Труды великих военачальников и теоретиков военного дела любят сравнивать. В том числе и тогда, когда они относятся к разным странам и эпохам. В России иногда сопоставляют «Науку побеждать» А.В. Суворова и «Искусство войны» Сунь-цзы. Что весьма интересно и небесполезно.
Вот небольшой отрывок из «Науки побеждать» А.В. Суворова:
«Атака
Береги пулю на три дня, а иногда и на целую кампанию, когда негде взять. Стреляй редко, да метко, штыком коли крепко.
Пуля обмишулится, а штык не обмишулится.
Пуля – дура, а штык – молодец!
Коли один раз! Бросай басурмана со штыка! – мертв на штыке, царапает саблей шею.
Сабля на шею – отскокни шаг, ударь опять! Коли другого, коли третьего!
Богатырь заколет полдюжины, а я видал и больше.
Береги пулю в дуле!
Трое наскочат – первого заколи, второго застрели, третьему штыком карачун!
В атаке не задерживай! Для пальбы стреляй сильно в мишень.
На человека пуль двадцать, купи свинца из экономии, немного стоит. Мы стреляем цельно.
У нас пропадает тридцатая пуля, а в полевой и полковой артиллерии, разве меньше десятого заряду.
Фитиль на картечь! – Бросься на картечь! – Летит сверх головы. Пушки твои, люди твои!
Вали на месте! Гони, коли! Остальным давай пощаду. Грех напрасно убивать, они такие же люди.
Умирай за Дом богородицы, за матушку, за пресветлейший дом! – Церковь бога молит.
Кто остался жив, тому честь и слава!» (1).
А вот текст китайского мудреца Сунь-цзы:
«Сунь-цзы сказал: по правилам ведения войны наилучшее – сохранить государство противника в целости, на втором месте – сокрушить это государство. Наилучшее – сохранить армию противника в целости, на втором месте – разбить ее. Наилучшее – сохранить бригаду противника в целости, на втором месте – разбить ее. Наилучшее – сохранить батальон противника в целости, на втором месте – разбить его. Наилучшее – сохранить роту противника в целости, на втором месте – разбить ее. Наилучшее – сохранить взвод противника в целости, на втором месте – разбить его. Поэтому сто раз сразиться и сто раз победить – это не лучшее из лучшего; лучшее из лучшего – покорить чужую армию, не сражаясь» (2).
Видно, что китаец – прежде всего - мыслитель и политик. Русский же – воин и поэт. И поэт сильный! Небольшая «Наука побеждать» прочитывается на одном дыхании. Она – стихотворение в прозе. Представляется, что на момент написания, (1764 – 1765 гг.) «Наука побеждать» была едва ли не лучшим произведением российской поэзии. По простоте и экспрессивности языка, глубокой внутренней силе, индивидуальности авторского стиля её можно сопоставить с «Житием» Протопопа Аввакума.
Сунь-цзы разрабатывал технологию военного дела. Алгоритм, который будет действовать независимо от человека. В любых условиях и в любой ситуации. Которую могли бы применить люди, не слишком хорошо знающие военное дело и не любящие его. Но которым порой приходится воевать. И которые должны знать, когда надо сражаться, а когда надо предпочесть мир.
При анализе текста А.В. Суворова необходимо особенно учитывать не только его вербальное содержание, но и подтекст, энергетику. Суворов пишет для тех, кто любит и знает военное дело, живёт в нём. Для которого каждый бой – неповторимое произведение искусства. Самоценное и самодостаточное, что не отменяет конечных стратегических целей.
Для А.В. Суворова важен воин, а не технология. Отдельный человек, обожающий биться, многое чувствующий и понимающий вне рациональности. И могущий самостоятельно порождать новые алгоритмы и способы действия. Что сам Александр Васильевич с успехом и делал.
Так же Суворов занимался воспитанием именно таких солдат и военачальников – самостоятельных, гибких и решительных, влюблённых в военное дело.
Различия в концепциях наглядно демонстрируют различия национальных менталитетов русских и китайцев. У русских испокон веков проявлялась сила и мощь отдельного человека, его таланты и дарования. Китайцы были сильны организацией и порядком.
Принципы Сунь-цзы оказались очень востребованными в новейшее время при организации крупного бизнеса, мощных корпораций. Где требует использование единых, понятных и эффективных технологий. Которые должен применять человек средних способностей.
Русская культура породила много талантливых военачальников и просто отличных бойцов и командиров, которые удивительным образом справлялись с самыми тяжелыми и непредсказуемыми ситуациями.
Память о таких людях, как Суворов и Сунь-цзы, очень важна для выживания народов. Благодаря таким личностям люди просто-напросто хотят принадлежать к тому или иному народу.
А.В. Суворов был глубоко набожным православным человеком. Поэтому идея канонизировать полководца как православного святого представляется очень верной и своевременной. Можно обратиться к прецеденту – канонизации его великого современника флотоводца Фёдора Ушакова.
- А.В. Суворов Наука побеждать // http://www.tayna-net.org (дата обращения – 05. 08. 2016).
- Сунь-цзы. Искусство войны // http://royallib.com (дата обращения – 05. 08. 2016).
ВНИМАНИЮ ЧИТАТЕЛЕЙ!
Интернет-конференция "Стратегия Белой России" |