Приобрести книгу в нашем магазине
И.Б. Иванов. Русское Подполье. ХРИСТИАНСКИЙ ПЕРСОНАЛИЗМ ПРОТИВ ЛЖЕРЕЛИГИИ КОММУНИЗМА (2)
И.Б. Иванов. Русское Подполье. ХРИСТИАНСКИЙ ПЕРСОНАЛИЗМ ПРОТИВ ЛЖЕРЕЛИГИИ КОММУНИЗМА (1)
Принцип социальности отнюдь не случайно был внесён социал-христианами в название организации: вслед за христианством он составлял один из ключевых элементов мировоззрения и Программы ВСХСОН. И если христианство подпольщики противопоставляли материализму и противобожию, то социальность – социализму.
О социальности как об антиподе социализма говорил и русский философ Иван Александрович Ильин (1882–1954). В своей работе «Крах социализма» он, в частности, писал:
«”Социальный” и “социалистический” совсем не равнозначные понятия. Мыслить и чувствовать “социально” значит заботиться о своих согражданах и особенно о слабых и нуждающихся; это значит бороться против эксплуатации человека человеком; это значит иметь душу братски-сострадательную, искать справедливости; это значит строить народное благосостояние на благосостоянии всех граждан, взятых порознь; это значит будить и оживлять качественные, творческие силы человеческого инстинкта и человеческого духа во всех слоях народа. Вот что значит мыслить и чувствовать социально. И вот эта сущность дела вытекает целиком из христианского духа, а не материализма и безбожия: в материализме и безбожии оказывается заложено обратное.
Отсюда вывод: кто мыслит социально – совсем не должен быть марксистом, безбожником и социалистом; а кто идёт за материализмом, безбожием и социализмом, тот будет действовать анти-социально.
Разрешить социальный вопрос значит найти справедливый, братский строй. И вот оказывается, что социализм не только не разрешает социальный вопрос, но доводит его до невиданной в мире трагической остроты: порядок жизни, вводимый социалистами, оказался законченно анти-социальным» [i].
И.А. Ильин справедливо отмечал, что социализм стремиться отнять у людей всё и сделать их равными в нищете (за исключением узкой правящей прослойки, которая и становится при такой порочной системе единственным реальным обладателем всех благ) и ничего общего с понятием социальности и социальной справедливости социализм не имеет.
Так же понимали социальность и члены ВСХСОН, поэтому они считали необходимым в корне изменить существовавшую в Советском Союзе социальную структуру общества.
Коммунисты провозгласили советское общество «бесклассовым». Но на самом деле в социальном плане оно жёстко разделялось на два класса: эксплуатируемый, обираемый класс полурабов, составляющий основную массу населения страны – рабочих, служащих, колхозников – и эксплуататорский класс коммунистической номенклатуры. «Неприкрытая сущность коммунизма, – заявляла Программа ВСХСОН, – заключается в том, что партия, захватившая власть во имя освобождения человека от эксплуатации, образовала класс всемогущих эксплуататоров» [ii].
В СССР принадлежность человека к партии ставила его в особое, привилегированное положение по отношению к беспартийной массе. Но само по себе членство в КПСС ещё не меняло социального положения людей: компартия была построена по масонскому принципу, в соответствии с которым миллионы рядовых коммунистов, стоящих на нижних иерархических ступеньках – те же рабочие и колхозники, – не имели ни реального голоса, ни доступа к спецкормушкам; рядовую партийную массу пичкали словоблудием марксизма-ленинизма, но, как принято в масонских ложах, в свои истинные цели и задачи партийцы «высшего градуса» её отнюдь не посвящали. Настоящим паразитическим, эксплуататорским классом были профессиональные партработники (члены ЦК, «освобождённые секретари» всех уровней и т.д.), ограниченные в своём самовластии только тем, что они не могли передавать власть и привилегии по наследству. Ступенькой ниже по рангу стояла номенклатура чекистская, комсомольская, военная, производственная, профсоюзная…
Поэтому особое внимание ВСХСОН обращал на необходимость воссоздания в России среднего класса – основы здорового общества. А средний класс в понимании социал-христиан – это, прежде всего, социально значимый, широкий слой общества, проникнутый патриотическим сознанием, служащий национальному процветанию – инженеры и высококвалифицированные рабочие, военные, духовенство, педагоги, врачи, государственные служащие, люди искусства и науки, свободные, ведущие крепкое хозяйство крестьяне. Все они должны были занять достойное место в освобождённой России.
Необходимым условием для формирования подлинного среднего класса ВСХСОН считал проведение общенациональной реституции, которая вернула бы народу собственность, отнятую у него после 1917 года в результате тотальной экспроприации. Нужно учесть, что в российских условиях проведение реституции – вопрос не только исключительной важности, но и исключительной сложности, ведь в России, в отличие от стран Восточной Европы, с момента захвата власти «экспроприаторами» сменилось несколько поколений. К тому же в первой в мире стране социализма от большевистского грабежа пострадали не только привилегированные сословия, но и широкие слои трудящихся. А самой массовой жертвой «экспроприаций» оказалось крестьянство, лишённое большевиками земли, имущества, превращённое через колхозы – своеобразные трудовые лагеря-резервации – в крепостных полурабов партии.
Поэтому теоретическая разработка справедливого и эффективного механизма реституции, который позволил бы всем гражданам страны вновь стать реальными собственниками и гарантировал бы их от потери собственности в будущем, – несомненное достижение и заслуга ВСХСОН.
Социал-христиане полагали, что в Свободной России земля должна принадлежать всему народу в качестве общегражданской собственности; граждане, свободные общины и государство будут пользоваться ею на правах ограниченного держания. Исключительным правом на эксплуатацию недр, лесов и вод, имеющих общенациональное значение, будет обладать государство.
Предприятия промышленности и обслуживания – перейдут в собственность и самоуправление коллективам, вкладывающим в них свой труд или средства. Но энергетическая, горнодобывающая, военная промышленность, а также железнодорожный, морской и воздушный транспорт общенародного значения не должны подлежать персонализации.
Торговля – станет свободной, при оставлении за государством права устанавливать в общественных интересах допустимый предел цен на основные товары и контролировать внешнюю торговлю.
Механизмы проведения реформ, их конкретные детали излагались в «Комментариях к Программе ВСХСОН» – над этим документом работал И.В. Огурцов (к сожалению, работа не была завершена).
[i] Ильин И.А. Собрание сочинений: Статьи. Лекции. Выступления. Рецензии (1906–1954). – М.: Русская книга, 2001. С. 419–420.
[ii] Бородин Л.И. Без выбора. С. 463.
|