдельная тема, которую мы сейчас не будем затрагивать. Важно, что епископ Дамаскин уже однозначно оце­нивает митрополита Сергия и его дело:

     «Совершается суд Божий над Церковью и народом русским. Ныне отняты пастыри от пасомых именно для того, чтобы пред лицом суда каждый совершенно самостоятельно из­брал путь свой — ко Христу или от Христа, причем и пастыри судятся, как рабы. Совершает­ся отбор тех истинных воинов Христовых, кои только смогут быть строителями нового зда­ния Церкви, кои только и будут в состоянии противостать самому "зверю", времена же при­близились несомненно апокалипсические.

    Разумеется, в таком плане необходимо быть и сергианам, как необходим был Иуда. Не­даром апостол говорит: что "надлежит быть и разномыслиям, дабы открылись искусные". Тя­жесть греха этих соблазнителей определена самим Господом».

    «Копия данного письма епископом Дамаскиным была направлена митрополиту Кирил­лу. Во время допроса 16 августа 1934 года на вопрос следователя, кто является его автором, священномученик Кирилл ответил: "Автором этого письма является епископ Дамаскин, мой единомышленник". Святитель Кирилл указал далее что, взгляды, изложенные в письме, он сам высказывал епископам Дамаскину и Афанасию, и с ним они были по этому поводу соли­дарны».[28]

    В одном из последних  своих писем из Казахстанской ссылки от 23 марта 1937 года мит­рополит Кирилл ясно засвидетельствовал свое отношение к сергианству.

    Черновик этого письма, изъятый при последнем аресте митрополита Кирилла, был при­общен  к Чимкентскому следственному делу 1937 года. В 1997 год  этот черновик, вместе с рядом других документов был передан из  Архива УКНБ по Южно-Казахстанской области (нынешний Архив ДКНБ РК по Чимкентской обл.) в ЦГА Санкт-Петербурга и затем впервые был опубликован в книге «История Русской Православной Церкви: От восстановления Па­триаршества до наших дней, 1917–1970» / Под общей ред. М. Б. Данилушкина. Т. 1. СПб., 1997.

    Сначала, как указывал владыка Кирилл этом письме, он считал все сделанное митропо­литом Сергием ошибкой, которую тот сам осознает и исправит. (Отношение митрополита Кирилла к сергианству действительно менялось, в чем легко можно убедиться, прочитав его широко известные и давно опубликованные письма с 1929 по 1934 год[29]). Но с тех пор «много воды утекло», и ожидания не оправдались, а напротив,  выявилась «обновленческая природа сергианства».

    «Ожидания, что митрополит Сергий исправит свои ошибки, не оправдались, но для прежде несознательных членов Церкви было довольно времени, побуждений и возможности разобраться в происходящем, и очень многие разобрались и поняли, что митрополит Сергий отходит от Православной Церкви, какую завещал нам хранить Св. Патриарх Тихон, и, следовательно, для православных нет с ним части и жребия. Происшествия же последнего времени окончательно выявили обновленческую природу сергианства».

    Несмотря на всю предельную ясность этих слов, сейчас их пытаются как-то перетолко­вать и смягчить и доказать, что  митрополит Кирилл продолжал не признавать Сергия лишь как нарушителя административного порядка и т.п. [30].  Однако было бы странно, что святитель Кирилл при всей его "мягкости" и сдержанности, считал бы административные погрешности отходом от Церкви. А то, что этот "отход" митрополита Сергия не что иное, как гибельное отпадение от Церкви, митрополит Кирилл особенно подчеркнул, завершая эту фразу важней­шим выводом, не оставляющим места никаким другим толкованиям: «И, следовательно, для православных нет с ним части и жребия». Если вспомнить при каких обстоятельствах эти грозные слова были произнесены св. Апостолом (Деян. 8, 18–21) [31], то становится ясно, что святитель Кирилл не мог допустить их легковесное употребление. Тем более, что далее по тексту письма он задается вопросом: «Спасутся ли пребывающие в сергианстве верующие?» И отвечает, как обычно отвечали вопрошающим, когда речь шла о судьбах инославных и отпадших от Православной Церкви: «Мы не можем знать, потому что дело спасения вечного есть дело милости и благодати Божией».

    В этом же своем письме владыка Кирилл написал: «С митрополитом Иосифом я нахо­жусь в братском общении, благодарно оценивая то, что с его именно благословения был вы­сказан от Петроградской епархии первый протест против затеи митрополита Сергия, и дано было всем предостережение в грядущей опасности». А на допросе 20 августа 1937 года в от­вет на вопрос, что он писал в изъятом и неотправленном письме Синицкой про митрополита Иосифа, владыка Кирилл сначала сказал: «Только просил передать привет». Когда на это по­следовало жесткое  требование следователя дать «откровенные показания и не скрывать истинный смысл и факты его деятельности», владыка Кирилл ответил: «Да, я в этом пись­ме писал о том, что считаю митрополита Иосифа Петровых своим единомышленником»[32].

    Таким образом архивные документы, открытые и обнародованные спустя семьдесят лет после гибели митрополитов Кирилла и Иосифа, подтвердили и без того непреложный для церковного сознания факт их духовного единства. На протяжении десятилетий богоборче­ских гонений в церковном предании сохранялась память об этих святителях как о бескомпро­миссных обличителях сергианского заблуждения и духовных руководителях ушедшей в ката­комбы Русской Православной Церкви. Уже с конца 1930-х годов они почитались святыми му­чениками и в катакомбах на родине, и в Русской Церкви за границей. А в их мученической кончине (в ночь с 20 на 21 ноября 1937 года), о которой каким-то чудесным образом стало известно Церкви, видели промыслительное указание их духовного единения и единомыслия, в том числе и по отношению к сергианскому отступлению.

                 

     

    [1]     Не говоря  о том, что сам термин «иосифлянство» весьма условен, и требует уточнения, но это отдельная тема, и мы пока придерживаемся устоявшегося его употребления для обозначения движения петроградских клириков и мирян, во главе со своим епархиальным митрополитом Иосифом (Петровых), отделившихся от митрополита Сергия в связи с его церковной политикой на рубеже 1927-1928 годов.

    [2]              Архив УФСБ СПб. Д. П-78806. Т. 3. Л. 174 об.-177. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские… Ч. 2. С. 7-8.

    [3]           «Более того, — заметил владыка Иосиф во время следствия в 1930 году, — я сам значительно позднее втянут был в это течение, и не оно шло и идет за мною, а скорее я плетусь в хвосте за ним». Действительно, «иоси­фляне», можно сказать, опережали своего руководителя и подталкивали его к решительным действиям Понятно, что и на следствии протестуя против «пристегивания его имени к антисергианскому движению», владыка Иосиф пытался преуменьшить свою роль , ведь он давал на следствии показания не для точной записи в анналы истории, а для протокола по одному из крупнейших дел «контрреволюционной организации церковников», руко­водство которой ему инкриминировалось как одному из главных ее лидеров. Однако сам факт его духовного участия, а в дальнейшем и административного, был очень важен. И митрополит Иосиф в показаниях на допро­сах, все же должен был признать: «Отрицая свое руководство над антисергианским течением, я все же со­знаю, что нужно же кому-нибудь было быть духовным руководителем и советником того духовенства и верую­щих, которые в силу лжи митрополита Сергия отошли от него и примкнули к нашей церковной группе. А так как, кроме меня, никого из митрополитов не было, то только этим я и объясняю, что ко мне со всего Сою­за приезжало духовенство и верующие за советами ЦА ФСБ РФ. Дело «Всесоюзной организации ИПЦ». Т. 11. Л. 309.

    [4]              Алчущие правды: Материалы церковной полемики 1927 года. // Cост. Свящ. А. Мазырин, О. В. Косик. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2010. С. 311.

    [5]              ГА РФ. Ф. 5919. Оп. 1. Д. 1. «Дело митрополита Сергия». Л. 170-174.

    [6]              Эта работа представляет собой ответы на основные вопросы и упреки  противников иосифлян в 19 пунктах с подробнейшими цитатами из Св. Писания, св. канонов, и  трудов св. отцов. Как подтвердил  позднее на до­просе протоиерей Василий Верюжский, заявив, что на тайных собраниях, где «мне приходилось встречаться с Новоселовым, ему принадлежала в общем ведущая роль». Весной 1928 года, о. Васи­лий по его словам, не раз  виделся  Новоселовым, который в то время был занят написанием  работы  "Ответы востязующим": «Это были краткие ответы на возражения наших противников. Там, где говорится о причинах нашего отхода от митр<ополита> Сергия, контрреволюционный характер этой брошюры особенно чувствуется. Брошюра была напечатана на Ремингстоне для распростра­нения».

    [7]              Архив УФСБ СПб. ЛО. Д, П-78806. Т. 3. Л. 66-87.

    [8]              Вероятно, здесь ошибка, и имеется в виду обращение 9-10-11 декабря.

    [9]              Неясно происхождение этого документа, опубликованного якобы без разрешения его владельца, который получил копию из архива Свято-Тихоновского института. Однако подлинность этого документа  никем не оспаривалась.

    [10]             Оно начинается так: «Ваше Преосвященство! Разрешите, в ответ на Ваши, исполненные любви и благожела­тельства, строки, прежде всего поблагодарить Вас за добрую память и доверие, а затем обратиться к Вам с усердной просьбою выслушать со вниманием и то, что я, в единомыслии с другими пастырями и нашими ар­хипастырями, можем сказать в оправдание своего образа действий. Кроме письма, обращенного лично ко мне, я, с Вашего разрешения, ознакомился и с тем большим, которое Вы отправили к нашему Владыке; и, потому, в своем ответе Вам, я буду иметь в виду и его, и даже по преимуществу его, так как в нем, как обращенном к епископу, Вы высказались о нашем деле с большою определенностью»), и далее по тексту следует еще целый ряд свидетельств о том, что автор является клириком.

    [11]         «Дело митрополита Сергия». ГА РФ. Ф. 5919. Оп. 1. Д. 1. Л. 129 об.-131.

    [12]             Этот документ от 22 октября 1927 года из Сборника «Дело митрополита Сергия» (С. 122-129). В  сборнике «Акты Святейшего патриарха Тихона, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943» // Сост. М. И. Губонин. М., 1994,  опубликован за подписью архиепископа Илариона (Троицкого). Но очевидно это ошибка, и по стилю, и по содержанию письмо  несомненно  принадлежит перу  М. А. Новоселова.

    [13]            При этом оговаривается: «Не подумайте, что эти апокалиптико-эсхатологические экскурсы я предлагаю в ка­честве непреложно-догматического толкования данных мест Откровения. Это было бы с моей стороны непозво­лительным притязанием, безумной дерзостью. Я только провожу пунктирную линию между образами Апока­липсиса и современными церковными событиями, которые невольно обращают мысль к этим пророческим об­разам, со своей стороны бросающим яркий луч света на данные события». (Акты Святейшего Патриарха Тихо­на... С. 526–527). Размышляя над таинственными образами Апокалипсиса, М. А. Но­воселов, отмечает, что для уразумения великих тайн Божиих (а здесь несомненно мы соприкасаемся с тайной великой и в известном смысле последней тайной земного бытия Церкви и человечества) ничего не могут дать ни самая широкая ученость, ни самый глубокий природный ум, ни самая утонченная  естественная мистика. И что лишь стяжавшие Дух Святой, приявшие Царствие Божие  внутрь себя, смогут их уразуметь, и увидеть при­знаки приближающейся кончины мира, распознать антихриста и не быть  обманутыми его ложью...         

    [14]            Катакомбный самиздат - различные рукописи и машинописи, имевшие хождение среди тайных христиан в Советском союзе  - еще ждет своих исследователей. Однако само по себе даже комплексное его изучение едва ли что прибавит  к тому, что  известно из устного предания.

    [15]         Что со всей ясностью свидетельствует  о том, что  иосифлянская экклезиология не была случайным явлением, продуктом изощренной мысли утонченных столичных богословов или напротив, в простоте своих категоричных выводов – порождением темных суеверных масс, охваченных апокалиптическим ужасом. Нет, это была  совершенно нормальная, спокойная, но твердая реакция здорового Церковного организма на появление и проникновение в него  тлетворной и пагубной чужеродной ереси, по словам, протоиерея Феодора Андреева,  «Ереси с большой буквы, ибо всякая ересь искажает учение Церкви, здесь же перед нами искажение самой Церкви со всем ее учением».

    [16]             «Благодатна ли Советская церковь?». Джорданвилль, 1948. С. 7.

    [17]              Из духовного наследия архиепископа Виталия. Православная жизнь. № 8, 1973. С. 31.

    [18]            Однако, увы далеко не все. Вероятно, этим  объясняется и тот факт, что Архиерейские Соборы Русской Зару­бежной Церкви так и не вынесли  четкого соборного определения в отношении сергианства и сергианской церкви. Конечно же, в отношении Московской патриархии и отдельных ее актов решения принимались постоян­но. Но именно экклезиологического определения дано не было, и в этом заключалась одна из причин столь пе­чального отступления  РПЦЗ в  конце ХХ века и ее бесславного конца в начале ХХI. 

    [19]         Арх. Аверкий. Современность в свете Слова Божия». Джорданвиль, 1975. Т. 1. С. 380, 371.

    [20]            «Тайна беззакония», Харбин, 1938 год; главы из этой книги  были опубликованы в 1960 году в статье «Эпоха Апостасии».

    [21]             Цит. по  изданию:  «Луч Света». В защиту Православной веры, в обличение атеизма и в опровержение доктрин неверия. Джорданвилль, 1971. Ч. 2. С. 197-199.

    [22]            «Автор в своем труде дает два образа Церкви в СССР, - пишет протоиерей Борис, - один образ гонимой «Ти­хоновской» Церкви, предпочитающей уйти в нелегальное существование, в «катакомбы», чтобы сохранить вну­треннюю свободу.  Другой образ «Сергиевской» (продолжаемой патриархом Алексием) Церкви, покупающей свою внешнюю свободу ценою полного внутреннего рабства безбожному правительству, и своего сотрудниче­ства с ним. Но, несмотря на их полную противоположность, автор старается объединить их под одним  общим названием «Плененной Церкви». Можно ли объединить тех, чья оболганная правда и чья невинная кровь до сих пор вопиют к небу,  с теми, которые не только не выступили на их защиту, но и похулили их мученический и ис­поведнический подвиг, назвав его преступлением, справедливо наказанным Советской властью? Что общего между теми, которые продолжают томиться в «горьких работах», медленно умирать от голода и пыток в тюрь­мах за правду Божию, за сохранение внутренней свободы Церкви, - теми, которые пользуются всеми преимуще­ствами советской легализации, получают высокие советские награды и носят на груди рядом с Панагией ордена с нечестивыми изображением Ленина? Автор напрасно старается искусственно связать их вместе в одну и ту же Церковь, и лелеять надежду на то, что они  в будущем «сольются в единый поток Святой Церкви». Правда с не­правдой «слиться» никогда не смогут. Об одном только можно молиться и на одно только можно надеяться – это на слезное покаяние падшей части Церкви и на ее просьбу о принятии ее вновь  в лоно истинной Святой Рос­сийской Церкви («Лжеправославие на подъеме». Сборник статей и материалов из  журнала «Православная Русь». Джорданвилль, 1954. С. 207).   

    [23]             «Триптих лжи». Там же. С. 104.

    [24]             Православная Русь. № 9, 1953. С. 1.

    [25]             Православный путь. 1970. С. 27.

    [26]            20. Какая же причина гонений на Церковь со стороны неверующей власти.

                    Ответ: Стремление подчинить Церковь своему влиянию и через Церковь приготовить народ к будущему принятию антихриста как политического и духовного главы падшего человечества.

                    28. Какая же причина стремлений современной гражданской власти подчинить Церковь своему влия­нию и власти, когда антихриста еще нет и власть гражданская не еретическая, но только неверующая.

                    Ответ: Власть гражданская борется с Богом путем проведения в жизнь коммунистических идей, и есть переходная ступень к полному антихристианству и власти богоборца антихриста. И ей необходимо одобрение ее действий со стороны духовенства, которое, кстати, сказать, необходимо и самому богоборцу антихристу, и кото­рое в лице лжепророка (Апок. 13, 11) укажет народу антихриста как самого лучшего правителя. Чтобы этого до­стигнуть необходимо изменить понятия духовенства, приучив его волей или неволей зло называть добром,  а до­бро злом, а этого без гонений на духовенство сделать невозможно.  // «Дело митрополита Сергия». ГА РФ. Ф. 5919. Оп. 1. Д. 1. Л. 215 об., 216 об.

    [27]            Косик О. В. Истинный воин Христов.. ПСТГУ. 2009. С. 301.

    [28]            А. Мазырин. Священномученик Митрополит Кирилл (Смирнов) как глава "правой" Церковной оппозиции. Круг его ближайших последователей // Богословский сборник. Вып 12. М.: Изд-во ПСТБИ, 2003. С. 251.

    [29]            Акты Святейшего Патриарха Тихона… С. 638, 655, 700–702.

    [30]            Мало убедительным представляется объяснение А. В. Журавского: «Для митрополита Кирилла "об­новленческая природа сергианства" заключается не в утверждении за деятельностью митрополита Сергия какой-то новой "ереси", а в нарушении нормального (патриаршего) церковного управления, в своеобразном "обновлении" митрополитом Сергием формы высшей церковной власти». (Журавский А. В. Указ. соч. С. 357-358).  

    [31]         «Видев же Симон, яко возложением рук апостолов дается Дух Святый, принесе им сребро, глаголя: дадите  и мне власть си ю, да на негоже аще положу руцы приимет Духа Святого. Петр же рече к нему: сребро твое с тобою да будет в погибель, яко дар Божий непщевал еси сребром стяжати. Несть ти части, ни жребия в словеси сем...» (Деяния 8, 18-21) 

    [32]            Журавский А. В. Указ. соч. С. 367.

     


    Опубликовано в Литературно-общественном журнале "Голос Эпохи", выпуск 2, 2012 г.

     

    ___________

    Заявление русской патриотической общественности

    ОТКРЫТО ДЛЯ ПОДПИСАНИЯ

    Категория: История | Добавил: Elena17 (16.11.2016)
    Просмотров: 871 | Теги: церковный вопрос, россия без большевизма, лидия сикорская, голос эпохи
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2055

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru