Русская Стратегия

      Цитата недели: "Вся наша русская культура, выраженная русским языком, корнями своими держится Православной Веры. Без Православной Веры жители России превращаются в русскоязычный народ, а русский человек в русского язычника. Да поможет нам Господь избежать эту жалкую участь." (Митр. Виталий (Устинов))

Категории раздела

История [1557]
Русская Мысль [240]
Духовность и Культура [283]
Архив [771]
Курсы военного самообразования [66]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

ПРОГРАММА "РУССКИЕ БЕСЕДЫ" НА "РУССКОЙ СТРАТЕГИИ"

ПРОГРАММА "ТОЧКА ЗРЕНИЯ"

ИСТОРИЯ СТРАНЫ МОЕЙ

СВОД. НОВОРОССИЙСКИЕ СТРОФЫ

Статистика


Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Друзья сайта

ПЕРВЫЙ ПОЛК РУССКОЙ АРМИИ
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » Духовность и Культура

    Лампада чистая любви. Возвещатель Небесной Правды

    Лампада чистая любви. Загадка и тайна Пушкина

    Каждая высокодуховная личность заключает в себе некую тайну, и мы бы  сформулировали ее, как тайну Святую, Евангельскую. Слава Богу, мы имеем слова великого Пушкина о Святом Евангелии. Вдумаемся в них. А каково наше личное отношение к Евангелию? Так ли мы любим Святость и так ли к Ней относимся, как это говорил, писал и делал Пушкин? Просто гордо произносить имя Пушкин и цитировать его слова, как некое заклинание, не будет ли это профанацией того, над чем думал, плакал, молился, страдал и печалился поэт... «Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицей народов, она не заключает уже для нас ничего не известного; книга сия называется  Е в а н г е л и е м – такова ее вечная прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному влечению и погружаемся духом в ее Божественное красноречие». Но почти тоже самое говорят святые отцы Церкви, а именно: даже одним благоговейным чтением Святого Евангелия можно избавиться от многого зла. Очевидно, что наши лучшие поэты потому и неисчерпаемы, что имеют Евангельскую духовную глубину. Духовность без Святого Еванглия – пустой звук, колебание воздуха, ибо какая может быть духовность без Бога Святого Духа? Не потому ли грех возрастает и даже оправдывается в мире, что люди возмечтали о своей «духовности» - культурной и прочей, основанной на превратном понимании смысла жизни, то есть на своеволии – гордости. Против эгоизма и своеволия (самовластья) в буквальном смысле всей душой восставал великий Пушкин.

    Удивительная духовная миссия А.С.Пушкина состоит и в том, что по нему можно определять, что в мире злобное, а что по-настоящему доброе. Пушкин – это самый верный духовный камертон жизни. Пушкину веришь, ибо такому духовному поэтическому совершенству не верить нельзя и даже преступно. Кто отвергает Пушкина и клевещет на него, тот отвергает Россию и ее народ. Весь духовный путь Пушкина никогда не будет известен. Это благочестивая тайна, о которой еще говорил поэт А.Блок: «Пушкин, тайную свободу пели мы вослед тебе». Пушкин всегда максимально открывается добрым, верующим сердцам, неизреченно утешая их среди мглы земных страстей и не на шутку разгулявшегося бесовства. ПУШКИНСКАЯ ПОЭЗИЯ - ЭТО ЛАМПАДА ЧИСТАЯ ЛЮБВИ! Более того, эта та самая неугасимая священная лампада, взирая на которую, мы можем избавиться от зла и придти к Богу. То, что духовный путь Пушкина завершился мученической смертью, только доказывает, что мы имеем дело не просто с великим поэтом, но поэтом-праведником, поэтом-мучеником, поэтом-пророком.

    Высказывает ли где-нибудь Пушкин свою позицию? Конечно! Но только не политическую и даже не общественную, а духовную. Вот, к примеру, пушкинское «Не дорого ценю я громкие права…» (1836) Написано прямо к сегодняшнему дню, когда во многих государствах только и разговоры о «правах человека» и их соблюдении. Особенно ревностно следят за соблюдением прав не у себя, а у других. Увлечение правами дошло до того, что в развитых государствах приняты законы в защиту самых ужасных пороков. Страшный и злобный грех против Бога дельцы быстро обратили в «право» грешить, как им хочется, поправ Закон Божий. Ничем другим, как новыми казнями и мщением Творца такое «правоохранительство» не закончится. Но вернемся к Пушкину.

     Не дорого ценя громко объявленные человеком в конституциях «права» (какие, спрашивается, «права» могут быть у грешника?), «от коих не одна кружится голова», Пушкин, не ни на кого и ни на что не ропща, открыто заявляет:

     

                                               И мало горя мне, свободно ли печать

                                               Морочит олухов, иль чуткая цензура

                                               В журнальных замыслах стесняет балагура.

                                               Все это, видите ль, слова, слова, слова…

     

    Иными словами, Богу - богово, а кесарю – кесарево! Вот хотели люди убить взятую в прелюбодеянии женщину (и имели на это право по закону), а Христос сжалился над ней и сказал: «Иди и не греши больше». Где же здесь права? Где почитается право, там мало любви. Буква мертвит, а дух животворит. Любовь и милость выше доморощенных прав! Если в обществе мало любви, то никакие права не помогут, оно обречено на нравственное и материальное вырождение. Благодать от Бога выше всех законов, кто благ, тот и прав!

     

                                                 Иные, лучшие, мне дороги права;

                                                 Иная, лучшая, потребна мне свобода:

                                                 Зависеть от царя, зависеть от народа -

                                                 Не все ли нам равно? Бог с ними

     

    И хоть Пушкин не богословствует прямолинейно, сохраняя благоговением перед Небесной Любовью, нам и так понятно, что Пушкин признает за человеком одно право – право любить. Будешь любить, значит, все остальное приложится. Разумеется, речь не идет о плотской, похотливой или страстной любви, но о любви духовной – к Богу и  ближнему. Бог дал человеку невиданную свободу и право! Человек может отвергнуть Бога, но тогда он неминуемо становится добычей тьмы, либо прибегнуть к Богу и стать гражданином Царства Небесного. Последнее слово за человеком и в этом проявляется особая любовь и уважение человеческого достоинства со стороны Творца! Ведь если бы не было такой невиданной свободы выбора, то не было бы у человека никакого подвига и заслуг, он бы не совершенствовался и не развивался.

    Пушкин дает гениальный ответ, как жить в мире и согласии!

     

                                                   Никому

                                                   Отчета не давать, себе лишь самому

                                                   Служить и угождать; для власти, для ливреи

                                                   Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;

                                                   По прихоти своей скитаться здесь и там,

                                                   Дивясь божественным природы красотам,

                                                   И пред созданьями искусств и вдохновенья

                                                   Трепеща радостно в восторгах умиленья.

                                                   Вот счастье! вот права...

     

    Нельзя угождать и потакать людям, особенно их грехам, не надо давать им отчета. Но если не людям, то ясно же перед Кем надо отчитываться, Кому угождать и Кого любить – Вечную Любовь! И опять Пушкин легок и не навязчив – «служить себе и угождать» означает одно – себя готовить для Царства Небесного, чтобы нам обновляться в Духе Святом. А это требует большой духовной работы или стяжания благодати Святого Духа, как об этом ясно наставляет преподобный Серафим Саровский. Главное – не гнуть совести, помыслов, самого себя ради одного земного – власти, почестей, славы, успехов и пр.. «Скитаться здесь и там» означает, чтобы быть на земле плача и страданий странником, идущим в Небесное Отечество! Почему по своей прихоти? Да потому что злоба может заставить человека быть изгнанником, что и получилось у Пушкина, которого по смехотворным причинам заставляли идти в ссылки. Искусство – это то, что не от человека, но от Бога. Шедевры искусства созданы в результате страшной духовной брани зла против Добра, ненависти против Любви. Вот и мы, читая гениального Пушкина, читаем и его гениальную жизнь и трепещем «радостно в восторгах умиления»! Это ли не счастье! Это ли не права! Но за это наше счастье и права Пушкин заплатил высокую цену своей гениальной жизни… Об этом нужно помнить всегда и молиться за убитого поэта.

    Счастье по Божественному певцу А.С.Пушкину – быть свободным от всего тленного и греховного! Постоянно удивляться всему Божественному, радостно в восторгах умиления трепетать от того, как может быть славен человек в поклонении не людям, не своей самости, но Богу – вот пушкинский призыв на века.

    Итак, Святая Поэзия лучших поэтов Святой Руси не менее важна, чем церковная проповедь, а иногда и более, потому что церковную проповедь слушают в основном верующие, а поэзия способна влиять на сердца миллионов людей, не укрепленных еще в вере и благочестии. За последние сто лет тьма очень постаралась для угашения пушкинской поэзии, выдавая ее за «культурный феномен» и старательно скрывая ее духовную сущность. Кроме того, сам образ Пушкина был настолько искажен и переделан под советские рамки, что от подлинного Пушкина в СССР почти ничего не осталось. Убитого поэта выдавали за «дуэлянта», «неуживчивого человека», «атеиста», «друга декабристов» и прочее, стараясь очернить его личность и тем самым повлиять на изменение отношения народа к своему любимому поэту, национальной гордости великороссов и мировому сокровищу. Цель такая – «ну, раз Пушкин не так хорош в жизни, то не столь прекрасны и его стихи, которыми принято восхищаться». Современные враги Пушкина до сих пор умаляют святую поэзию «несвятого Пушкина», чтобы не допустить распространения ее духовного влияния на сердца и умы людей. Но даже не сведущий о Церкви человек понимает, что без Церковной святости не бывает ничего хорошего и доброго, а одно лишь злобное и нечистое. Святые стихи рождаются из чистоты верующего в Бога сердца, из восторженной души, созданной по образу Божией и призванной стать подобием Бога. И в этом ей помогает Святая Поэзия, особенно пушкинская!

    В недоумении останавливается наше сознание перед пушкинским «Пророком». Такое ощущение, что Пушкин описывает реально происходившие именно с ним события! Ибо одним самым блестящим умом и знаниями такое невозможно написать. Да так оно и есть! Даже зная жития святых и понимая смысл духовного преображения человека, так реалистично и в то же время совершенно в небесном ключе представить его спасение – такое под силу только гениальной личности, опытно познавшей Божественное откровение. Пушкинского «Пророка» читаешь со священным ужасом и трепетом, настолько оно поражает, открывая нам великую тайну Бога и человека. Если мы скажем, что «Пророк» - это о поэте и его духовной миссии, то это будет недалеко от истины. Но Пушкин вряд ли собирался показать только свой путь, как путь поэта. После антигосударственного восстания декабристов ему надо было показать, в чем состоит истинное предназначение человека, как создания Божьего. Политическим принуждением и эгоистическим своеволием ничего доброго не создашь и никого не осчастливишь. «Пророк» - это о каждом из нас в этом мире! На пророческое служение не напрашиваются, поскольку оно связано с крайним напряжение телесных и духовных сил. Главным условием для пророческого служения – несения Правды Бога в житейскую пустыню является отречение от мира греха, лукавых похотей и сатаны (в Таинстве Крещения). «Мрачная пустыня» - это наш земной временный мир, обуреваемый слепыми страстями и ложью, и непригодный для Царства Небесного, не смотря на все его мнимые «достижения» и «права», о чем мы уже говорили выше. Без этого отречения от мира («не любите мира и того, что в мире, ибо мир лежит во зле»), невозможно угодить Богу и исполниться духовности. Кто любит мир и грех, в том нет любви, а без любви все разрушается. Кто не принимает мир зла и гордости, тот томится в духовной жажде, в надежде на милость Божью, что Господь даст сил преодолеть все соблазны, искушения и победить внутри все неустроения, тоску, печаль, уныние и пр., чтобы стать кротким и смиренным по сердцу, из которого уже не будут исходить злые помыслы. Сам Господь призывает не у духовника, не у соседа или еще кого из людей научиться этому, но у Него Самого. Иначе покоя не видать. Отречение от мира порочного и прелюбодейного вводит нас во вражду с ним и в общение с Богом. Что делает Бог-Любовь! Он посылает человеку небесную помощь, чтобы тот помог человеку обрести спасение. Достигается это очень непросто и даже страшно! Тут нет никакой надежды на свои силы. Только спасительная помощь Божья может нас преобразить при нашем согласии на этот подвиг. Небесная Сила является и показывает Свое могущество и полную беспомощность смертного, падшего создания. Необходимо увидеть все сотворенное Богом совсем в другом свете, чем это было раньше, для чего человеку открываются духовные, «вещие» очи. Новое видение не может не пугать, но старым уже жить нельзя. И слышать теперь надо по-другому, для того, чтобы познать Божье – «и Неба содрогание, и горний Ангелов полет и гад морских подземных ход и дольней лозы прозябанье», то есть правильно различать добро и зло. Если соблазняет нас язык, то с ним поступить особенно жестоко – вырвать его, чтобы говорить одно Божие на пользу и во спасение. Всякое празднословие и лукавство следует оставить не своими силами, но с помощью Божьей. Тогда только Бог даст премудрость и правильное разумение духовного. Вероятно, читающие «Пророка» заметили, что Пушкин ничего не пишет о воздействии на мозг человека, на что особенно пытаются сегодня влиять все, кому не лень («промывка мозгов»). Бог не живет в большом уме, но в детском сердце. Поэтому не случайно, что последним актом воскрешения человека к новой жизни является замена плотского сердца на «угль пылающий огнем», что без сомнения означает Причащение Тела и Крови Христовых. Ум чаще всего ошибается, ибо он склонен к прагматизму, рационализму, догматизму и прочим заумствованиям. Этим показывается, что за человеком остается свобода выбора – в его уме и воле прийти в согласие с Богом и стать Божьим прорекателем (пророком) и исполнителем заповедей Божьих или же и дальше довольствоваться одним земным в угоду мамоны и брюха. Имей веру, которая не в уме, но в  любящем сердце и чувствах, и двинешь горы! Причем не так уж важно, монах ты или мирянин. Но если слышимое от священника или монаха святое мы считаем само собой разумеющимся, то тем более ценно для нас, когда посреди мира раздается голос в защиту веры, Родины и человека.

    Далекие от духовного люди полагают, что человек входит в поэзию и в культуру, занимая в них определенное положение, но на самом деле Высокая Поэзия посещает человека, и он исполняет не свою, а Ее волю. Гениальные поэт не думает ни о чем таком, что отвлекает их от Божественной миссии. Поэтому и пушкинского «Пророка» следует рассматривать гораздо шире, чем просто рождение пророка или путь поэта – это своего рода  в о с к р е с е н и е падшего, тленного человека в новую тварь! Такое чудесное воскресение происходит не сразу, не вдруг, но по мере отречения человека от самости и греховности. Человек ощущает полное безсилие, чтобы вырвать жало греха из себя и вверяется в волю Божью, то есть смиряется. В это смиренное состояние и входит в человека Господь и воскресает его к новой нетленной жизни (через Таинство Святого Причастия). Человек уже не живет сам по себе или как хочется (или «как другие»), но творит одну святую волю Божью, повеления Творца: «Исполнись волею Моей!»  «Восстань, - говорит Бог человеку, - из своих немощей и делай все во Славу Любви Божьей, Которая не перестает никогда, и Я сделаю тебя великим». Вот о чем на  самом деле великий пушкинский духовный шедевр «Пророк»!

    Смешны и нелепы попытки представить видение Пушкиным небесного, как «поэтическую аллегорию». Мол, Пушкин так призывает к социальному служению «на благо коммунизма» или во имя иных несбыточных человеческих химер.

    Пушкинские стихи – это молитвенный фимиам, который возносит и  нас на Небо. Пушкин – это великий пророк, возвещающий Вечную и Безсмертную Божественную Истину, не взирая ни на какие опасности и даже смерть. Такая поэзия не может не быть святой! Ведь в России поэт – больше чем поэт, он именно пророк, возвещатель Небесной Правды – Любви.

    Продолжение следует...

    А.Н. Башкиров

    Русская Стратегия

    http://rys-strategia.ru/

    Категория: Духовность и Культура | Добавил: Elena17 (01.09.2017)
    Просмотров: 31 | Теги: Русское Просвещение, андрей башкиров, русская литература, Александр Пушкин
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 583

    БИБЛИОТЕКА

    ГЕРОИ НАШИХ ДНЕЙ

    ГАЛЕРЕЯ

    ПРАВОСЛАВНО-ДЕРЖАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru